МЕРОПРИЯТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С СОЗДАНИЕМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОДОХРАНИЛИЩ
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕРОПРИЯТИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ПРИ СОЗДАНИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОДОХРАНИЛИЩ
Как видно из изложенного выше, создание и эксплуатация водохранилищ вызывают многообразные, нередко значительные, изменения в природе и хозяйстве более или менее обширных территорий. В целях предотвращения нежелательных последствий и максимального использования положительного эффекта создания водохранилищ в период строительства гидроузлов и в последующий период их эксплуатации проводятся комплексы мероприятий.
При создании водохранилищ помимо строительства плотины и связанных с ней сооружений (гидроэлектростанций, шлюзов, рыбоходов, водозаборов и т. п.) требуется проведение больших работ по переселению жителей, по переустройству и переносу затрагиваемых объектов хозяйства, по охране природы и подготовке водохранилища к использованию.
Мероприятия, проводимые в зоне водохранилища и в нижнем бьефе гидроузла, подразделяются на две группы:
— мероприятия по предотвращению, компенсации или смягчению нарушений, вносимых водохранилищами в природные условия и хозяйственную жизнь районов;
— мероприятия по подготовке к рациональному использованию водных, биологических и других ресурсов реки в верхнем и нижнем бьефах.
В настоящее время выявилась необходимость не только сохранения или восстановления того состояния природы и хозяйства, которое имело место до создания водохранилища, но и проведения ряда мероприятий по целенаправленному преобразованию (оптимизации) как природных, так и антропогенных компонентов окружающей среды.
В состав мероприятий первой группы входят:
— инженерная защита территорий и отдельных объектов (населенных пунктов, сельскохозяйственных земель, предприятий, участков берега, мостовых переходов и т. д.) (рис. 60);
— восстановление фонда сельскохозяйственных угодий путем освоения неиспользуемых земель, интенсифика-
60. Система инженерных защитных сооружений на водохранилище Зимбах — Браунау на р. Инн (ФРГ и Австрия) |
ция использования имеющихся сельскохозяйственных угодий, восстановление теряемой сельскохозяйственной продукции и земельнохозяйственное переустройство сельскохозяйственных предприятий в новых условиях;
— восстановление населенных мест и основных их фондов (путем их переноса, нового строительства, благоустройства и т. д.);
— переселение жителей и их социально-экономическое устройство на новых местах;
— переустройство промышленных предприятий;
— восстановление или переустройство инфраструктуры (объектов транспорта, складского хозяйства и т. п.);
— восстановление рекреационных и санаторно-курортных объектов;
— сохранение (переустройство или
перенос) исторических и архитектурных памятников, исследование археологических памятников (рис. 61, 62);
— восстановление лесных, рыбных, охотничьих и других ресурсов, изъятие из затопляемой зоны плодородного почвенного слоя, запасов древесины, торфа, полезных ископаемых или обеспечение условий их дальнейшего использования;
— предотвращение ухудшения качества воды: очистка ложа от деревьев и кустарников, удаление загрязняющих веществ, строительство очистных сооружений, создание водоохранных зон и т. п.
Использование водохранилищ как новых водоемов различными отраслями хозяйства требует проведения комплекса
Мероприятия, связанные с созданием и использованием водохранилищ
мероприятий как общего, так и отраслевого характера. В интересах отдельных отраслей проводятся:
— транспортное освоение водохранилищ (строительство портов, пристаней, устройство навигационной обстановки, дноуглубление и др.);
— рыбохозяйственное освоение водохранилищ (подготовка рыбопромысловых участков, строительство рыбодобывающей базы, зарыбление, акклиматизация кормовых организмов и др.);
— строительство водозаборных сооружений в интересах ирригации, водоснабжения и т. д.;
— устройство рекреационных объектов;
— инженерное обустройство акватории и береговых зон в целях рационального использования каждого из участков водохранилищ;
— мероприятия эксплуатационного характера (рыбохозяйственные, сельскохозяйственные, судоходные, санитарные попуски и др.).
В целях законодательного регламентирования создания водохранилищ в нашей стране принят ряд постановлений Совета Министров СССР, а также действуют различные инструктивно-методические документы. Это позволило добиться объективного и единообразного подхода к проектированию водохранилищ.
Важное значение имеют схемы районной планировки, на основе которых разрабатываются проекты мероприятий, подлежащих выполнению до и после создания водохранилищ. В зарубежной практике также известен ряд примеров
разработки подобных планово-проектных материалов, например план развития бассейна р. Теннесси (США), план развития долины р. Вольта (Гана), Дельтаплан (Нидерланды) и др.
