Солнечная электростанция 30кВт - бизнес под ключ за 27000$

15.08.2018 Солнце в сеть




Производство оборудования и технологии
Рубрики

МЕРОПРИЯТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С СОЗДАНИЕМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОДОХРАНИЛИЩ

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕРОПРИЯТИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ПРИ СОЗДАНИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОДОХРАНИЛИЩ

Как видно из изложенного выше, со­здание и эксплуатация водохранилищ вызывают многообразные, нередко зна­чительные, изменения в природе и хо­зяйстве более или менее обширных тер­риторий. В целях предотвращения не­желательных последствий и максималь­ного использования положительного эффекта создания водохранилищ в пе­риод строительства гидроузлов и в по­следующий период их эксплуатации про­водятся комплексы мероприятий.

При создании водохранилищ помимо строительства плотины и связанных с ней сооружений (гидроэлектростанций, шлюзов, рыбоходов, водозаборов и т. п.) требуется проведение больших работ по переселению жителей, по переустройст­ву и переносу затрагиваемых объектов хозяйства, по охране природы и подго­товке водохранилища к использованию.

Мероприятия, проводимые в зоне во­дохранилища и в нижнем бьефе гидро­узла, подразделяются на две группы:

— мероприятия по предотвращению, компенсации или смягчению нарушений, вносимых водохранилищами в природ­ные условия и хозяйственную жизнь районов;

— мероприятия по подготовке к ра­циональному использованию водных, биологических и других ресурсов реки в верхнем и нижнем бьефах.

В настоящее время выявилась необхо­димость не только сохранения или вос­становления того состояния природы и хозяйства, которое имело место до со­здания водохранилища, но и проведения ряда мероприятий по целенаправленному преобразованию (оптимизации) как при­родных, так и антропогенных компонен­тов окружающей среды.

В состав мероприятий первой группы входят:

— инженерная защита территорий и отдельных объектов (населенных пунк­тов, сельскохозяйственных земель, пред­приятий, участков берега, мостовых пе­реходов и т. д.) (рис. 60);

— восстановление фонда сельскохо­зяйственных угодий путем освоения неиспользуемых земель, интенсифика-

МЕРОПРИЯТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С СОЗДАНИЕМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОДОХРАНИЛИЩ

60. Система инже­нерных защитных сооружений на водо­хранилище Зимбах — Браунау на р. Инн (ФРГ и Австрия)

ция использования имеющихся сельско­хозяйственных угодий, восстановление теряемой сельскохозяйственной продук­ции и земельнохозяйственное переуст­ройство сельскохозяйственных пред­приятий в новых условиях;

— восстановление населенных мест и основных их фондов (путем их переноса, нового строительства, благоустройства и т. д.);

— переселение жителей и их социаль­но-экономическое устройство на новых местах;

— переустройство промышленных предприятий;

— восстановление или переустройство инфраструктуры (объектов транспорта, складского хозяйства и т. п.);

— восстановление рекреационных и санаторно-курортных объектов;

— сохранение (переустройство или

перенос) исторических и архитектурных памятников, исследование археологи­ческих памятников (рис. 61, 62);

— восстановление лесных, рыбных, охотничьих и других ресурсов, изъятие из затопляемой зоны плодородного поч­венного слоя, запасов древесины, торфа, полезных ископаемых или обеспечение условий их дальнейшего использования;

— предотвращение ухудшения каче­ства воды: очистка ложа от деревьев и кустарников, удаление загрязняющих ве­ществ, строительство очистных соору­жений, создание водоохранных зон и т. п.

