Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды (Ст. 14).
К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:
-разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
— разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;
— разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
-установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
— установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов иа размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия иа оіфужающую среду;
— проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
— проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности иа окружающую среду;
— предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффек — тивиых мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
-возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
— иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду (Ст. 16).
1. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
— выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
— сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
-загрязнение недр, почв;
-размещение отходов производства и потребления;
— загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
— иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
3. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
4. Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда оіфужающей среде.
Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружхаощей среды (Ст. 17).
1. Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством.
2. Государственная поддержка предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, осуществляется посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством.
Экологическое страхование (Ст. 18).
1. Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков.
2. В Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование.
3. Экологическое страхование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде (Ст. 77).
1. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природныхкомплексовиприродных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
2. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.
3. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление трушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды (Ст. 78).
1. Компенсация вреда оіфужающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среда, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивациошых и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среда,
2. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния ояружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
3. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в обпасти охраны окружающей среды (Ст. 79).
1. Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.
2. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством.
Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды (Ст. 80).
Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.
Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (Ст. 75).
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Разрешение споров в области охраны окружающей среды (Ст. 76).
Споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.