Бруно
Бруно
К верхушкам философской мысли Ренессанса безусловно принадлежит пантеистическая философия природы пантеистическая философия природы Джордано Бруно (1548-1600), в какой более много выражен гуманистический стихийно-диалектический нрав философии нрав философии и науки Ренессанса. Творчество Бруно содержало внутри себя конструктивные элементы средневековых традиций вольномыслия как в их аверроистском, так и в неоплатоновском варианте.
Он развивает эталоны итальянского гуманизма итальянского гуманизма в духе флорентийской платоновской Академии. Из современников наибольшее воздействие на Бруно оказали астрономические открытия Коперник; философским источником его учения являются идеи Н. Кузанскогоидеи Н. Кузанского и Б. Телезио.
Пантеизм философии Бруно— самый конкретный и поочередный из всех систем итальянской философии природы итальянской философии природы. Бруно вступил в непримиримый конфликт с тогдашним христианским, католическим и протестантским миром, со схоластической философией схоластической философией и институтской наукой. Он столкнулся с церковью, когда высказал колебание по поводу неких церковных догматов (к примеру, о безгрешном зачатии и т. д.). Преследуемый экзекуцией, он покидает Италию.
Побывал он в различных европейских государствах — во Франции, Великобритании, Германии (он был и в Праге, где опубликовал «Сто шестьдесят статей против математиков и философов « («Articuli centum et sexaginta contra mathematicos et philosophos»)).
Повсевременно преследуемый, он не находил нигде крепкой опоры ни для педагогической деятельности, ни для издания собственных трудов. В конце концов он ворачивается в Италию и только некое время живет расслабленно.
В Венеции он был арестован экзекуцией, заточен, перевезен в Рим и там 17 февраля 1600 г. сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на него словами: «Вы, возможно, с огромным ужасом выносите этот приговор, чем я его слушаю».
К основным трактатам Бруно относятся философские диалоги «О причине, принципе и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах», в каких ставятся трудности бесконечности мира, его динамического единства и вечности. Праосновой выступает Единое, материя, которая является неразвернутой предпосылкой всего имеющегося, субстанциональной возможностью всего развернутого, определенного. В Едином заключается внутренняя способность, материи быть всеобщей формой вселенной, формой всех форм: «Оно в конце концов созревает в единую подлинную и универсальную субстанцию, которая является одной и той же во всем (которая именуется сущее), праосновой всех разных видов и форм.
Оно само является Единым, нескончаемым, недвижным, субстратом, материей, жизнью, душой, тем, что сущность настоящее и доброе». Эту способность, удерживающую мир в единстве и в то же время в многообразии, Бруно именует «душой мира», которая не только лишь существует снутри материи существует снутри материи, да и властвует над ней. Эта глобальная душа представляет всеобщий разум, является внутренним действием материи, сформировывает ее изнутри.
Универсальной действующей предпосылкой в природе является универсальный разум — 1-ая и основная сила мировой души; глобальная душа — его универсальная форма». «Это и есть то нечто, что не изменяется, что все заполняет, что освещает весь универсум и вдохновляет природу, чтоб она подходящим методом создавала свои виды» В стремлении опровергнуть мнения перипатетиков о наружном, чуждом вмешательстве в природу, материю, стремясь преодолеть ложность схоластического дуализма и креационизма, он приходит к идее о всеобщей одушевленности материи одушевленности материи Его философия природы имеет нрав панпсихического материализма. С этих позиций он выступает против схоластического подхода, утверждающего, что материя — это только некоторая «чистая» возможность, и против аристотелевского осознания материи как пассивной и выдвигает учение о материи как активном, творческом принципе. Материя не может существовать без формы, и, напротив, форма является внутренней стороной материи является внутренней стороной материи, она не может быть кое-чем привнесенным снаружи, приданным. Материя существует не только лишь как причина различных конфигураций действительности, не только лишь в качестве способности (в смысле неразвернутой праматерии, субстанции), но она выступает как Единое и в бытии, и в действительности вещей, природы, вселенной.
В Едином совпадают одно и почти все, минимум и максимум; в единичном содержится полнота, универсальность бытия, но не «вполне, тотально», так как «каждая вещь является единой, но не единым способом» « В этих подходах развивается идея о совпадении противоположностей, направленная против дуализма средневековой схоластики средневековой схоластики. Бруно гласит о противоречивом единстве стойкости, неподвижности, бесконечности Одного и неустойчивости, многосторонности этого Одного, проявляющегося во множественности и развернутости. Мир является Единым, которое состоит из огромного количества самостоятельных единиц. Космос есть структура, состоящая из дискретных частей, атомов, имеющихся в непрерывной бесконечности.
