Солнечная электростанция 30кВт - бизнес под ключ за 27000$

15.08.2018 Солнце в сеть




Производство оборудования и технологии
Рубрики

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ВОДОХРАНИЛИЩ В АФРИКЕ

Реки Африки, стекая с плато, представ­ляют хорошие условия для строитель­ства плотин. Много створов с прочными породами, обилием строительных мате­риалов. Сезонность стока в отдельных районах требует создания водохрани­лищ с годичным регулированием. Твер­дый сток, за исключением Нила, Оран­жевой и некоторых горных рек Север­ной и Южной Африки, относительно мал. Поэтому проблемы заиления для ряда районов почти не существует.

Одно из последствий создания круп­ных водохранилищ в Африке — пересе­ление значительного числа жителей в другие районы. Из зоны затопления во­дохранилища Кариба было переселено 50 тыс. человек племени тонга, водохра­нилища Насер — 120 тыс. нубийцев, водохранилища Вольта — 82 тыс. че­ловек (или более 1 % населения страны), принадлежащих к различным этниче­ским группам, из зоны затопления во­дохранилища Каинджи переселилось около 50 тыс. человек (Dams in Africa, 1968). Список водохранилищ, при под­готовке которых было переселено боль­шое число людей, можно было бы про­должить.

Водохранилища

Африт

Изменение окружающей среды в ре­зультате гидротехнического строитель­ства — одна из причин, вызывающих наиболее массовое переселение жите­лей. Поскольку такое переселение носит вынужденный характер, а не является результатом личной инициативы, то и вся
ответственность за него ложится на госу­дарство или на соответствующее управ­ление и монополии, наметившие и осу­ществляющие строительство.

Создание водохранилищ дает возмож­ность улучшить социальные условия жизни переселенцев. Поэтому все затра­ты на переселение из зон, затопляе­мых водохранилищами, должны рас­сматриваться как капиталовложения в область материального и социального прогресса страны. Но не во всех странах понимается значение правильной и эф­фективной политики переселения. В не­которых случаях управления, занимав­шиеся подготовкой водохранилищ, были недостаточно осведомлены о характере деятельности местных жителей, не знали точно и численность населения, подле­жащего переселению из зоны затопления водохранилищ.

Чтобы переселение прошло эффектив­но, надо было провести широкий круг исследований и осуществить их задолго до начала строительства плотины и за­полнения водохранилища. Переселение людей — благоприятное обстоятельство повышения жизненного уровня населе­ния, оно также способствует общена­циональному развитию. Надлежащим образом и вовремя спланированные зоны вселения могут стать новыми районами с улучшенным социальным обслужива­нием. Но из-за трудностей с финансиро­ванием, из-за отсутствия опыта, недос­татка времени на изучение и проведе­ние всех необходимых мероприятий воз­можности для быстрых экономических и хозяйственных перемен, открывающие­ся при таких масштабах переселения, используются недостаточно. Это осо­бенно характерно для стран с полити­ческим режимом, не ставящим задачи максимального удовлетворения нужд трудящихся. Так, на водохранилище Ка­риба многие мероприятия, необходимые при организации переселения, не про­водились правительством или проводи­лись в недостаточных масштабах. На­пример, контуры будущего водохрани­лища не определялись и не закрепля­лись столбиками на местности из-за незнания линии будущего уреза воды, в связи с чем часть деревень была вынесена в зону форсированного под­порного уровня. Естественно, что при заполнении водохранилища дома ока­зались в зоне затопления и должны были вновь переноситься на более вы­сокие отметки. Технико-экономические обследования здесь также не проводи­лись, в то время как на водохранилищах Насер (АРЕ, Судан), Вольта (Гана) они проводились, хотя и с некоторым опозданием. Сам процесс переселения рассматривался в Египте, Судане и Гане как хорошая возможность для пере­устройства экономической и социаль­ной структуры общества. В Замбии (в 1964 г. получившей независимость) политика переселения жителей своди­лась к тому, чтобы не ухудшить жизнь переселяемого населения. Расистское правительство Южной Родезии не рас­сматривало водохранилище как самосто­ятельный хозяйственный объект, и все затраты по его подготовке, а также и по переселению были сведены к мини­муму. Население, проживавшее в ниж­нем бьефе водохранилища Кариба, да­же не было предупреждено о том, что по­сле 4-летнего периода наполнения во­дохранилища пропуск первого павод­ка вновь затопит пойменные участки р. Замбези, на которой местное населе­ние успело развести сады.

