Солнечная электростанция 30кВт - бизнес под ключ за 27000$

15.08.2018 Солнце в сеть




Производство оборудования и технологии
Рубрики

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРУШЕНИЯ ГОРНЫХ ПОРОД ПРИ БУРЕНИИ

Основной операцией при сооружении скважины является разрушение горной породы на забое. При проведении этой опе­рации происходит углубка скважины. Скорость углубления за­висит" от интенсивности забойного процесса разрушения. Коли­чественной характеристикой интенсивности забойного процесса является механическая скорость бурения или скорость проходки. Она определяется следующим выражением:

ум = НИ, м/ч, (1.18)

где Н — углубление (проходка), м; Ь — время бурения, ч.

При разрушении породы происходит изнашивание породо­разрушающего (забойного) инструмента. Интенсивное изнаши­вание инструмента увеличивает его расход и непроизводитель­ные затраты времени на его замену, что снижает производи­тельность и повышает стоимость буровых работ. Следовательно, второй характеристикой забойного процесса является полная проходка на долото и коронку Нк.

Механическая скорость бурения и проходка на долото (ко­ронку) связаны между собой следующей зависимостью

Нк — им. к^к,

где и«. к — средняя (конечная) скорость бурения; /к — время пребывания инструмента на забое.

От численного значения механической скорости бурения, пол­ной или ограниченной, проходки #=/(?) зависит производи­тельность бурения. Рассмотрим — эту зависимость на примере оп­ределения производительности бурения за рабочую смену.

С этой целью введем следующие величины: Т — время работы за смену; Яр— углубление (проходка) скважины за один спуск породоразрушающего инструмента в скважину; /р— время чис­того бурения, за которое получена рейсовая проходка Яр; Тсп — время, затрачиваемое на спуск породоразрушающего инстру­мента в скважину, на его подъем из скважины и проведение вспомогательных операций, связанных со спуско-подъемом при данной глубине бурения; Кр — число рейсов за смену.

Производительность бурения за смену равна

П = К„НР. (1.19)

Так как

/р + Т’с

Яр Ь + тс

Подпись: /р + Т’с Яр Ь + тс Кр-

то

П = ——— Т.

Рабочее время Т регламентировано. Поэтому производитель­ность за смену зависит от выражения

—— [1]—= vv,

(Р + Гсп р

которое имеет размерность скорости и называется рейсовой ско­ростью.

При Тсп = 0 рейсовая скорость переходит в механическую скорость. Обычно Тс„>0, поэтому Vp<Vы.

В более общем виде формула рейсовой скорости записыва­ется так:

», — гЛ-

Ч ; СП

где Я=Я(£).

Произведем анализ этой формулы при различных методах отработки долот.

Долота и коронки, применяемые в практике, можно разде­лить на две группы: самозатачивающиеся и затупляющиеся.

1. При бурении самозатачивающимся инструментом скорость бурения для принятой осевой нагрузки на забой постоянна, так как опорная поверхность забойного инструмента на породу практически остается постоянной, независимой от времени бу­рения. В этом случае текущее значение проходки определяется выражением

И = х^ (1.21)

при ом=соп81. Тогда текущее значение рейсовой скорости будет

[< ИМ

УР =

Эта функция непрерывно возрастает при увеличении времени бурения и при /->-оо, »р->-ун. Ее ограниченное значение будет достигнуто при полном времени работы породоразрушающего инструмента {|(, определяющем его стойкость. Тогда конечная рейсовая скорость

(1.22)

2. Затупляющийся породоразрушающий инструмент в за­висимости от условий бурения может отрабатываться при по­стоянной или при переменной осевой нагрузке на забой. Когда бурение производится при постоянной осевой нагрузке на по­родоразрушающий инструмент, механическая скорость бурения уменьшается под влиянием износа и затупления резцов. В этом случае средняя скорость проходки V„(i)^vм. к и рейсовая ско­рость

^rrrV-’ (1-23)

‘ Г I СП

где H=H(t) при Я(/)^7/к и /sSJ/k. Эта функция зависит от времени бурения и при некотором времени tom имеет экстре­мальное (максимальное) значение. Указанное время получило название оптимального. При достижении его прекращают бу­рение и заменяют затупившееся долото (коронку) исправным. Определив первую производную функцию (1.23), находим ус­ловие, при котором рейсовая скорость принимает максимальное значение:

(t+Tcn)-~-H dvр dt

dt (f+Гсп)»

Так как (^ + 7’сп)>0, то, приравнивая числитель к нулю, имеем

£—(7^-) (1.24,

л I —р I сп /max

V — Up. max — (1.25)

Подпись: £--(7^-) (1.24, л  I —р I сп /max V — Up. max- (1.25) dH ( Н di

или

Функция

dH.. Л Н

— = %)— lim-

dt М

М-+0

носит название мгновенной скорости бурения. Следовательно, рейсовая скорость принимает максимальное значение тогда,

SHAPE \* MERGEFORMAT ХАРАКТЕРИСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРУШЕНИЯ ГОРНЫХ ПОРОД ПРИ БУРЕНИИ

2*

Подпись: 2*35

4,0

14,3

2,6

3.0

13.0

2,9

3,5

13,7

2,75

2,0

9,5

2,7

2,5

12,0

3,0

когда ее текущее значение становится равным мгновенной ско­рости.