«Атомизм « Бруно заключается в его учении о минимуме и максимуме. Физическим минимумом является атом, математическим минимумом — точка, минимумом метафизическим — монада. Образование монад неподражаемо, но любая монада как минимум отражает внутри себя также и весь универсум. В собственной методологии Бруно пантеистически отождествляет движение и материю движение и материю, природу и мировую душу (бога) (см. «О монадах, числе и форме», 1591).
Его пантеизм приметно склоняется к материализму. Движение как внутренний принцип природы является не случайным, но нужным.
Целое, если оно нескончаемое и недвижное, не нуждается в том, чтоб для него находили источник движения». «Неподвижность» целого Бруно осознает как абсолютность движения, как нескончаемое существование движения и конфигураций, потому не следует находить некоторый наружный источник движения (бога как первого мотора, создателя, творца).
Тезис о бесконечности вселенной бесконечности вселенной имеет основополагающее значение для космологии Бруно
Космос — сразу пустая и сразу заполненная бесконечность. Вне космоса нет ничего другого, он является всем бытием, нескончаемым, несотворенным богом. Бесконечность мира не является божественным атрибутом, как это обосновывает теология. Бруно отторгает также представление о том, что мир находится на неком особом месте, окруженном пустым местом, либо богом. Бруно делает новейшую космологию, которая всходит к превосходным открытиям Коперника, и делает из гелиоцентрического осознания мира конструктивные философские выводы. Бесконечность вселенной Бесконечность вселенной нельзя осознать исходя из убеждений обыденного людского сознания, которое формируется на базе опыта в отношении конечных вещей. Бесконечность нельзя осознать только при помощи представлений о том, что меньше и что больше. Тут нужен философский разум.
Мир однороден во всех собственных частях, ни одно тело не имеет привилегированного положения, не существует никакого расположенного в центре наружного источника движения (первого мотора). Следствием концепции физического единства вселенной у Бруно является догадка, выражающая возможность существования жизни и на других планетках. Теория зания Бруно исходит из идеи, что в людской душе проявляется единая вселенская глобальная душа, которая неотделима от одушевленной материи одушевленной материи. Людская душа отличается от душ животных собственной особенной «конфигурацией» — строением, зависящим от физической структуры телесных органов. Бруно развивает также идею классиков древности о значении руки и труда для развития разума. Цель разума — проникновение в глубину явлений, зание закономерностей природы, т. е. ее «божественности «. Зание начинается с восприятия и идет к представлениям, рассудку и разуму. Чувственное зание само по себе недостаточно. Зание является нескончаемым процессом, так как и предмет его нескончаем. Правды можно достигнуть только философскими средствами, но ни при каких обстоятельствах теологическими. В отличие от догматического авторитаризма Бруно делает упор на том, что основой твердого и настоящего познания должно быть колебание, но не в его абсолютизированном значении, не в виде скептицизма. Как и другие мыслители Ренессанса мыслители Ренессанса, он гласит о практическом значении зания, о «магии», т. е. о таком активном воздействии, которое состоит в раскрытии «тайн» природы. Этика Бруно Бруно призывает к борьбе за великодушные цели, за добро, которое неограниченно реализуется во вселенной (Единое и есть добро). Но борьба за возвышенные цели просит жертв.
Человек в этом устремлении должен преодолевать ужас личной смерти, ликвидирования. Настоящим мерилом нравственности является деятельность, земные цели человека. Он отторгает пассивный аскетизм религиозной веры, выступает и против пассивного гедонизма. Людская деятельность должна быть возвышенной, устремленной к бесконечности, частью которой является он сам. Человек должен узнавать вселенную и в согласовании с этим воплотить себя самого. Атеистическая философия Бруно философия Бруно обоснована историческими обстоятельствами, эрой. Его атеизм ограничен пантеизмом, содержащим, но, сильные материалистические тенденции. Атака Бруно на тогдашнюю церковь и ее учение, на основания веры (к примеру, отрицание загробной жизни и т. д.) была проявлением воинствующего духа философа и ученого. В вопросах религии он выступил, можно сказать, более остро и бескомпромиссно, чем, к примеру, позднее это сделали Ф. Бэкон и Р. Декарт Бэкон и Р. Декарт. Он отторг догматическое авторитарное вмешательство религии в вопросы философии и науки, в трудности публичных отношений и нравственности. Но он допускал, что религия может иметь исключительное воздействие на примитивные народы. В дальнейшем место религии откровения должна занять «религия разума». Ее начальные моменты он, фактически, и обозначил в собственной философской системе.
Пантеистическая философия природы Бруно завершает развитие ренессансного мышления. Следующее развитие философии развитие философии связано с эпохой, в какой естествознание развивается на экспериментальных и математических основах, что обусловливает новые методы философского отражения мира, новый подход к вопросам методологии наук. К философам следующего времени, на которых оказал воздействие Бруно воздействие Бруно, относятся Спиноза (пантеизм), Лейбниц (монадология), Шеллинг (диалектика).