ДЕТОНАЦИЯ
Как уже неоднократно отмечалось, эффективность двигатет: I
растет при увеличении степени сжатия рабочего тела. В двигателях с искровьо і зажиганием степень сжатия может быть ограничена в зависимости от используемого топлива. При достаточно большой степени сжатия в таких двигателям возникает детонация топливной смеси, которая приводит к повышенному износу поршней и уменьшению мощности мотора.
Различие между взрывом и детонацией заключается в скорости процесса. Порох, например, взрывается только тогда, когда заключен в замкнутое простраг ■ ство. На открытом воздухе он может только гореть. С другой стороны, такое вещество, как трехйодистый азот, будет разлагаться настолько быстро, что дал : на открытом воздухе вызовет сильный шум.
Проще говоря, взрыв внутри цилиндра создает стационарное усилие, действующее на поршень аналогично усилию, которое создает велосипедист, давя на педаль ногой. Детонация же аналогична ситуации, когда велосипедист не крути бы педали ногами, а периодически бил бы по ним молотком.
Способность топлива работать при высоких степенях сжатия без детонации определяется по его октановому числу. Говорят, что топливо имеет октанов ■: число Of, если его детонационное поведение соответствует поведению модельное смеси изооктана и «-гептана, содержащей Oj процентов октана.
Каким бы странным это ни казалось, октановое число топлива может бы больше 100.
Дело в том, что экспериментально октановое число топлива определяет путем сравнения с изооктаном, к которому добавляется объемная доля L тетри этилсвинца (С2Н5)4РЬ. Тогда октановое число рассчитывается по формуле
Добавление 0,7 % (т. е. доли 0,007) тетраэтилсвинца в изооктан приводит получению топлива с октановым числом 120, которое является характерным х авиационного бензина.
Следует отметить, что в экспериментах используется изооктан. Дело в тс что и-октан — нормальный или неразветвленный октан — обладает экстремам но слабыми антидетонационными свойствами, в то время как изооктан хоро затормаживает детонационные процессы.
Критическая степень сжатия углеводородов (выше которой происходит детонация) уменьшается с ростом числа атомов углерода в молекуле. Так, метан мест критическую степень сжатия 13, тогда как «-гептан только 2,2.
Однако у различных изомеров структура молекулы может быть изменена я сопротивление детонации может существенно увеличиться: изоокган имеет кри — тическую степень сжатия 6, а бензол, основной ароматический углеводород, — 15. С учетом этого фактора в бензине вместо свинцовых добавок может содержаться рял ароматических веществ, увеличивающих его октановое число.
Сравним структуру двух октановых изомеров CgH18:
«-октан НННННННН
I I I I I I I I
н-с-с-с-с-с-с-с-с-н
I I I I I I I I
НННННННН
изооктан Н СН3Н СН3 Н
I I I I I
н-с-с-с-с-с-н
I I I I I
н н н сн3 н
Формула показывает, что изооктан представляет собой молекулу пентана, в рой два атома водорода замещены метиловыми радикалами СН3. Две заме — в молекуле проведены на позиции 2 (около второго слева атома углерода) и а замена на позиции 4. Поэтому изооктан представляет собой не что иное, 2.2,4-триметилпентан.
Эффективное октановое число топлива также зависит от условий, в которых работает. Поэтому с одним и тем же топливом могут ассоциироваться не — іько октановых чисел.
Некоторые добавки увеличивают октановое число бензина. Оно может быть шено, например, путем добавления в топливо йода, однако это слишком го. Длительное время в качестве добавки к топливу в некоторых странах льзуется тетраэтилсвинец, против которого упорно борются экологи. Пониє октанового числа сегодня все чаще обеспечивается за счет увеличения гаї 1ия циклических углеводородов (бензольного ряда). Такое топливо явля — менее канцерогенным, но более дорогим, чем со свинцовыми добавками. Ішісутствие в бензиновом топливе этанола увеличивает сопротивляемость ации, как это показано на рис. 3.10. Добавление 30 % этанола в бензин ляет увеличить его октановое число с 72 до 84. Октановое число газохола *ь бензина со спиртом) От может быть рассчитано из октанового числа него бензина Og и октанового числа спиртового раствора В:
От = Вх + Og (1 — х),
где х — отношение добавленного объема к исходному объему бензина. В зависимости от исходного октанового числа бензина, октановое число смеси может быть увеличено до 160. Метанол имеет В= 130, хотя, когда он используется вне смеси, значение В уменьшается до 106. Октановое число газохола можно увеличить также путем добавления в него циклических углеводородов. В дополнение к этому газоход является экологически более чистым топливом. Хотя вредны: выбросы все же будут иметь место, особенно при использовании метанола.
октановым числом
С 1516 г. Бразилия является мировым лидером по производству сахарного тростника. Она имеет прекрасные возможности для производства газохола, поскольку обладает достаточным количеством сырья для производства спирта. В годы, когда мировая цена на сахар была невысокой, значительная часть тростника перерабатывалась в спирт, доля которого в общем объеме автомобильного топлива в Бразилиа достигала примерно 24 %. При высоких ценах на сахар доля спирта в топливном балансе страны снижалась до 5 %. Начиная с 1970 г. в Бразилии было принято решение продавать на бензоколонках чистый спирт для заправки специальных автомобилей, работающих на нем. Это позволило стране частично избавитьс я от необходимости импорта значительного количества продуктов нефтепереработки.
Спирт может служить не ТОЛЬКО добавкой в бензин, НО И полноценным ТОПг ливом. Однако его удельное энергосодержание ниже, чем у бензина (табл. 3.6» В расчете на единицу объема этанол содержит 71 % энергии, юмеюшейся в ос новном компоненте бензина гептане. Тем не менее бразильские машины, работающие на спирте, имеют расход топлива на километр, практически равный расходу топлива бензиновым двигателем. Это связано с тем, что спиртовые двигатели более эффективны из-за высокой степени сжатия рабочей смеси.
Благодаря тому, что спирт имеет свойство хорошо смешиваться с водой, все ‘разильские заправочные станции снабжены измерителями плотности для контроля качества спирта.