Астрономия старых греков
Астрономия старых греков
Обратимся астрономии старых греков. 1-ые работы греческих астрологов относятся к построению календаря. Около 434 г. астролог Метон ввел 19-летний цикл, получивший потом заглавие метонова цикла. Этот период содержит 6940 суток и практически в точности равен продолжительности 235 лунных (синодических) месяцев. По правде, поделив 6940 на 235, получаем среднюю продолжительность синодического месяца:
В цикле Метона 29, 531914 суток.
По современным данным 29, 530588 суток.
По другому говоря, точность метонова лунного месяца составляла 2 минутки.
Средняя продолжительность года в метоновом цикле составляла 365, 26316 суток, что на 19 минут длиннее введенного 4-мя столетиями позже юлианского года (365, 25 суток) и на 30 мин — реальной продолжительности тропического года в эру Метона (365, 2425 суток).
Необходимо сказать, что календарная система в Вавилоне и Греции была в ту эру очень сложной. Согласовать солнечный тропический год с лунным синодическим месяцем было очень тяжело из-за их несоизмеримости. Лунный год, состоявший из 12 лунных месяцев, содержал (с округлением до целых суток) 354 суток, что было на 11 с излишним суток меньше тропического года. Потому в некие годы (приблизительно каждые три года) добавляли тринадцатый месяц, так что таковой год содержал уже 384 суток.
Метонов цикл существенно облегчал работу по составлению календаря. Он давал обычное соотношение меж годом и лунным месяцем. Не считая того, по номеру года в цикле можно было просто выяснить все даты в этом году, так как по истечении цикла они повторялись.
Цикл Метона употреблялся еще в Вавилоне, так что непонятно, заимствовал ли его Метон у вавилонян либо обусловил независимо. Этот цикл употреблялся в течение нескольких веков.
Столетие спустя после Метона астролог Каллипп улучшил метонов цикл, объединив 4 цикла по 19 лет и отняв от итога одни день. В каллипповом цикле 940 месяцев, равных в сумме 27759 суткам. Отсюда получаем длину тропического года 365, 25 суток (как в юлианском календаре) и длину синодического месяца 29, 530851 суток, что всего только на 23 с продолжительнее настоящего.
Циклы Метона и Каллиппа потом критически дискуссировались Гиппархом, из сочинения которого «О продолжительности года» сведения о их взял в долг Птолемей, в свою очередь подвергший этот вопрос критичному анализу.
Каллипп был учеником и ассистентом виднейшего греческого философа IV в. до н. э. Аристотеля, создателя геоцентрической системы мира, где в центре мира находится Земля, а орбиты Солнца, Луны и планет изображаются кругами. Аристотель не был математиком и не ставил для себя задачей создание теории планетных движений. Он резко делил философию на теоретическую и практическую части, отдавая преимущество первой, так именуемой «чистой» философии. Может быть, вот поэтому Птолемей, астролог и математик, позаимствовавший у Аристотеля геоцентрическое миропонимание и радиальную форму орбит, упоминает его в «Альмагесте» только в один прекрасный момент, в самом начале собственного труда, там, где идет речь о систематизации наук.
Много веков спустя, церковная церковь, отметавшая все языческое, сделала типичное исключение для геоцентризма Аристотеля и системы мира Птолемея — они были официально признаны церковной церковью как правильные представления о строении мира, не противоречащие Священному писанию.
Наикрупнейшим после Аристотеля греческим ученым IV в. до н. э. был Евклид, чьи труды стали основой не только лишь греческой, да и мировой арифметики. Его «Начала» содержат главные постулаты (теоремы) и аксиомы, на которых в значимой мере базируется вся простая математика прямо до реального времени. Птолемей в собственных математических построениях повсевременно употребляет «Начала» Евклида, хотя не всегда на их ссылается. По воззрению Дж. Тумера, создателя и редактора нового британского перевода «Альмагеста», посреди сочинений древнегреческих создателей «Альмагест» занимает 2-ое место после «Начал» Евклида.