Исландский опыт
Исландский опыт
Исландия в наиблежайшие 30 лет намеревается стать первой в мире государством с «водородной» экономикой. Тут почти все определено местной специфичностью — энерго системы страны (без учета нужд транспорта) на 99,9% зависят только от местных энергетических возобновляемых ресурсов — геотермальных и гидроэнергетических. По оценкам профессионалов, Исландия употребляет только 1% геотермального энергетического потенциала, что предназначило разработку геотермальных ресурсов, имеющихся на полуострове, в качестве первичных энергоэлементов при производстве водорода (методом электролиза воды). Транспорт также планируется перевести на водород. В текущее время импорт нефти составляет около 850 тыс. т в год (из их приблизительно 500 тыс. т идет на внедрение в автотранспорте и судах рыболовецкой индустрии — фаворите государственного экспорта).
В 2001 г. консорциум из нескольких исландских компаний, возглавляемый денежной группой New Business Venture Fund, слился с 3-мя большими транснациональными корпорациями — Royal Dutch/Shell, DaimlerChrysler и Norsk Hydro — для исследования потенциала водорода как экологически незапятнанного заменителя ископаемых видов горючего и вероятной подмены их водородом по всей стране. В 2003 г. были удачно выведены на городские маршруты городские автобусы на топливных элементах.
Что далее?
Из получаемой мировой экономикой первичной энергии наименее 14% приходится на возобновляемые источники: гидроэнергию, биомассу, ветер и солнечное излучение, энергию морских приливов, геотермальную энергию, около 7% — на ядерную. Таким макаром, 80% мировой потребности в первичной энергии обеспечивают невозобновляемые природные ресурсы — нефть, уголь и газ.
В текущее время на энергетическом рынке доминирует нефть, на ее долю приходится до 40% общего употребления. При всем этом три четверти разведанных припасов сырой нефти держит под контролем ОПЕК.Неравномерное рассредотачивание глобальных припасов ископаемого горючего по географическим регионам и зависимость от ближневосточного «черного золота» делают постоянную напряженность в экономиках развитых и развивающихся государств.
С другой стороны, в имеющихся обычных энергоустановках извлечение энергии из углеводородного горючего сопровождается процессом горения, что связано с большенными потерями и загрязняющими атмосферу выбросами. Общее потребление энергии в мире с 1900 г. по 2000-й возросло с 21 ЭДж до 320 ЭДж (1 экоджоуль равен количеству тепла, получаемого при сжигании 27млн.т сырой нефти). Логично, что за последние полста лет из-за сжигания ископаемых энергоресурсов концентрация в атмосфере диоксида углерода возросла в 4,5 раза.
Таким макаром, глобальная экономика стоит перед проблемой: с одной стороны, без энергии нереально обеспечить вещественное благополучие людей, а с другой — сохранение имеющихся способов производства энергии и темпов роста ее употребления может привести к разрушению среды и, как следствие, — к понижению свойства жизни населения.
Еще в 2000 г. Еврокомиссия выделила компании DaimlerChrysler EUR18,5млн. на финансирование проекта CUTE, предусматривающего, что сначала 2006 г. на маршрутах в 9 городках Европы — Амстердаме, Барселоне, Гамбурге, Лондоне, Люксембурге, Мадриде, Порту, Стокгольме и Штутгарте — будут курсировать автобусы на топливных элементах. Предусмотрена и пробная эксплуатация автобусов на топливных элементах, также оценка надежности и безопасности функционирования водородной заправочной инфраструктуры в городских критериях.
Норвегия, Италия, Франция, Швейцария, Англия, Германия реализуют национальные проекты в области водородной энергетики. Ожидается, что к 2010 г. около 10% новых автомобилей на дорогах Англии будут работать на топливных элементах. В Германии предусмотрена муниципальная поддержка, в том числе законодательная и финансовая, тех, кто вводит в эксплуатацию электростанции на топливных элементах для постепенного сокращения эмиссий диоксида углерода по 23 млн. т раз в год до 2010г. Страна — фаворит в «водородном» автомобилестроении и разработках сотворения систем водородных заправочных станций, в том числе с применением возобновляемых источников энергии для получения водорода электролизом из воды.