Астрономия
Астрономия
ВОЛХВЫ — заглавие в Др. Руси служителей дохристианских культов, знахарей, считавшихся колдунами, время от времени — восточных мудрецов, звездочетов.
В 1922 Интернациональный Астрономический Съезд утвердил 88 интернациональных заглавий созвездий, тем увековечил память о древнегреческих легендах, в честь которых были названы созвездия: Персей, Андромеда, Геркулес и т.д. (около 50-ти созвездий).Значение древнегреческой науки подчеркивают слова: планетка, комета, галактика и само слово Астрономия.
Астрономия старых греков
В греческой науке твердо установилось мировоззрение (с разными, естественно, вариантами), что Земля подобна плоскому либо выпуклому диску, окруженному океаном. От этой точки зрения многие греческие мыслители не отказались даже тогда, когда в эру Платона и Аристотеля, казалось, возобладали представления о шарообразности Земли. Как досадно бы это не звучало, уже в те дальние времена прогрессивная мысль пробивала для себя дорогу с огромным трудом, добивалась от собственных приверженцев жертв, но, к счастью, тогда еще «не казался ложью талант», а «в аргументах не прогуливался сапог».
Мысль диска (барабана либо даже цилиндра) была очень комфортна для доказательства обширно всераспространенного убеждения о срединном положении Эллады. Она же была полностью применима для изображения суши, плавающей в океане.
В границах дискообразной (а позже шарообразной) Земли выделялась ойкумена. Что по – древнегречески значит вся обитаемая земля, вселенная. Обозначение одним словом 2-ух, казалось бы, различных понятий (для греков тогда они представлялись одно-порядковыми) глубоко симптоматично.
В древности вопрос о том, движется ли Земля вокруг Солнца, был просто богохульным. Как именитые ученые, так и обыкновенные люди, у каких картина неба не вызывала особенных раздумий, были от всей души убеждены, что Земля недвижна и представляет собой центр Вселенной. Все же, современные историки могут именовать само мало 1-го ученого древности, который усомнился в принятом и попробовал создать теорию, согласно которой Земля движется вокруг Солнца.
Жизнь Аристарха Самосского (310 – 250 гг. до н.э.) была плотно сплетена с Александрийской библиотекой. Сведения о нем очень небогаты, а из творческого наследства осталась только книжка «О размерах Солнца и Луны и расстояниях до них», написанная в 265 г. до н.э. Только упоминания о нем других ученых Александрийской школы, а позже и римлян, проливают некий свет на его «богохульные» научные изыскания.
Аристарх задался вопросом о том, какого расстояние от Земли до небесных тел, и каковы их размеры. До него на этот вопрос пробовали ответить пифагорейцы, но они исходили из случайных предложений. Так, Филолай считал, что расстояния меж планетками и Землей нарастают в геометрической прогрессии и любая последующая планетка втрое далее от Земли, чем предшествующая.
Аристарх пошел своим методом, совсем правильным точки зрения современной науки. Он пристально смотрел за Луной и сменой ее фаз. В момент пришествия фазы первой четверти он измерил угол меж Луной, Землей и Солнцем (угол ЛЗС на рис.). Если это сделать довольно точно, то в задачке останутся только вычисления. В этот момент Земля, Луна и Солнце образуют прямоугольный треугольник, а, как понятно из геометрии, сумма углов в нем составляет 180 градусов.
Древнегреческие филосовы посеяли зерна сомнения относительно божественного происхождения мира. При Аристархе, Евклиде и Эратосфене астрономия, которая до того отдавала огромную часть астрологии, начала классифицировать свои исследования, встав на твердую почву настоящего зания.
И все таки то, что сделал о области астрономии Гиппарх, существенно превосходит заслуги как его предшественников, так и ученых более позднего времени. С полным основанием Гиппарха именуют папой научной астрономии. Он был очень пунктуален в собственных исследовательских работах, неоднократно проверяя выводы новыми наблюдениями и стремясь к открытию сущности явлений, происходящих во Вселенной.
