РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПРЕДЕЛЬНО-ДОПУСТИМОГО СБРОСА В ГИДРОСФЕРУ
Разработка проекта предельно-допустимых сбросов Нормирование выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду производится путем установления предельно-допустимых сбросов веществ со сточными водами в водные объекты (ПДС).
ПДС — это масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте. ПДС устанавливаются с учетом ПДК в местах водопользования, ассимилирующей способности водного объекта и оптимального распределения массы сбрасываемых веществ мевду водопользователями, сбрасывающими сточные воды.
ПДС является основой для планирования мероприятий и проведения экологической экспертизы т предотвращению загрязнения гидросферы.
Нормативы в целом для предприятия должны устанавливаться в совокупности значении для отдельных действующих, проектируемых и реконструируемых источников загрязнения.
ПДС для проектируемых и реконструируемых предприятий определяется на различных стадиях проектирования объектов. Для вновь вводимых (реконструируемых) предприятий нормативы ПДС должны быть обеспечены к моменту приемки этих объектов в эксплуатацию.
Порядок установления ПДС для действующих предприятий, осуществляющих сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, изложен ниже.
При сбросе в окружающую среду веществ, для которых не установлены ПДК, органы по охране природы вправе принять решение о приостановке работы предприятии или отдельных его участков (технологических линий).
Ввод в эксплуатацию новых производств, в сбросах которых содержатся вещества с неустановленными ПДК, запрещен.
Нормирование сбросов передвижных источников загрязнения в настоящей инструкции не рассматривается.
Установление ПДС для действ)’ющих предприятий ПДС устанавливается в разрешениях на специальное водопользование. В случаях, если водохозяйственная и водоохранная деятельность действующих предприятий не удовлетворяет нормам и правилам в области использования и охраны вод (забор воды свыше установленных норм, отсутствие или неэффективная работа очистных или других водоохранных сооружений, неудовлетворительное техническое состояние водохозяйственных сооружений, заг-
рязнение водных объектов и т. п.), в соответствии с п. 2.8 упомянутой инструкции разрешения на специальное водопользование таким предприятиям не выдаются.
В этих случаях органы по охране природы составляют заключение с указанием причин отказа в выдаче разрешения на специальное водопользование и дают обязательное предписание об устранении этих причин в определенные сроки. Одновременно органы по охране природы утверждают предприятию лимиты забора свежей воды для исчисления платы за воду и нормативы ПДС.
Лимиты на забор свежей воды устанавливаются на основании представляемых в органы по охране природы проектной документации, данных статотчет — ности по форме 2 т. п. (водхоз), индивидуальных балансовых норм водопотреб — ления и водоотведения, разработанных по заказу предприятий специализированными организациями или самим предприятием и утвержденных в установленном порядке. Нормативы ГІДС рассчитываются, как правило, в целом по бассейну реки.
Величины ПДС определяются для всех категорий водопользования как произведение максимального часового расхода сточных вод (м’/ч) на концентрацию в них загрязняющих веществ — Сст (г/м3) согласно формуле:
ПДС = gjCa (г/ч). (1.1)
Величина С, входящая в формулу (1.1), определяется по известным методам.
Для сбросов сточных вод в черте населенного пункта Сс[ устанавливается на уровне соответствующих ПДК.
Если фактический сброс вредных веществ со сточными водами меньше расчетного ПДС, то в качестве ПДС принимается фактический сброс.
Если природное фоновое содержание загрязняющих веществ в водном объекте по каким-либо показателям не обеспечивает нормативное качество воды в контрольном пункте, то ПДС по этим показателям устанавливается, исходя из условий соблюдения природного фонового качества воды в контрольном створе.
Для предприятий, расположенных в районах с повышенной минерализацией природных вод, при расчете ПДС принимается величина С. т равная 1500 мг/л в качестве предельного уровня минерализации поверхностных вод.
Данные по фоновому составу воды водных объектов запрашиваются в местных органах Роскомгидромета.
С целью предотвращения сброса загрязняющих веществ со сточными водами, отводимых в водные объекты после охлаждения агрегатов, величина Ст устанавливается на уровне концентрации веществ в воде водного объекта в месте забора (при условии водопользования одним водным объектом).
При наличии веществ 1-го и 2-го классов опасности с одинаковыми лимитирующими признаками вредности (ЛПВ) ПДС устанавливается из расчета:
С Г"
ь„_+_ч3_+ <1 ([2)
ПДК’ ПДК"
Для сточных вод, отводимых в канализационную сель населенного пункта или другого предприятия, технические условия на сброс устанавливаются владельцем очистных сооружений, из условия обеспечения последним отведения сточных вод в водный объект с соблюдением нормативов ІІДС.
Согласование и утверждение ПДС Нормативы ПДС утверждаются местными (республиканскими или областными) органами системы Госкомэкологии РФ с учетом заключений местных органов системы Минздрава РФ.
Обеспечение согласования и утверждения ПДС входит в обязанности иред — приятия-природопользователя.
Представляемые на согласование и утверждение материалы по установлению ПДС должны содержать ходатайство, пояснительную записку, результаты расчетов нормативов ПДС и планы мероприятий по достижению установленных нормативов.
Планы мероприятий по достижению ПДС должны содержать коніфетньїе мероприятия по снижению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду, вплоть до полного прекращения сбросов загрязняющих веществ в гидросферу.
При разработке мероприятий следует отдавать приоритет внедрению экологически прогрессивных технологий с учетом достижений отечественной и зарубежной науки и практики.
Представляемые на согласование проекты норм ПДС должны быть рассмотрены в двухнедельный срок, а по особо крупным объектам (в отдельных случаях) он может быть продлен до 30 дней.
Нормативы ПДВ и ПДС устанавливаются соответственно на срок до 5-ти и 3-х лет и подлежат пересмотру (переуїверждению) или уточнению по планам — графикам, согласованным с местными органами Госкомэкологии РФ.
Необходимость пересмотра ранее установленных ПДВ и ПДС может возникнуть до истечения срока их действия при изменении экологической обстановки в регионе, появлении новых или уточнении параметров существующих источников загрязнения оіфужающей природной среды. Пересмотр установленных нормативов ПДВ и ПДС обеспечивается прецприятиями-природополь — зователями.
При определении размера платы за сбросы в окружающую среду необходим мо руководствоваться установленными нормами ПДС.
Контроль за соблюдением ПДС
Контроль за достижением и соблюдением установленных нормативов выбросов (сбросов) заірязняющих веществ в окружающую природную среду включает:
• определение массы выбросов (сбросов) вредных веществ в единицу времени or данного источника загрязнения и сравнение этих показателей с установленными нормативами ПДС;
• проверку выполнения плана мероприятия по достижению ПДС;
• проверку эффективности эксплуатации очистных и других природоохранных сооружений, а также других производственных факторов, влияющих на ПДС.
Контроль производится как самим предприятием (производственный контроль), так и местными органами Госкомэкологии РФ, осуществляющими государственный контроль.
Для осуществления производственного контроля на предприятиях создаются соответствующие подразделения (отделы охраны окружающей среды, экологическая служба, экоаналитические лаборатории и др.), или привлекаются для этой цели другие специализированные организации.
Службы производственного контроля согласуют с местными органами Госкомэкологии РФ места и периодичность отбора проб для проведения замеров, перечень контролируемых показателей, применяемые методики анализа, объем и порядок представления информации о сбросах загрязняющих веществ в окружающую природную среду.