Эгейская культура
Эгейская культура ЭГЕЙСКАЯ (КРИТО-МИКЕНСКАЯ) КУЛЬТУРА
С 1874 по 1885 г. Г. Шлиман работал на местности Балканского полуострова — в Микенах, Орхомене, Тиринфе. Тут была открыта, так именуемая, микенская культура древней Греции.
Сначала XX в. Британский археолог А. Эванс начал свои раскопки на полуострове Крит, которые он продолжал в предстоящем. Им была открыта критская культура, тоже относящаяся к культуре древней Греции.
Работы на Балканском полуострове были продолжены греко-американской экспедиции под управлением К. Курониотиса и Блегена, которые позже в западной части Пелопоннеса, около старого Пилоса, отыскали большой Пилосский дворец.
Как Эвансом, так и греко-американской экспедицией в Пилосском дворце были найдены глиняные таблички с неведомыми надписями. Их изучил поначалу Эванс, который именовал их «линейным» письмом и поделил на более древнее письмо «А» и поболее позже письмо «Б» (линейное письмо «А» так и не было расшифровано).
Эванс занимался письмом «Б», но он мог только установить цифровую систему критских надписей. Расшифровку же этого письма он дать не мог. Прочитал крито-микенские надписи письма «Б» в 1952—1953 гг. Юный британский конструктор М. Вентрис.
Культура Крита.
Сначала I тысячелетия до нашей эпохи древневосточные цивилизации (а именно египетская) вступили в полосу упадка и уступили свое место новенькому культурному очагу, возникшему в Средиземноморском регионе. Но еще в III-II тыс. До н. э., т. е. сразу с древневосточными цивилизациями, в Восточном Средиземноморье и неких областях материковой Греции была высокоразвитая эгейская культура. В ее состав входили последующие культурные общности: древная критская либо минойская, с центром на полуострове Крит в Эгейском море; кикландская, островная культура; элладская — в Балканской Греции. Во II тыс. До н. э. в материковой Греции появилась близкая к критской микенская либо ахейская культура.
Критское королевство было сильной державой с могущественным флотом. Географическое положение острова — меж Европой, Северной Африкой и Малой Азией отводило ему значительную роль в интернациональных торговых сношениях тех пор, что давало возможность критской культуре развиваться в подходящем соприкосновении с старыми культурными мирами.
Крит находился на скрещении самых оживленных торговых путей Средиземноморья. Наикрупнейшие городка Кносс и Фест выросли на побережье. Они были столицами самостоятельных царств, которые поддерживали меж собой дружеские дела, потому стенок вокруг поселений не строили.
Архитектура.
Центрами эгейской культуры были монументальные дворцовые комплексы критских правителей. Дворцы в городках Кносс, Маллия, Фест, Закро и др. Были украшены колоннадами и фресками. Их величавая архитектура и фресковые росписи — главные черты, отличающие Крит от современных ему кикладской и элладской цивилизаций, имевших куда более простой нрав.
Тут создаются огромные жилые комплексы — 1-ые дворцы, резиденции царей. В дворцах все постройки размещаются по сторонам огромного двора и обращены входами вовнутрь. В комплекс сооружений включены и хозяйственные помещения, значимая часть дворца отводится для дам. Не дворец-крепость, а просто дворец со всем великолепием.
Во 2-ой половине XVIII в до н. э. центром критского страны становится город Кносс. Самый известный монумент тех пор — Кносский дворец площадью в 20 тыщ квадратных метров, расположенный на высочайшем холмике. Центральное место в большом строительном комплексе занимает прямоугольный двор, выложенный плитами. Со всех боков к нему примыкают построенные в различное время помещения: часть из их размещена на уровне двора, другие ниже, третьи — на два либо три этажа выше. Главные входы во дворец находятся на северной и южной сторонах.
Во дворце было столько комнат, коридоров, запутанных ходов, что он походил на лабиринт. В нижних этажах были устроены необъятные кладовые, где стояли большие глиняные сосуды для хранения зерна, масла, вина, овощей. Там же сберегались королевские сокровища и орудие.
Комфортные марши лестниц вели с 1-го этажа на другой. Лестничные клеточки, прорезавшие все здание снизу доверху, служили световыми колодцами, собственного рода малеханькими внутренними двориками, через которые проникал воздух и свет. Это выручало жителей дворца от палящих лучей солнца, и в комнатах повсевременно ощущалась приятная прохлада. Особые вентиляционные устройства, крутящиеся двойные двери, белоснежные стенки, черные сверкающие колонны, суживающиеся книзу, — особенность критской архитектуры. Ничего массивного, давящего.