Использование водохранилищ как но­вых водоемов различными отраслями хо­зяйства требует проведения комплекса

Мероприятия, связан­ные с созданием и использованием водохранилищ

мероприятий как общего, так и отрасле­вого характера. В интересах отдельных отраслей проводятся:

— транспортное освоение водохрани­лищ (строительство портов, пристаней, устройство навигационной обстановки, дноуглубление и др.);

— рыбохозяйственное освоение во­дохранилищ (подготовка рыбопромыс­ловых участков, строительство рыбо­добывающей базы, зарыбление, аккли­матизация кормовых организмов и др.);

— строительство водозаборных со­оружений в интересах ирригации, водо­снабжения и т. д.;

— устройство рекреационных объек­тов;

— инженерное обустройство аквато­рии и береговых зон в целях рациональ­ного использования каждого из участков водохранилищ;

— мероприятия эксплуатационного характера (рыбохозяйственные, сель­скохозяйственные, судоходные, сани­тарные попуски и др.).

В целях законодательного регламен­тирования создания водохранилищ в на­шей стране принят ряд постановлений Совета Министров СССР, а также дей­ствуют различные инструктивно-методи­ческие документы. Это позволило до­биться объективного и единообразного подхода к проектированию водохра­нилищ.

Важное значение имеют схемы район­ной планировки, на основе которых раз­рабатываются проекты мероприятий, подлежащих выполнению до и после создания водохранилищ. В зарубежной практике также известен ряд примеров

разработки подобных планово-проект­ных материалов, например план развития бассейна р. Теннесси (США), план раз­вития долины р. Вольта (Гана), Дельта­план (Нидерланды) и др.

Опыт проектирования и осуществле­ния мероприятий, обусловленных созда­нием водохранилищ, достаточно подроб­но изучен и обобщен в СССР.

61. Схема водохра­нилища Джердап на р. Дунай (Юго­славия и Румыния)

-Самрям

Hjxp./Jmepjtin

Гранти » размары rtpp*. юрим. от «а-

МЕРОПРИЯТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С СОЗДАНИЕМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОДОХРАНИЛИЩ

По зарубежным странам обобщающих монографических работ практически не имеется. Но по некоторым опубликован­ным материалам все же можно составить представление о методике проектирова­ния, организации и производства работ по подготовке водохранилищ и их каска-
дов. Одним из таких источников можно считать отчеты Управления долины Тен­несси, свидетельствующие о достаточно высоком уровне подготовки водохрани­лищ в США еще в 30—40-х годах нашего столетия. При этом наряду с мероприя­тиями по выкупу земель, переустройству дорог, лесоочистке и т. п. производились такие специальные работы, как опытная посадка деревьев, дренаж заболоченных участков перед лесоочисткой и др. (TVA Annual Report…, 1956).

Усиление комплексного подхода к проектированию и созданию водохра­нилищ за последние десятилетия наблю­дается во многих социалистических, а также в некоторых развивающихся стра­нах, преимущественно в тех из них, ко­торые стали на путь достижения эко­номической независимости и социально­го прогресса. Этому в немалой степени способствовал^ все расширяющееся рас­смотрение проблем создания водохрани­лищ на различных международных фо­румах, активная помощь отдельным странам в этих вопросах со стороны меж­дународных организаций (ФАО, ВОЗ, ЮНЕСКО и др.) и стран, накопивших наибольший опыт в области проектиро­вания и строительства плотин и водохра­нилищ (СССР, США, Италия, Швейца­рия, Франция, Испания и др.).

Организацию и осуществление про­ектно-изыскательских работ по гидро­узлам и водохранилищам проводят в ос­новном акционерные общества и компа­нии, намечающие строительство того или иного гидроузла с привлечением строи­тельных фирм, научно-исследователь­ских и проектных организаций. Лишь в некоторых капиталистических странах большинство проектов разрабатывается государственными организациями (на­пример, во Франции государственные об­щества Electricite de France, Companie Nationale du Rhone, в США — Корпус военных инженеров, Бюро мелиорации и Федеральная энергетическая комиссия, а также бассейновые управления типа TVA). В развивающихся странах про­ектно-изыскательские работы, как пра­вило, выполняют зарубежные фирмы и институты, среди которых — проектные институты СССР и других социалисти­ческих стран.

