Аква граница в славянской мифологии
Аква граница в славянской мифологии
Другой мир разделен в славянском фольклоре от Этого аква границей, что следует из сказок, «тридевятые царства» которых размещены за рекой либо морем, и народных апокрифов, в каких души погибших переправляет в лодке на тот свет то Миша Архангел, то Николай Чудотворец, то Илья Пророк. У чехов существует поговорка «улетел за море к Велесу» в значении «отправился на тот свет».
Без утомились бьются со змеями богатыри российских фольклорных сказаний (кстати, обычно, герои эти появляются разными расчудесными методами, что позволяет представить в их божественных малышей). Егорий Храбрый убивает Царища Диоклетианища, который «яко змей летит», «визжит по-змеиному». Кузнец Козьма-Демьян, в чьем виде соединены двое христианских святых (6) одолевает Черноморского змея, который предлагает герою поделить всю землю напополам. Богатярь типо соглашается, запрягает змея в плуг и проводит до моря борозду, отделяя обустроенную ойкумену от хаотического мира нежити. Позже он меняет решение и ниспровергает чудище в воду, возвращая его назад в стихию Хаоса.
В другом варианте у моря он отдал ему напиться – змей «расселся», и поползли из него малые змеи. Время от времени со временем и конфигурацией религиозной среды змей меняет собственный вид, сохраняя, но, черты пресмыкающиеся: Соловей-разбойник в былине об Илье Муромце не только лишь «свищет по-соловьиному и орет по-звериному», да и «зашипит окаянный по-змеиному». Сражает его богатырь стрелой, в какой угадывается образ молнии бога-громовержца. Еще позже образ посланца другого мира трансформируется в черта («перешедшего черту», границу), с которым ведут войну бойцы более поздних сказаний. Места битв героев со змеем, когда они указаны, практически всегда — на морском берегу, на реке Смородине, на пламенной реке, на калиновом, металлическом, серебряном и золотом мостах – т. е. у аква границы.