Непосредственно на буровой (опт определяют по изменению рейсовой скорости, устанавливая ее расчетом по формуле (1.23). Пример такого расчета следующий:

t, ч…………………………….. 0,5 1,0 1,5

Н, м……………………………………… 2,5 4,5 6,9

vD=—………………………………… 1,25 1,86 2,3

t + Ten

Здесь рейсовая скорость определена при 7’сп = 2 ч. .

Из вывода видно, что максимальная рейсовая скорость равна 3 м/ч. Ее значение соответствует времени £ = 2,5 ч.

Для определения времени /„пт различными авторами пред­ложен ряд приборов. Опишем принцип работы одного из них, предложенного в Томском политехническом институте В. И. Зва — рыгиным.

Прибор основан на математической аналогии двух зависи­мостей

Н. U ———————— —— И 1 = ——————————— ,

вторая из которых выражает закон Ома для электрической цепи с активным сопротивлением. Прибор работает следующим об­разом.

При возрастании проходки H=H(t) увеличивается напряже­ние U=U(t) на зажимах электрической цепи, а при повышении времени бурения t возрастает сопротивление г,. Величина соп­ротивления г2 устанавливается пропорциональной ТСП, относя­щимся к глубине бурения, на которой находится долото. Ток i=i(t) в электрической цепи достигает максимума, когда вы­полняется условие и = иР. max. В это время срабатывает реле, включающее световое табло или звуковой сигнал, предупреж­дающий бурильщика о необходимости замены долота. Заметим, что при t<t0пт долото или коронка по изнашиванию недорабо­таны, что может иногда повышать стоимость бурения одного метра горных пород за счет большого расхода долот и коронок.

При бурении с переменной нагрузкой на забой поддержи­вают среднюю скорость проходки постоянной. В этом случае рейсовая скорость возрастает при увеличении времени нахожде­ния долота на забое. Наибольшая рейсовая скорость (немакси­мальная) будет получена при t = tR. Она равна

V • _ Як _ t’M

Р + Т СП 1 + ГсгЛ

где ом = const. *

Зависимости ур=ир(/) для трех выше рассмотренных слу­чаев отработки забойного инструмента изображены на рис. 1.15.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРУШЕНИЯ ГОРНЫХ ПОРОД ПРИ БУРЕНИИ

Эти рисунки относятся главным образом к работе породораз­рушающего инструмента режущего типа.

При отработке шарошечных долот учитывают стойкость опор шарошек. Если ресурс опор шарошек определяется временем *опр, то при /опр5г/к отработка долота при постоянной осевой нагрузке на забой производится по максимальной рейсовой скорости. Долото отрабатывается полностью, когда Гсп^/К. При ^опр</и вооружение долота не отработано. Замена долота

ПРОИЗВОДИТСЯ при /</опр.

Различные выражения рейсовой скорости, йриведенные выше, показывают, что рейсовая скорость повышается при уве-

о б * в

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРУШЕНИЯ ГОРНЫХ ПОРОД ПРИ БУРЕНИИ

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРУШЕНИЯ ГОРНЫХ ПОРОД ПРИ БУРЕНИИ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРУШЕНИЯ ГОРНЫХ ПОРОД ПРИ БУРЕНИИ

Рис. 1.15. Зависимость рейсовой скорости от времени бурения при различных

способах отработки породоразрушающего инструмента:

а — прн бурении самозатачивающимся инструментом при постоянной осевой нагрузке; б — при бурении затупляющимся инструментом при постоянной осевой нагрузке иа забой; в — при бурении затупляющимся инструментом при принудительной подаче

личении механической скорости бурения, времени пребывания долота на забое и при уменьшении времени, затрачиваемого на производство спуско-подъемиых и связанных с ними опера­ций. Следовательно, для повышения производительности буре­ния необходимо: 1) повышать механическую скорость бурения;

2) увеличивать время пребывания породоразрушающего инст­румента на забое; 3) уменьшать затраты времени на производ­ство спуско-подъемпых и связанных с ними вспомогательных операций.

На современном этапе развития техиики и технологии буре­ния разведочных скважин эти требования более полно реали­зуются при алмазном бурении снарядами со съемными керно- приемпиками (ССК и К. ССК), в буровых установках с гидрав­лическим транспортом керна с забоя, а также при бескерновом бурении.

Расход породоразрушающих инструментов и истирающих материалов тесно увязан со скоростью бурения и стойкостью долот и коронок. Расход долот или коронок на один метр про­ходки в штуках определяется выражением

Нц ин-к^к

Массовый расход истирающих материалов ^ _ О _ О Нк ^м — к^к

где (7 — масса изношенного истирающего материала при произ­водстве проходки Як.

Из приведенных формул видно, что для снижения расхода забойного инструмента необходимо увеличивать скорость бу­рения и повышать его износостойкость Iк■ Повышение качества истирающего материала также способствует решению этой за­дачи.

Механическая скорость бурения, расход долот и истираю­щих материалов существенно зависят от сочетания параметров режима бурения: осевой нагрузки на забой, частоты вращения долота, количества очистного агента. Бурение необходимо про­изводить так, чтобы сочетание этих параметров обеспечивало снижение стоимости буровых работ за счет повышения скорости бурения и уменьшения расхода забойного инструмента. Выяв­лению оптимальных условий разрушения горных пород при бу­рении способствует развитие теории бурения и проведение экс­периментальных исследований в целях разработки технологии бурения на научной основе.

Комментарии запрещены.