Опыт проектирования и осуществления мероприятий, обусловленных созданием водохранилищ, достаточно подробно изучен и обобщен в СССР.
61. Схема водохранилища Джердап на р. Дунай (Югославия и Румыния) |
-Самрям |
Hjxp./Jmepjtin |
Гранти » размары rtpp*. юрим. от «а- |
По зарубежным странам обобщающих монографических работ практически не имеется. Но по некоторым опубликованным материалам все же можно составить представление о методике проектирования, организации и производства работ по подготовке водохранилищ и их каска-
дов. Одним из таких источников можно считать отчеты Управления долины Теннесси, свидетельствующие о достаточно высоком уровне подготовки водохранилищ в США еще в 30—40-х годах нашего столетия. При этом наряду с мероприятиями по выкупу земель, переустройству дорог, лесоочистке и т. п. производились такие специальные работы, как опытная посадка деревьев, дренаж заболоченных участков перед лесоочисткой и др. (TVA Annual Report…, 1956).
Усиление комплексного подхода к проектированию и созданию водохранилищ за последние десятилетия наблюдается во многих социалистических, а также в некоторых развивающихся странах, преимущественно в тех из них, которые стали на путь достижения экономической независимости и социального прогресса. Этому в немалой степени способствовал^ все расширяющееся рассмотрение проблем создания водохранилищ на различных международных форумах, активная помощь отдельным странам в этих вопросах со стороны международных организаций (ФАО, ВОЗ, ЮНЕСКО и др.) и стран, накопивших наибольший опыт в области проектирования и строительства плотин и водохранилищ (СССР, США, Италия, Швейцария, Франция, Испания и др.).
Организацию и осуществление проектно-изыскательских работ по гидроузлам и водохранилищам проводят в основном акционерные общества и компании, намечающие строительство того или иного гидроузла с привлечением строительных фирм, научно-исследовательских и проектных организаций. Лишь в некоторых капиталистических странах большинство проектов разрабатывается государственными организациями (например, во Франции государственные общества Electricite de France, Companie Nationale du Rhone, в США — Корпус военных инженеров, Бюро мелиорации и Федеральная энергетическая комиссия, а также бассейновые управления типа TVA). В развивающихся странах проектно-изыскательские работы, как правило, выполняют зарубежные фирмы и институты, среди которых — проектные институты СССР и других социалистических стран.
Строительные и другие работы, связанные с созданием водохранилищ, производятся в капиталистических (за исключением таких стран, как Франция, Австралия, США и некоторые другие) и развивающихся странах также преимущественно частными строительно-монтажными фирмами.
Иная организация проектных и строительных работ характерна для социалистических стран. Здесь существуют государственные проектные организации: Гидропроект, Союзгнпроводхоз, Росгип — розем, Гидрорыбпроект и др. — в СССР; Гидропроект, Водпроект, Водоканалпро — ект, Энергопроект — в Болгарии; Гидропроект и др. — в Польше; Энергопроект — в Югославии; Институт водохозяйственного планирования и др. — в Венгрии; Народное предприятие «Проектирование водного хозяйства» и др. — в ГДР. В каждой из социалистических стран существуют также государственные строительные организации: Вод-
62. Средневековый замок Орлик на р. Влтава, для защиты которого от обрушения проведены сложные гидроизо |
ляционные и берегоукрепительные работы (Чехословакия) |
Мероприятия, связанные с созданием и использованием водохранилищ |
строй и др. — в Болгарии, «Водни став-
бы», «Гидростав» и «Инстав» — в Чехословакии и т. д. Лишь небольшие водохранилища сооружаются отдельными промпредприятиями, сельскохозяйственными кооперативами, муниципалитетами.
Анализ разрозненных данных о проектировании и создании водохранилищ, особенно в развивающихся странах, свидетельствует о прогрессе в этой области за последние десятилетия и вместе с тем о наличии ряда недостатков. Характерным примером недостаточного внимания к вопросам подготовки водохранилища может служить гидроузел Кариба на р. Замбези в Африке. Иностранные компании, строившие в 60-х годах гидроузел, стремились всемерно удешевить проект за счет сокращения расходов на возмещение ущерба местному хозяйству и населению, а ставшая независимой Замбия (в ее пределах располагалась левобережная часть зоны затопления) имела тогда очень ограниченные финансовые и материальные возможности. В Замбии компенсация для переселенцев из зоны затопления оказалась незначительной, но им все же были предоставлены небольшие земельные участки и продовольственная помощь. В Южной Родезии (ныне Республика Зимбабве), которой принадлежала правобережная часть зоны затопления, переселенцам из племени тонга не было оказано никакой помощи, кроме освобождения на два года от налогов, и это привело к сокращению численности населения от голода и болезней (Dams in Africa, 1968). Практически никаких мероприятий не запроектировали и в связи с подъемом уровня оз. Виктория в результате строительства гидроузла Оуэн-Фолс на р. Виктория — Нил.
