Солнечная электростанция 30кВт - бизнес под ключ за 27000$

15.08.2018 Солнце в сеть




Производство оборудования и технологии
Рубрики

5. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДОХРАНИЛИЩ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РАЗВИВАЮЩИХСЯ И КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ

К важнейшим из них относятся: обес­печение нужного уровенного режима ин­женерными сооружениями (дамбы, на­сосные станции и др.) для оптимизации гидрологического, гидрохимического и гидробиологического режимов на от­дельных участках; воздействие на круго­ворот вещества и энергии путем изъятия загрязненных донных отложений, из­лишних масс органических веществ или же усиления продуктивности водоема внесением удобрений; аэрация и подго­товка воды в местах водозаборов; созда­ние охранных, заповедных и буферных зон; направленное формирование эко­систем, организация рационального ис­пользования береговой зоны и многое другое.

Таким образом, экваториальное райо­нирование, планировка и обустройство водохранилищ представляют собой кон­структивный подход, соответствующий материалистической стратегии исполь­зования природных объектов человеком, познанию структурной организации объ­екта (районирование), представлению об оптимальной пространственной и функ­циональной структуре (планировка), направленному воздействию на объект в целях управления (обустройство). Практическое осуществление планиров­ки и обустройства водохранилищ будет способствовать разрешению или смягче­нию межотраслевых и внутриотраслевых противоречий в отношении к режиму уровней и к использованию акваторий и береговых зон, а также улучшению ка­чества воды и уменьшению отрицатель­ных воздействий водохранилищ на окру­жающую среду.

На создание и использование водохра­нилищ большое влияние оказывают по­литический строй и социально-экономи­ческие особенности государств. В капи­талистических странах при наличии об­щегосударственных, региональных и от­раслевых программ превалируют все же интересы национальных и транснацио­нальных монополий — их стремление к получению максимальной прибыли. Во­дохранилища считаются побочным про­дуктом гидроузлов.

В развивающихся странах политика в области водного хозяйства во многом определяется степенью их политической и экономической зависимости от круп­ных капиталистических держав и на­правлением их социально-экономиче­ского развития. Поэтому имеются зна­чительные различия в характере созда­ния и использования водохранилищ и мероприятий по компенсации наруше­ний.

В социалистических странах создание водохранилищ носит плановый харак­тер, а их использование определяется об­щегосударственными интересами, учиты­ваются экономические, национальные, экологические факторы и условия. В частности, проводится полное жилищно­бытовое и трудовое устройство пересе­ляемых жителей.

Проблемы рациональ­ного использования и эксплуатации водохранилищ

Большой опыт создания и эксплуата­ции водохранилищ в СССР исследован многими специалистами, что позволило разработать по всем аспектам проблемы нормативно-методические документы
(методики, инструкции, ГОСТы и др.), носящие обязательный характер. Принят ряд специальных постановлений Совета Министров СССР, регламентирующих подходы к созданию и использованию водохранилищ.

В результате всестороннего подхода к планированию, проектированию и осу­ществлению мероприятий решается комплекс социально-хозяйственных за­дач. При этом условия жизни переселяе­мого населения, как правило, улучшают­ся, для него создаются новые или вос­станавливаются прежние условия труда путем освоения новых или мелиорации существующих земель, создания новых предприятий и переустройства инфра­структуры и т. д.

В капиталистических странах плани­рование создания водохранилищ лишь в части случаев ведется в соответствии с комплексными национальными и регио­нальными программами. Система водо­хранилищ комплексного назначения в бассейне р. Теннесси, каскады водохра­нилищ на р. Миссури и Колорадо созда­ны Бюро мелиорации и некоторыми дру­гими федеральными ведомствами США. Аналогичное положение наблюдается в капиталистических государствах с на­ционализированными водным хозяйст­вом, энергетикой и т. д., например во Франции, где большая часть водохрани­лищ создана государственными органи­зациями (Electricite de France, Companie Nationale du Rhone), в Норвегии (Norsk Hidro), отчасти в Великобритании (Bri­tish Waterwats), в Швейцарии (Schweiz. Bundesbahnen) и др.

Отметим, что в США неоднократны случаи, когда частнокапиталистические компании (железнодорожные, тепло­энергетические) оказывали существен­ное противодействие и затягивали на десятки лет комплексное решение проб­лем, связанных с регулированием стока и созданием водохранилищ в националь­ных интересах (см. гл. XI). Кроме то­го, между самими капиталистическими странами подчас возникают существен­ные противоречия при использовании водных ресурсов и регулировании стока пограничных или протекающих по тер­ритории нескольких стран рек. Наибо­лее острые и широко известные разно­гласия имеются между США и Кана­дой, некоторыми странами Западной Ев­ропы.