При создании водохранилища Насер в соответствии с данными обследования была выплачена компенсация переселяе­мому населению в размере от 40 до 1500 египетских фунтов на одну семью, кроме того, жителям предоставлялись новые дома в районе вселения. Взамен затопляемых земель населению выделя­лись участки в районах нового ороше­ния.

В зоне переселения из района водо­хранилища Вольта компенсация выда­валась не за землю, а за урожай. Рас­чистка и подготовка новых земель про­водились полностью за счет правитель­ства. Взамен старых домов предоставля­лись новые или выплачивалась соответ­ствующая компенсация. Предварительно проводились различные обследования и велись переговоры и консультации с на­селением по поводу выбора мест вселе­ния. Наоборот, в Южной Родезии поже­лания населения в отношении мест но­вой застройки не учитывались, в Замбии учитывались лишь частично. Кроме того, расчистка участков под новое строи­

тельство и само строительство домов проводились на водохранилище Кариба силами переселенцев. В Замбии на 30 тыс. человек, переселенных из зоны затопления водохранилища Кариба, бы­ла выделена сумма компенсаций раз­мером 1 млн. ф. ст. В Южной Родезии племена тонга вообще не получали ни­какой компенсации ни за землю, ни за дома и были лишь освобождены от упла­ты налогов в течение 2 лет.

Для того чтобы получить положитель­ный эффект от создания водохранилищ, необходимо рассматривать каждое новое водохранилище как часть комплексной программы развития речного бассейна и осуществлять необходимые исследова­ния. Почвенные и сельскохозяйствен­ные исследования должны проводиться с целью выявления подходящих земель для переселяемого населения; биологи должны изучать множество проблем, связанных с затоплением, лесоочисткой, зарастанием создаваемых водоемов сорной растительностью, с развитием и внедрением новых методов рыболовства и т. д. Подобные исследования проводи­лись на водохранилищах Вольта, частич­но Кариба и в несколько меньшей сте­пени на других водохранилищах.

Кроме этих исследований проводятся и археологические раскопки, цель ко­торых — выявить ценные памятники и сохранить предметы материальной культуры. Это представляет интерес не только для каждой отдельной страны, но и для всего человечества, поэтому ряд государств оказывает помощь африканским странам специалистами и денежными фондами. Археологические работы проводились по-разному. Так, расистское правительство Южной Ро­дезии[4] почти не проявило заботы и не приняло никаких мер по спасению ар­хеологических памятников в зоне затоп­ления водохранилища Кариба. Деталь­ные полевые работы были проведены по инициативе и силами Ливингстонского музея. Отметим, что в условиях Тропи­ческой Африки эти исследования прово­дить очень трудно, поскольку исследуе­мые территории покрыты густой лесной растительностью и многие маршруты приходится выполнять пешком или на лодках, что не может дать полного представления о местности. Демократи­ческое правительство Ганы выделило крупную сумму на проведение таких ра­бот в зоне затопления водохранилища Вольта, и археологические раскопки бы­ли осуществлены в 331 пункте. Однако раскопки всех археологических памятни­ков в сжатые сроки оказались невоз­можными. Начинать такие работы надо заблаговременно, так же как и проводить исследования в нижних бьефах гидроуз­лов.

Комплексное использование водохра­нилищ затруднено и из-за недостаточ­ных масштабов лесосводки и лесоочист — ки, проводимых в период их подготов­ки.

Важная часть подготовки некоторых крупных водохранилищ в малоосвоен­ных районах Африки — мероприятия по спасению и охране диких животных. Как правило, эти мероприятия, не преду­сматриваемые проектами, осуществля­ются по инициативе отдельных энтузи­астов, получающих содействие Между­народного общества охраны природы. При подготовке водохранилища Кариба была проведена эвакуация диких живот­ных под названием операция «Ной». По­сле заполнения водохранилищ охота на диких животных и лов рыбы обычно ограничиваются. Например, на водохра­нилище Кариба был объявлен запрет на охоту в течение пяти лет.

Для преодоления многих трудностей и недостатков, имевших место в про­шлом при подготовке водохранилищ, во многих африканских странах в на­стоящее время заметна тенденция к ком­плексному развитию речных долин под руководством одного управления, напри­мер Volta River Authority, Orange River Development Scheme, Egypt-Sudan Nile Water Agreement и др.

Комментарии запрещены.