ХАРАКТЕРИСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРУШЕНИЯ ГОРНЫХ ПОРОД ПРИ БУРЕНИИ
Основной операцией при сооружении скважины является разрушение горной породы на забое. При проведении этой операции происходит углубка скважины. Скорость углубления зависит" от интенсивности забойного процесса разрушения. Количественной характеристикой интенсивности забойного процесса является механическая скорость бурения или скорость проходки. Она определяется следующим выражением:
ум = НИ, м/ч, (1.18)
где Н — углубление (проходка), м; Ь — время бурения, ч.
При разрушении породы происходит изнашивание породоразрушающего (забойного) инструмента. Интенсивное изнашивание инструмента увеличивает его расход и непроизводительные затраты времени на его замену, что снижает производительность и повышает стоимость буровых работ. Следовательно, второй характеристикой забойного процесса является полная проходка на долото и коронку Нк.
Механическая скорость бурения и проходка на долото (коронку) связаны между собой следующей зависимостью
Нк — им. к^к,
где и«. к — средняя (конечная) скорость бурения; /к — время пребывания инструмента на забое.
От численного значения механической скорости бурения, полной или ограниченной, проходки #=/(?) зависит производительность бурения. Рассмотрим — эту зависимость на примере определения производительности бурения за рабочую смену.
С этой целью введем следующие величины: Т — время работы за смену; Яр— углубление (проходка) скважины за один спуск породоразрушающего инструмента в скважину; /р— время чистого бурения, за которое получена рейсовая проходка Яр; Тсп — время, затрачиваемое на спуск породоразрушающего инструмента в скважину, на его подъем из скважины и проведение вспомогательных операций, связанных со спуско-подъемом при данной глубине бурения; Кр — число рейсов за смену.
Производительность бурения за смену равна
П = К„НР. (1.19)
Так как
/р + Т’с Яр Ь + тс |
Кр-
то
П = ——— Т.
Рабочее время Т регламентировано. Поэтому производительность за смену зависит от выражения
—— [1]—= vv,
(Р + Гсп р
которое имеет размерность скорости и называется рейсовой скоростью.
При Тсп = 0 рейсовая скорость переходит в механическую скорость. Обычно Тс„>0, поэтому Vp<Vы.
В более общем виде формула рейсовой скорости записывается так:
», — гЛ-
Ч ; СП
где Я=Я(£).
Произведем анализ этой формулы при различных методах отработки долот.
Долота и коронки, применяемые в практике, можно разделить на две группы: самозатачивающиеся и затупляющиеся.
1. При бурении самозатачивающимся инструментом скорость бурения для принятой осевой нагрузки на забой постоянна, так как опорная поверхность забойного инструмента на породу практически остается постоянной, независимой от времени бурения. В этом случае текущее значение проходки определяется выражением
И = х^ (1.21)
при ом=соп81. Тогда текущее значение рейсовой скорости будет
[< ИМ
УР =
Эта функция непрерывно возрастает при увеличении времени бурения и при /->-оо, »р->-ун. Ее ограниченное значение будет достигнуто при полном времени работы породоразрушающего инструмента {|(, определяющем его стойкость. Тогда конечная рейсовая скорость
(1.22)
2. Затупляющийся породоразрушающий инструмент в зависимости от условий бурения может отрабатываться при постоянной или при переменной осевой нагрузке на забой. Когда бурение производится при постоянной осевой нагрузке на породоразрушающий инструмент, механическая скорость бурения уменьшается под влиянием износа и затупления резцов. В этом случае средняя скорость проходки V„(i)^vм. к и рейсовая скорость
^rrrV-’ (1-23)
‘ Г I СП
где H=H(t) при Я(/)^7/к и /sSJ/k. Эта функция зависит от времени бурения и при некотором времени tom имеет экстремальное (максимальное) значение. Указанное время получило название оптимального. При достижении его прекращают бурение и заменяют затупившееся долото (коронку) исправным. Определив первую производную функцию (1.23), находим условие, при котором рейсовая скорость принимает максимальное значение:
(t+Tcn)-~-H dvр dt
dt (f+Гсп)»
Так как (^ + 7’сп)>0, то, приравнивая числитель к нулю, имеем
£—(7^-) (1.24, л I —р I сп /max V — Up. max — (1.25) |
dH ( Н di
или
Функция
dH.. Л Н
— = %)— lim-
dt М
М-+0
носит название мгновенной скорости бурения. Следовательно, рейсовая скорость принимает максимальное значение тогда,
SHAPE \* MERGEFORMAT
2* |
35
4,0 14,3 2,6 |
3.0 13.0 2,9 |
3,5 13,7 2,75 |
2,0 9,5 2,7 |
2,5 12,0 3,0 |