Строительные и другие работы, свя­занные с созданием водохранилищ, про­изводятся в капиталистических (за ис­ключением таких стран, как Франция, Австралия, США и некоторые другие) и развивающихся странах также преиму­щественно частными строительно-мон­тажными фирмами.

Иная организация проектных и строи­тельных работ характерна для социа­листических стран. Здесь существуют го­сударственные проектные организации: Гидропроект, Союзгнпроводхоз, Росгип — розем, Гидрорыбпроект и др. — в СССР; Гидропроект, Водпроект, Водоканалпро — ект, Энергопроект — в Болгарии; Гидро­проект и др. — в Польше; Энергопро­ект — в Югославии; Институт водохо­зяйственного планирования и др. — в Венгрии; Народное предприятие «Про­ектирование водного хозяйства» и др. — в ГДР. В каждой из социалистических стран существуют также государствен­ные строительные организации: Вод-

62. Средневековый замок Орлик на р. Влтава, для защи­ты которого от обрушения проведены сложные гидроизо­

ляционные и берего­укрепительные рабо­ты (Чехословакия)

МЕРОПРИЯТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С СОЗДАНИЕМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОДОХРАНИЛИЩ

Мероприятия, связан­ные с созданием и использованием водохранилищ

строй и др. — в Болгарии, «Водни став-
бы», «Гидростав» и «Инстав» — в Чехо­словакии и т. д. Лишь небольшие водо­хранилища сооружаются отдельными промпредприятиями, сельскохозяйствен­ными кооперативами, муниципалите­тами.

Анализ разрозненных данных о проек­тировании и создании водохранилищ, особенно в развивающихся странах, сви­детельствует о прогрессе в этой области за последние десятилетия и вместе с тем о наличии ряда недостатков. Характер­ным примером недостаточного внимания к вопросам подготовки водохранилища может служить гидроузел Кариба на р. Замбези в Африке. Иностранные ком­пании, строившие в 60-х годах гидро­узел, стремились всемерно удешевить проект за счет сокращения расходов на возмещение ущерба местному хозяйству и населению, а ставшая независимой Замбия (в ее пределах располагалась ле­вобережная часть зоны затопления) имела тогда очень ограниченные финан­совые и материальные возможности. В Замбии компенсация для переселенцев из зоны затопления оказалась незначи­тельной, но им все же были предоставле­ны небольшие земельные участки и продовольственная помощь. В Южной Родезии (ныне Республика Зимбабве), которой принадлежала правобережная часть зоны затопления, переселенцам из племени тонга не было оказано никакой помощи, кроме освобождения на два года от налогов, и это привело к сокращению численности населения от голода и бо­лезней (Dams in Africa, 1968). Практи­чески никаких мероприятий не запроек­тировали и в связи с подъемом уровня оз. Виктория в результате строительства гидроузла Оуэн-Фолс на р. Виктория — Нил.

Некоторые мероприятия и до сих пор намечаются недостаточно обоснованно, а иные совсем не проводятся. Так, при проектировании водохранилища Каинд — жи (Нигерия) не были в полной мере исследованы перспективы рыбного хо­зяйства, выделены ограниченные сред­ства на лесосводку и лесоочистку, в ре­зультате этого возникли затруднения в развитии рыболовства (Cheret, 1973).

При проектировании других водохра­нилищ в Африке (Вольта, Насер, Косу) благодаря учету негативного опыта дру­
гих стран и помощи международных ор­ганизаций были проведены более широ­кие исследования природных, экономи­ческих, социальных, демографических, этнографических, санитарно-гигиени­ческих условий и осуществлен разносто­ронний комплекс мероприятий (Dams in Africa, 1968). Например, при подготовке водохранилища Насер учитывались про­екты орошения земель, строительства поселков и дорог, в целом обеспечивших благоприятные условия жизни пересе­ленцев.