Некоторые мероприятия и до сих пор намечаются недостаточно обоснованно, а иные совсем не проводятся. Так, при проектировании водохранилища Каинд — жи (Нигерия) не были в полной мере исследованы перспективы рыбного хозяйства, выделены ограниченные средства на лесосводку и лесоочистку, в результате этого возникли затруднения в развитии рыболовства (Cheret, 1973).
При проектировании других водохранилищ в Африке (Вольта, Насер, Косу) благодаря учету негативного опыта дру
гих стран и помощи международных организаций были проведены более широкие исследования природных, экономических, социальных, демографических, этнографических, санитарно-гигиенических условий и осуществлен разносторонний комплекс мероприятий (Dams in Africa, 1968). Например, при подготовке водохранилища Насер учитывались проекты орошения земель, строительства поселков и дорог, в целом обеспечивших благоприятные условия жизни переселенцев.
Важный вопрос — определение сметной стоимости мероприятий, вызываемых созданием водохранилищ, и выявление источников их финансирования. В СССР эти затраты объективно делятся на пять групп:
1) затраты на ликвидацию отрицательных последствий для хозяйства;
2) затраты на сохранение природных ресурсов и охрану природы;
3) затраты на подготовку водохранилищ в интересах здравоохранения и охраны качества воды;
4) затраты на мероприятия по использованию водохранилищ в интересах отдельных отраслей народного хозяйства;
5) затраты на целесообразные или неизбежные мероприятия по расширению, модернизации или новое стоитель — ство различных объектов в связи с изменением хозяйственной обстановки, нормативов строительства и т. д.
В настоящее время признается необходимой реконструкция затрагиваемых населенных пунктов, предприятий, транспортных и других объектов в связи с коренной ломкой хозяйственных и прочих условий в зоне влияния водохранилищ, нередко утверждаются отдельные сметы на реконструктивные мероприятия за счет заинтересованных министерств и ведомств.
В зарубежной практике гидротехнического стоительства методика определения стоимости мероприятий и их финансирования зависит от социально-политических и экономических особенностей государства. В социалистических странах с плановым хозяйством финансирование создания водохранилищ производится преимущественно за счет государственного бюджета или бюджетов заинтересованных министерств, ведомств, местных органов власти. Аналогичный порядок существует и в тех развивающихся странах, где высок удельный вес государственного сектора в экономике.
В капиталистических и многих развивающихся странах финансирование производится, как правило, из двух источников: за счет государственного
бюджета и (что бывает чаще) из средств соответствующих монополий. Во многих развивающихся странах созданию водохранилищ способствует помощь таких международных организаций, как ФАО ООН (Food and Agriculture Organization of United Nations) — продовольственная и сельскохозяйственная организация, «Программа развития при ООН» (United Nations Development Pro — gramm — UNDP), Мировой банк (World Bank).
Затраты на подготовку водохранилищ составляют весьма существенную часть общих капиталовложений в строительство гидроузлов (особенно водохранилищ многолетнего и сезонного регулирования на равнинных реках в обжитых районах). Так, для СССР удельный вес затрат на эти мероприятия составляет в среднем 20—40% стоимости гидроузла, в США по водохранилищам в бассейне р. Теннесси — 40%. В горных, предгорных, а также в малообжитых равнинных районах удельный вес этих затрат значительно ниже (если на участке подпора не сконцентрированы какие-либо ценные объекты — ирригационно освоенные земли, транспортные коммуникации, крупные населенные пункты и т. п.). Примером могут служить водохранилища в Канаде, Скандинавии, Сибири и на Дальнем Востоке, в пустынных районах Африки, Ближнего Востока, в лесных районах некоторых тропических стран, а также большинство водохранилищ в Альпах, Пиренеях, Кордильерах и других горных районах. В Швеции, где водохранилища создаются преимущественно путем подпора озер, затраты на подготовку водохранилищ ряда гидроузлов (Стурнуфорс, Чилфорсен, Хар — спронгет, Порей и др.) составили в среднем 11 % капиталовложений, в Финляндии по каскаду ГЭС на р. Оулуйоки — 12% общих затрат.
