ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОДОХРАНИЛИЩ
Для улучшения организации использования водохранилищ в СССР осуществляются следующие мероприятия: а) разработка основных положений правил использования водных ресурсов водохранилищ, их согласование и утверждение; б) разработка детальных правил эксплуатации, инструкций, диспетчерских графиков и т. д., учитывающих все возможные ситуации нормальной и экстремальной эксплуатации водохранилищ; в) разработка и осуществление конкретных годовых, сезонных и других режимов наполнения и сработки водохранилищ, работы водозаборных сооружений, гидроэлектространций и т. п. на основе прогноза поступления воды в водохранилища, учета современной хозяйственной ситуации.
Организационные формы систем эксплуатации водохранилищ на земном шаре разнообразны. Так, в СССР крупные комплексные гидроузлы, имеющие в своем составе гидроэлектростанции, эксплуатируются органами Министерства энергетики и электрификации СССР и союзных республик — энергосистемами, действия которых организует и контролирует Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы. При этом интересы других участников ВХК удовлетворяются в соответствии с указанными выше инструкциями, нормативными документами и дополнительными разовыми (на определенный период) заявками других участников ВХК, утвержденными вышестоящими органами. Так, объемы и график рыбохозяйственных и сельскохозяйственных попусков из Куйбышевского и Волгоградского водохранилищ ежегодно весной устанавливаются специальными правительственными комиссиями и утверждаются Советом Министров СССР. В системе Мин — водхоза к 1985 г. созданы 47 специальных управлений эксплуатации, в функции которых входят организация, проведение работ по благоустройству и улучшению технического состояния на 150 наиболее важных для народного хозяйства водохранилищах. Эти меры были приняты в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 2 октября 1978 г.
За рубежом организация эксплуатации водохранилищ и гидроузлов различна и зависит от социально-экономических условий, уровня развития экономики, степени зависимости от крупных капиталистических государств.
В социалистических странах гидроузлы и водохранилища эксплуатируются государством через бассейновые или районные организации, конкретные энергетические, мелиоративные, промышленные предприятия. Так, в Болгарии организации, заинтересованные в эксплуатации водохранилищ, разрабатывают плановые заявки на использование водных ресурсов, которые обобщаются, согласовываются и утверждаются Комитетом по охране окружающей среды. Разработанные режимные планы-графики эксплуатации водохранилищ (в трех вариантах — для среднего по водности, среднемаловодного и маловодного годов) ежемесячно уточняются в соответствии с прогнозами гидрометеорологических условий и другими факторами. Контроль за соблюдением планов-графиков проводят районные инспекции по охране окружающей среды. В Албании использованием водохранилищ занимается непосредственно министерство промышленности и сельского хозяйства, в Чехословакии, Югославии, Румынии имеются каскадные, городские и объектные управления эксплуатации (рис. 71).
В капиталистических странах эксплуатацией водохранилищ занимаются государственные органы и акционерные общества, корпорации, компании и т. п. В США примерно половина водохранилищ эксплуатируется такими государственными органами, как Корпус инженеров (Corps of Engineers), Бюро мелиорации (Bureau of Reclamation), Уп-
71. Водохранилище Джердап на р. Дунай, совместно эксплуатируемое Румынией и Югославией |
равление долины Теннесси (Tennessee Valley Authority); остальные водохранилища — преимущественно акционерными обществами. Ввиду большого значения оптимальной эксплуатации гидроэлектростанций руководство использованием водохранилищ осуществляется в Единой энергетической системе США. Такое же сочетание государственного и частнокапиталистического управления использованием водохранилищ характерно для большинства других развитых капиталистических стран.
Отсутствие единого управления вызывает в капиталистических странах ряд сложностей, приводящих нередко к недостаточно эффективному использованию водных, гидроэнергетических и других ресурсов, о чем свидетельствуют срывы в работе энергосистем США, строительство подчас не самых эффективных (из возможных) водохранилищ и гидроэлектростанций и т. д.
В развивающихся странах управление водохранилищами проводят как государственные органы, так и частнокапиталистические компании, причем степень влияния государства на использование водохранилищ в разных странах неодинакова; в одних преобладающее значение имеет государственное управление (Индия, Мексика, Аргентина, Сирия и др.), в других — частнокапиталистические компании на базе местных капиталов, в третьих — иностранные монополии.
Проблемы рационального использования и эксплуатации водохранилищ