Важный вопрос — определение смет­ной стоимости мероприятий, вызывае­мых созданием водохранилищ, и выявле­ние источников их финансирования. В СССР эти затраты объективно делятся на пять групп:

1) затраты на ликвидацию отрица­тельных последствий для хозяйства;

2) затраты на сохранение природных ресурсов и охрану природы;

3) затраты на подготовку водохрани­лищ в интересах здравоохранения и ох­раны качества воды;

4) затраты на мероприятия по исполь­зованию водохранилищ в интересах от­дельных отраслей народного хозяйства;

5) затраты на целесообразные или неизбежные мероприятия по расшире­нию, модернизации или новое стоитель — ство различных объектов в связи с изме­нением хозяйственной обстановки, нор­мативов строительства и т. д.

В настоящее время признается необ­ходимой реконструкция затрагиваемых населенных пунктов, предприятий, тран­спортных и других объектов в связи с коренной ломкой хозяйственных и про­чих условий в зоне влияния водохрани­лищ, нередко утверждаются отдельные сметы на реконструктивные мероприя­тия за счет заинтересованных мини­стерств и ведомств.

В зарубежной практике гидротехни­ческого стоительства методика опреде­ления стоимости мероприятий и их фи­нансирования зависит от социально-по­литических и экономических особен­ностей государства. В социалистических странах с плановым хозяйством финан­сирование создания водохранилищ про­изводится преимущественно за счет государственного бюджета или бюдже­тов заинтересованных министерств, ве­домств, местных органов власти. Анало­гичный порядок существует и в тех раз­вивающихся странах, где высок удель­ный вес государственного сектора в эко­номике.

В капиталистических и многих разви­вающихся странах финансирование производится, как правило, из двух ис­точников: за счет государственного

бюджета и (что бывает чаще) из средств соответствующих монополий. Во многих развивающихся странах созданию водо­хранилищ способствует помощь таких международных организаций, как ФАО ООН (Food and Agriculture Organiza­tion of United Nations) — продоволь­ственная и сельскохозяйственная ор­ганизация, «Программа развития при ООН» (United Nations Development Pro — gramm — UNDP), Мировой банк (World Bank).

Затраты на подготовку водохранилищ составляют весьма существенную часть общих капиталовложений в строитель­ство гидроузлов (особенно водохрани­лищ многолетнего и сезонного регули­рования на равнинных реках в обжитых районах). Так, для СССР удельный вес затрат на эти мероприятия составляет в среднем 20—40% стоимости гидроузла, в США по водохранилищам в бассейне р. Теннесси — 40%. В горных, предгор­ных, а также в малообжитых равнинных районах удельный вес этих затрат зна­чительно ниже (если на участке подпора не сконцентрированы какие-либо ценные объекты — ирригационно освоенные земли, транспортные коммуникации, крупные населенные пункты и т. п.). Примером могут служить водохранили­ща в Канаде, Скандинавии, Сибири и на Дальнем Востоке, в пустынных районах Африки, Ближнего Востока, в лесных районах некоторых тропических стран, а также большинство водохранилищ в Альпах, Пиренеях, Кордильерах и других горных районах. В Швеции, где водохранилища создаются преимуще­ственно путем подпора озер, затраты на подготовку водохранилищ ряда гидро­узлов (Стурнуфорс, Чилфорсен, Хар — спронгет, Порей и др.) составили в сред­нем 11 % капиталовложений, в Финлян­дии по каскаду ГЭС на р. Оулуйоки — 12% общих затрат.