Мероприятия, связанные с созданием и использованием водохранилищ |
Относительно низкий удельный вес
затрат по подготовке водохранилищ в общей стоимости гидроузлов характерен для большинства западноевропейских государств. Это обусловливается тем, что от строительства плотин, вызывающих большие затопления, здесь, как правило, отказываются. Поэтому в целом на мероприятия, связанные с подготовкой водохранилищ, в зарубежной Европе расходуется меньшая доля капиталовложений в гидроузлы, чем в СССР, США и других странах с крупными водохранилищами. Мероприятия по подготовке водохранилищ при строительстве Влтав — ского каскада составили в среднем 8% от общей стоимости гидроузлов, максимальные по водохранилищу Липно — 15,5% (Влтавский каскад, 1969). Вместе с тем можно указать на ряд гидроузлов в Европе, по которым эти затраты составили весьма значительную часть общей стоимости гидроузла; таковы крупные водохранилища Кишкёре (Венгрия), Марна (Франция), Изворул-Мунтелуй (Румыния), Джердап (Румыния, Югославия). По гидроузлу Джердап доля этих затрат составила около 30% общей стоимости (Djordjevic Puric, 1970), по проектируемому водохранилищу Кастен — рейт на р. Энс (Австрия) и по ряду водохранилищ в Рурском бассейне (ФРГ) — до 65% (Kolnig, 1971), по ГЭС Берген — форсен в Швеции — почти 40%.
Структура затрат на создание водохранилищ зависит от природных и экономических условий района (в первую очередь от степени сельскохозяйственного освоения речной долины, ее заселенности и застроенности, системы путей сообщения и т. д.), параметров водохранилища и характера его будущего использования (числа и состава компонентов водохозяйственного комплекса, их требований к подготовке ложа и т. д.), а также от политико-социальных условий в данном государстве (методов и степени компенсации затопляемых объектов, учета интересов местного населения и др.). Так, в плотно заселенных сельскохозяйственных районах большой удельный вес составляют затраты по компенсации сельскохозяйственных угодий и по переустройству населенных пунктов или их инженерной защите, в промышленно освоенных районах — затраты на защиту и переустройство жилищно-коммунальных объектов, промышленных предприятий, транспортных сооружений.
В большинстве развитых капиталистических стран большой удельный вес в стоимости водохранилищ имеют затраты на компенсацию изъятых земель, что связано с постоянным возрастанием их стоимости. Так, по водохранилищам Кентукки и Пиквик-Лэндинг на р. Теннесси эти затраты составили около 30% общей стоимости мероприятий. В лесных районах значительных затрат требуют лесосводка и лесоочистка, на судоходных реках большие средства идут на строительство портов и подготовку судового хода, в горных долинах, где подпор зачастую вызывает затопление дорог, необходимы капиталовложения в переустройство путей сообщения.
Из общих особенностей проектирования водохранилищ все большее внимание придается размерам вызываемых нарушений и их денежной оценке, так как от них зависит выбор варианта решения задачи (ГЭС, ТЭС или АЭС, обвалование поймы или создание противопаводкового водохранилища и т. д.) и выбор схемы водохозяйственных сооружений (одно большое или несколько меньших водохранилищ, выбор отметки НПУ и т. д.). Предпочтение отдается вариантам, обеспечивающим существенное снижение размеров нарушений в природе и хозяйстве.
В ряде стран крупные и средние водохранилища предпочитают не создавать вообще, хотя они позволили бы кардинально решить проблему развития водного хозяйства. Так, в Венгрии созданию водохранилищ препятствуют неблагоприятные топографические и геологические условия, особенно в бассейне р. Тисы. Не создают сколько-нибудь значительных водохранилищ в Великобритании, ФРГ, ГДР, Италии и др.
Большое внимание уделяется и резервированию территорий под будущие водохранилища. В Чехословакии в зоне будущего канала Дунай—Одра—Лаба (на трассе которого предполагается создать несколько водохранилищ) запрещено капитальное строительство, с тем чтобы на отчуждения не потребовалось в будущем значительных средств. В США Бюро земельных фондов каждые два года проводит проверку резервиро
ванных земель с целью исключения неперспективных для гидростроительства участков. К 1965 г. для нужд гидростроительства было резервировано более
6,4 млн. га; почти все крупные водохранилища построены на резервированных ранее землях (Sax, 1966).