Основным украшением дворца была живопись. Живописцы покрывали стенки броской и яркой декоративной росписью. Мастера Крита в совершенстве освоили технику фрески — росписи по сырой штукатурке. Они использовали черную, белоснежную, красноватую, желтоватую, голубую, зеленоватую краски. Залы с фресками имели панель, над ней, обычно, размещалась роспись. Узоры покрывали потолки, а время от времени и полы.
Стенки парадных помещений дворца украшены монументальными картинами. Фрески знакомят с жизнью и утехами жителей дворца. Наилучшими произведениями критской живописи числятся фрески, изображающие игры с быком — любимое развлечение юношей и женщин.
Живопись.
Расцвет критской живописи относится к XVI в до н. э. Критские живописцы были восхитительными мастерами чеканки и резьбы по камню. Они высекали вазы, украшавшие дворцы, исполняли маленькие изображения на перстнях и печатях. Большой славой воспользовались изделия из бронзы, золота, серебра. Очень ценились вазы, изготовленные на Крите. Критские мастера изобрели для покрытия сосудов необыкновенную краску темно-лилового либо темного цвета с железным блеском, которая делала стены ваз водонепроницаемыми. Вазы декорировали спиральные узоры, стилизованные изображения раковин, рыб, переплетающихся листьев, цветов.
Трагедия.
Критское правительство погибло в конце XV в. До н. э. На полуострове происходили землетрясения, и Кносский дворец два раза перестраивался. Как считают многие ученые, около 1520г. до н. э. вышло циклопическое извержение вулкана на полуострове Фера, большая волна опустошила побережье Крита, а поселения островитян перевоплотился в груду развалин. Критская цивилизация не возродилась после бедствия.
Крит был подлинной колыбелью древнегреческой цивилизации. Первыми посреди народов критяне залюбовались видимым миром, сначала они обожествляли красоту, в какой лицезрели высший смысл жизни.
Культура Микен
С угасанием цивилизации Крита в XIV в. до н. э. средоточием эгейской культуры становятся крепости материковой Греции — Микены, Тиринф, Пилос. Микенская (ахейская) культура почти все взяла в долг у критян, но имела несколько различий. Ахейцы строили массивные оборонительные сооружения, микенская цивилизация была более грозной и мужественной. Эмблемой могущества местных царей были большие укрепления на возвышенных местах, обнесенные крепкими стенками. Греки считали, что эти стенки воздвигли циклопы — одноглазые гиганты.
Архитектура.
Поселения ахейцев строились на больших буграх, которые называли «акрополи», другими словами «верхние города». Такие крепости сохранились в Микенах и Тиринфе. Центральным входом в крепость служили ворота. Именитые Львиные ворота в Микенах являются единственным прототипом монументальной статуи в эгейском искусстве. В центре дворца размещен мегарон — парадное помещение для собраний и торжественных пиршеств. Вокруг мегарона размещались жилые комнаты, коридоры, кладовые, ванные. Поблизости дворца находились дома знати, а за пределами крепости, у подножья холмика, лежал нижний город, где жили обыкновенные люди, негоцианты, ремесленники.
Дворцы в Микенах также украшались росписями, но они уже наименее живописны и в художественном отношении уступают критским. Это относится и к керамике, хотя по качеству и прочности она превосходит критскую.
К числу самых узнаваемых памятников архитектуры относятся гробницы ахейских царей. Для погибших властелин в горах высекались прямоугольные могилы. В конце XIX в. Германский археолог Генрих Шлиман открыл эти захоронения и именовал их «шахтовыми». Позже начинается сооружение купольных гробниц — толосов. Более именитая их этих гробниц носит условное заглавие «сокровищница Атрея» — сказочного царя Микен, отца героев Троянской войны Агамемнона и Менелая.
Захоронения отличались необыкновенной пышностью и богатством. Лица погибших закрывали золотые маски, одежки украшались золотыми пластинами, в загробную жизнь властелин аккомпанировали: парадное орудие, золотые кубки, чаши.
Упадок.
Посреди XII в. до н. э. микенская держава была сметена нашествием с севера: дорийцы, схожие ахейским племена, огнем и клинком прошлись по Пелопоннесу. Вторженцы стояли на более малом уровне, они разграбили и сожгли богатые ахейские городка, разрушили очаги эгейской культуры, остановили развитие искусства. После прихода дорийцев пришло несколько веков упадка культуры. Но богатое наследство эгейской цивилизации не было стопроцентно утрачено и позабыто. И на ее базе жители материковой Греции — эллины — сделали свою свою культуру.