Мероприятия, связан­ные с созданием и использованием водохранилищ

Относительно низкий удельный вес
затрат по подготовке водохранилищ в общей стоимости гидроузлов характе­рен для большинства западноевропей­ских государств. Это обусловливается тем, что от строительства плотин, вызы­вающих большие затопления, здесь, как правило, отказываются. Поэтому в целом на мероприятия, связанные с подготов­кой водохранилищ, в зарубежной Европе расходуется меньшая доля капиталовло­жений в гидроузлы, чем в СССР, США и других странах с крупными водохрани­лищами. Мероприятия по подготовке водохранилищ при строительстве Влтав — ского каскада составили в среднем 8% от общей стоимости гидроузлов, макси­мальные по водохранилищу Липно — 15,5% (Влтавский каскад, 1969). Вместе с тем можно указать на ряд гидроузлов в Европе, по которым эти затраты соста­вили весьма значительную часть общей стоимости гидроузла; таковы крупные водохранилища Кишкёре (Венгрия), Марна (Франция), Изворул-Мунтелуй (Румыния), Джердап (Румыния, Юго­славия). По гидроузлу Джердап доля этих затрат составила около 30% общей стоимости (Djordjevic Puric, 1970), по проектируемому водохранилищу Кастен — рейт на р. Энс (Австрия) и по ряду водо­хранилищ в Рурском бассейне (ФРГ) — до 65% (Kolnig, 1971), по ГЭС Берген — форсен в Швеции — почти 40%.

Структура затрат на создание водо­хранилищ зависит от природных и эко­номических условий района (в первую очередь от степени сельскохозяйствен­ного освоения речной долины, ее засе­ленности и застроенности, системы путей сообщения и т. д.), параметров водохра­нилища и характера его будущего ис­пользования (числа и состава компонен­тов водохозяйственного комплекса, их требований к подготовке ложа и т. д.), а также от политико-социальных условий в данном государстве (методов и степени компенсации затопляемых объектов, учета интересов местного населения и др.). Так, в плотно заселенных сельско­хозяйственных районах большой удель­ный вес составляют затраты по компен­сации сельскохозяйственных угодий и по переустройству населенных пунктов или их инженерной защите, в промышленно освоенных районах — затраты на защи­ту и переустройство жилищно-комму­нальных объектов, промышленных пред­приятий, транспортных сооружений.

В большинстве развитых капитали­стических стран большой удельный вес в стоимости водохранилищ имеют затра­ты на компенсацию изъятых земель, что связано с постоянным возрастанием их стоимости. Так, по водохранилищам Кентукки и Пиквик-Лэндинг на р. Тенне­сси эти затраты составили около 30% общей стоимости мероприятий. В лесных районах значительных затрат требуют лесосводка и лесоочистка, на судоход­ных реках большие средства идут на строительство портов и подготовку судо­вого хода, в горных долинах, где подпор зачастую вызывает затопление дорог, необходимы капиталовложения в пере­устройство путей сообщения.

Из общих особенностей проектирова­ния водохранилищ все большее внимание придается размерам вызываемых нару­шений и их денежной оценке, так как от них зависит выбор варианта решения задачи (ГЭС, ТЭС или АЭС, обвало­вание поймы или создание противопа­водкового водохранилища и т. д.) и вы­бор схемы водохозяйственных сооруже­ний (одно большое или несколько мень­ших водохранилищ, выбор отметки НПУ и т. д.). Предпочтение отдается вариан­там, обеспечивающим существенное сни­жение размеров нарушений в природе и хозяйстве.

В ряде стран крупные и средние водо­хранилища предпочитают не создавать вообще, хотя они позволили бы карди­нально решить проблему развития вод­ного хозяйства. Так, в Венгрии созданию водохранилищ препятствуют неблаго­приятные топографические и геологи­ческие условия, особенно в бассейне р. Тисы. Не создают сколько-нибудь значительных водохранилищ в Велико­британии, ФРГ, ГДР, Италии и др.

Большое внимание уделяется и резер­вированию территорий под будущие во­дохранилища. В Чехословакии в зоне будущего канала Дунай—Одра—Лаба (на трассе которого предполагается создать несколько водохранилищ) за­прещено капитальное строительство, с тем чтобы на отчуждения не потребо­валось в будущем значительных средств. В США Бюро земельных фондов каждые два года проводит проверку резервиро­
ванных земель с целью исключения не­перспективных для гидростроительства участков. К 1965 г. для нужд гидрострои­тельства было резервировано более

6,4 млн. га; почти все крупные водохра­нилища построены на резервированных ранее землях (Sax, 1966).

Комментарии запрещены.