когда ее текущее значение становится равным мгновенной скорости. Непосредственно на буровой (опт определяют по изменению рейсовой скорости, устанавливая ее расчетом по формуле (1.23). Пример такого расчета следующий: t, ч…………………………….. 0,5 1,0 1,5 Н, м……………………………………… 2,5 4,5 6,9 vD=—………………………………… 1,25 1,86 2,3 t + Ten Здесь рейсовая скорость определена при 7’сп = 2 ч. . Из вывода видно, что максимальная рейсовая скорость равна 3 м/ч. Ее значение соответствует времени £ = 2,5 ч. Для определения времени /„пт различными авторами предложен ряд приборов. Опишем принцип работы одного из них, предложенного в Томском политехническом институте В. И. Зва — рыгиным. Прибор основан на математической аналогии двух зависимостей Н. U ———————— —— И 1 = ——————————— , вторая из которых выражает закон Ома для электрической цепи с активным сопротивлением. Прибор работает следующим образом. При возрастании проходки H=H(t) увеличивается напряжение U=U(t) на зажимах электрической цепи, а при повышении времени бурения t возрастает сопротивление г,. Величина сопротивления г2 устанавливается пропорциональной ТСП, относящимся к глубине бурения, на которой находится долото. Ток i=i(t) в электрической цепи достигает максимума, когда выполняется условие и = иР. max. В это время срабатывает реле, включающее световое табло или звуковой сигнал, предупреждающий бурильщика о необходимости замены долота. Заметим, что при t<t0пт долото или коронка по изнашиванию недоработаны, что может иногда повышать стоимость бурения одного метра горных пород за счет большого расхода долот и коронок. При бурении с переменной нагрузкой на забой поддерживают среднюю скорость проходки постоянной. В этом случае рейсовая скорость возрастает при увеличении времени нахождения долота на забое. Наибольшая рейсовая скорость (немаксимальная) будет получена при t = tR. Она равна V • _ Як _ t’M Р + Т СП 1 + ГсгЛ где ом = const. * Зависимости ур=ир(/) для трех выше рассмотренных случаев отработки забойного инструмента изображены на рис. 1.15. |
Эти рисунки относятся главным образом к работе породоразрушающего инструмента режущего типа.
При отработке шарошечных долот учитывают стойкость опор шарошек. Если ресурс опор шарошек определяется временем *опр, то при /опр5г/к отработка долота при постоянной осевой нагрузке на забой производится по максимальной рейсовой скорости. Долото отрабатывается полностью, когда Гсп^/К. При ^опр</и вооружение долота не отработано. Замена долота
ПРОИЗВОДИТСЯ при /</опр.
Различные выражения рейсовой скорости, йриведенные выше, показывают, что рейсовая скорость повышается при уве-
Рис. 1.15. Зависимость рейсовой скорости от времени бурения при различных
способах отработки породоразрушающего инструмента:
а — прн бурении самозатачивающимся инструментом при постоянной осевой нагрузке; б — при бурении затупляющимся инструментом при постоянной осевой нагрузке иа забой; в — при бурении затупляющимся инструментом при принудительной подаче
личении механической скорости бурения, времени пребывания долота на забое и при уменьшении времени, затрачиваемого на производство спуско-подъемиых и связанных с ними операций. Следовательно, для повышения производительности бурения необходимо: 1) повышать механическую скорость бурения;
2) увеличивать время пребывания породоразрушающего инструмента на забое; 3) уменьшать затраты времени на производство спуско-подъемпых и связанных с ними вспомогательных операций.
На современном этапе развития техиики и технологии бурения разведочных скважин эти требования более полно реализуются при алмазном бурении снарядами со съемными керно- приемпиками (ССК и К. ССК), в буровых установках с гидравлическим транспортом керна с забоя, а также при бескерновом бурении.
Расход породоразрушающих инструментов и истирающих материалов тесно увязан со скоростью бурения и стойкостью долот и коронок. Расход долот или коронок на один метр проходки в штуках определяется выражением
Нц ин-к^к
Массовый расход истирающих материалов ^ _ О _ О Нк ^м — к^к
где (7 — масса изношенного истирающего материала при производстве проходки Як.
Из приведенных формул видно, что для снижения расхода забойного инструмента необходимо увеличивать скорость бурения и повышать его износостойкость Iк■ Повышение качества истирающего материала также способствует решению этой задачи.
Механическая скорость бурения, расход долот и истирающих материалов существенно зависят от сочетания параметров режима бурения: осевой нагрузки на забой, частоты вращения долота, количества очистного агента. Бурение необходимо производить так, чтобы сочетание этих параметров обеспечивало снижение стоимости буровых работ за счет повышения скорости бурения и уменьшения расхода забойного инструмента. Выявлению оптимальных условий разрушения горных пород при бурении способствует развитие теории бурения и проведение экспериментальных исследований в целях разработки технологии бурения на научной основе.