Развивающиеся страны по социально­экономическому устройству многообраз­ны: одни идут по капиталистическому пути (Бразилия, Аргентина, Чили, Еги­пет, Марокко, Пакистан, Турция, Таи­ланд и др.), другие тяготеют к социали­стическому пути развития (Сирия, Ирак, Афганистан, Эфиопия, Мадагаскар, Ал­жир и т. д.). Есть страны, которые, на­ходясь в системе мирового капиталисти­ческого хозяйства, не имеют четко вы­раженного пути развития. В некоторых осуществляются демократические пре­образования, заметно стремление найти свой путь в решении социально-эконо­мических проблем.

Проектирование и строительство во­дохранилищ в развивающихся странах чаще всего ведут иностранные фирмы (в том числе и из социалистических стран), но в некоторых из них (Брази­лия, Индия, Аргентина, ЮАР и др.) есть свои достаточно квалифицированные на­циональные организации.

В странах, находящихся (или нахо­дившихся ранее) в сильной экономиче­ской и политической зависимости от ка­питалистических государств, проекти­рование и строительство гидроузлов и водохранилищ ведется нередко без уче­та местных интересов, а иногда и вопре­ки им, без достаточного контроля со сто­роны правительств. Естественно, что в таких условиях иностранные монополии пренебрегают интересами национального хозяйственного и социального развития. Такое положение было особенно харак­терно для колониального периода су­ществования ныне развивающихся стран.

Монополии, как уже отмечалось, за­интересованы в получении максималь­ной прибыли при минимальных затра­тах, поэтому подготовка водохранилищ рассматривается ими как принудитель­ное расходование средств без эффекта в виде дополнительной прибыли.

В первый период массового создания водохранилищ в этих странах недоста­точно учитывалось их отрицательное влияние на некоторые природные про­цессы в верхних и нижних бьефах гид­роузлов и соответственно не проводи­лись необходимые компенсационные ме­роприятия. Так, в сметах на строительст­
во не предусматривались меры по спа­сению животных, погибавших при быст­ром заполнении больших водохранилищ. Лишь благодаря усилиям общественно­сти, отдельных ученых и энтузиастов бы­ли организованы специальные операции по спасению животных при заполнении водохранилищ Кариба, Брокопондо и некоторых других.

Недостаточное внимание уделялось также качеству воды, санитарно-гигие­ническим и другим мероприятиям по ох­ране здоровья населения. В колониаль­ных и развивающихся странах при под­готовке ряда водохранилищ не обеспечи­валось создание систем централизован­ного водоснабжения, поэтому имели мес­то случаи широкого распространения желудочно-кишечных заболеваний. Не исследовались в нужном масштабе воп­росы распространения таких тяжелых болезней, как онхоцеркоз, шистосомоз, трипаносомоз (сонная болезнь), маля­рия и др., и не проводились в надлежа­щем объеме профилактические меро­приятия, а если и проводились, то в ос­новном по инициативе и за счет средств Всемирной организации здравоохране­ния (ВОЗ) (Deom, 1975; Man-Made…, 1975; Black, 1975). Между тем пример СССР показывает, что при повсеместном проведении комплекса мелиоративных, профилактических и лечебных меро­приятий могут быть практически полно­стью искоренены такие заболевания, как малярия (Водохранилища мира, 1979).

В ряде случаев монополии капитали­стических государств сооружают пред­приятия вредных производств не на своих территориях, а в развивающихся странах. Благодаря созданию крупней­ших гидроузлов и гидроэнергетических водохранилищ в Бразилии, Аргентине ог­ромное количество дешевой гидроэлек­троэнергии потребляется энергоемкими производствами, фактически принадле­жащими монополиям США, Канады, ФРГ, Японии. Но эти монополии, полу­чая сверхприбыли, не осуществляют хо­тя бы частичную компенсацию небла­гоприятных социальных хозяйственных и экологических последствий, обуслов­ленных созданием водохранилищ.

В проектах ряда африканских и азиат­ских водохранилищ, разработанных аме­риканскими, западноевропейскими и японскими фирмами, недостаточно учи­тывались сложные национальные, этни­ческие, религиозные особенности, что в ряде случаев снижало эффективность проводимых мероприятий по переуст­ройству местного хозяйства и переселе­нию жителей. Сложности подобного ро­да возникали при подготовке водохрани­лищ Кариба, Вольта, Насер, Каинджи и ряда других (Dams in Africa, 1968; Cheret, 1973; Дмитревский, 1969; Scud — der, 1969).