История науки не знает, где и когда родился Гиппарх; звестно только, что более плодотворный период его жизни приходится на время меж 160 и 125 гг. до н. э. Огромную часть собственных исследовательских работ он провел на Александрийской обсерватории, также на его своей обсерватории, построенной на полуострове Самос.
Еще до Гиппархатеории небесных сфер Евдокса и Аристотеля подверглись переосмыслению, а именно, величавым александрийским математиком Аполлонием Пергским (III в. до н. э.), но Земля как и раньше оставалась в центре орбит всех небесных тел.
Гиппарх продолжил начатую Апполонием разработку теории радиальных орбит, но занес в нее свои значительные дополнения, основанные на долголетних наблюдениях. Ранее Калипп, ученик Евдокса, нашел, что времена года имеют неодинаковую длительность. Гиппарх проверил это утверждение и уточнил, что астрономическая весна продолжается 94 и ? сут, лето — 94 и ? сут, осень – 88 суток и, в конце концов, зима длится 90 суток. Таким макаром, интервал времени меж вешним и осенним равноденствиями (включающий лето) равен 187 суток, а интервал от осеннего равноденствия до вешнего (включающий зиму) равен 88 + 90 =178 суток. Как следует, Солнце движется по эклиптике неравномерно – летом медлительнее, а зимой резвее. Может быть и другое обьяснение предпосылки различия, если представить, что орбита не круг, а “вытянутая” замкнутая кривая (Апполоний Пергский именовал ее элипсом). Но принять неравномерность движения Солнца и отличие орбиты от радиальный – это означало перевернуть ввысь ногами все представления, закоренелые еще с времен Платона. Потому Гиппарх ввел систему эксцентрических окружностей, предположив, что Солнце обращается вокруг Земли по радиальный орбите, но сама Земля не находится в ее центре. Неравномерность в таком случае только кажущачся, ибо если Солнце находится поближе, то появляется воспоминание более резвого его движения, и напротив.
Но, для Гиппарха остались загадкой прямые и попятные двидения планет, т.е. происхождение петель, которые планетки обрисовывали на небе. Конфигурации видимого блеска планет (в особенности для Марса и Венеры) свидетельствовали, что и они движутся по эксцентртрическим орбитам, то приближаясь к Земле, то удаляясь от нее и соответственно этому меняя сияние. Но в чем причина прямы и попятных движений?Гиппарх сделал вывод, что размещение Земли в стороне от центра орбит планет недостаточно для обьяснения этой загадки. Спустя три столетя последний из величавых александрийцев Клавдий Птоломей отметил, что Гиппарх отказался от поисков этом направлении и ограничился только классификацией собственных наблюдений и наблюдений собственных предшественников. Интересно, что во времена Гиппарха в астрономии уже было понятие эпицикла, введение которого приписывают Аполлонию Пергскому. Но так либо по другому, Гиппарх не стал заниматься теорией движения планет.
Зато он удачно видоизменил способ Аристарха, позволяющий найти расстояние до Луны и Солнца. Пространственное размещение Солнца, Земли и Луны во время лунного затмения, когда проводились наблюдения.
Гиппарх прославился также своими работами в области исследования звезд. Он, как и его предшественники, считал, что сфера недвижных звезд реально существует,т.е. расположенные на ней объекты находятся на схожем расстоянии от Земли. Но почему тогда одни из их ярче других? Поэтому, считал Гиппарх, что их настоящие размеры неодинаковы – чем больше звезда, тем она ярче. Он поделил диапозон блеска на 6 величин, от первой – для самых ярчайших звезд до 6-ой – для самых слабеньких, еще видимых невооруженным глазом (есстественно, телескопов тогда не было). В современной шкале звездных величин различие в одну величину соответствует различию в интенсивности излучения в 2,5 раза.