Широко рекламируемая на Западе деятельность Международного банка по реконструкции и развитию полностью контролируется США. Помощь на со­здание гидроузлов и водохранилищ пре­доставляется только в тех случаях, когда развивающиеся страны целиком соблю­дают «пресловутые жизненные интере­сы» США, особенно в политической и экономической областях. Кроме того, выдается она под такие проценты и на та­ких кабальных условиях, что огромная внешняя задолженность многих разви­вающихся стран не только не уменьша­ется в результате прибыли от реализа­ции проектов, но, наоборот, увеличивает­ся. Подобные примеры особенно много­численны при создании водохранилищ в ряде стран Латинской Америки и Азии.

Напротив, огромная по своим масшта­бам помощь, оказываемая СССР разви­вающимся странам при создании гидро­узлов и водохранилищ, предоставляется на льготных условиях, способствует на­циональному прогрессу развивающихся стран; при этом не навязываются требо­вания политико-экономического харак­тера, противоречащие суверенитету раз­вивающихся стран. Такова помощь, ока­занная СССР Египту, Афганистану, Вьетнаму, Индии, Ираку, Кампучии, КНДР, Лаосу, Сирии, Перу и многим другим странам.

106/107

Проблемы рац штиль­ного иСПОЛЬ’ЯОО’} V’ ‘Я и эксплуагац ни вод охран илищ

Эксплуатация водохранилищ в стра­нах с различными социально-экономи­ческими условиями также осуществля­ется по-разному. Неудовлетворитель­ное осуществление мероприятий из-за недостаточного их планирования и фи­нансирования при создании водохрани­лищ в течение длительного времени от­рицательно сказывается как на условиях жизни местного населения, так и на эф­фекте использования водохранилищ. На­

пример, в процессе строительства водо­хранилища Каинджи в Нигерии не бы­ла проведена в требующемся объеме очистка ложа водохранилища от дре­весно-кустарниковой растительности, что впоследствии затруднило рыбный промысел, ставший источником сущест­вования многих местных жителей, в том числе переселенцев из зоны затопления водохранилища.

В капиталистических странах рацио­нальное использование водохранилищ осложняется конкурентной борьбой между монополиями и неустойчивостью экономической конъюнктуры. Интереса­ми местного хозяйства и населения при этом часто пренебрегают. Особенно это характерно для государств с реакцион­ным, расистским режимом, а в прош­лом — для многих колоний.

В социалистических странах эксплуа­тация водохранилищ ведется по согла­сованным с заинтересованными ведомст­вами и органами государственной власти правилам, учитывающим как достиже­ние запланированных эффектов в энер­гетике, ирригации, водоснабжении и т. д., так и интересы местного хозяйства и населения и охраны окружающей среды.

Так, например, в СССР достигнуты существенные успехи в изучении по­следствий создания водохранилищ для окружающей среды. Активные исследо­вания начали развиваться в 50—60-х годах. Их стимулировали большие мас­штабы гидротехнического строительст­ва в европейской части СССР и начав­шееся освоение гидроэнергетических ресурсов Сибири. Создание и эксплуа­тация крупных водохранилищ на Волге, Днепре, Ангаре, Оби и Иртыше выдви­нули перед проектировщиками, эксплуа­тационниками и учеными ряд новых проблем: прогнозирование переформиро­вания берегов и всплывания торфяников, исследование влияния зарегулирования стока на ледовый, гидрохимический и гидробиологический режимы рек, на ус­ловия воспроизводства и нагула проход­ных и полупроходных видов рыб. Одно­временно выявлялись изменения режима грунтовых вод в прибрежной полосе и влияние водохранилищ на почвы, климат, растительность и животный мир приле­гающих территорий. Несколько позже аналогичные работы начали проводить­ся в нижних бьефах гидроузлов, вклю­чая дельты рек и взморья.

Одновременно изучалось воздействие водохранилищ на хозяйственные усло­вия и объекты.

Ряд крупных не только практических, но и научных проблем возник в связи с изъятием земель под водохранилища, переселением сотен тысяч людей, пере­устройством хозяйства, подготовкой ло­жа водоемов и их комплексным исполь­зованием.

С углублением исследований тех или иных преобразований природы все более увеличивалось число учитываемых фак­торов и все более надежно устанавли­вались взаимосвязи между природными процессами и хозяйственной деятель­ностью.

Из краткого обзора особенностей со­здания и использования водохранилищ в странах с различными политическими и социально-экономическими условия­ми отчетливо выявляются принципиаль­ные различия в учете как общенацио­нальных, так и местных социально-эко­номических интересов и нужд местного населения и охраны окружающей среды. В странах, развивающихся по капитали­стическому пути, на первом месте стоят интересы монополий. Для стран, разви­вающихся по социалистическому пути, характерны поиски и реализация плано­вого подхода к созданию и эксплуатации водохранилищ.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДОХРАНИЛИЩ

Комментарии запрещены.