Крушение теории Птолемея
Крушение теории Птолемея
Теория Птолемея никак не напоминала карточный домик. Быстрее ее можно уподобить величавому замку.
Посреди ранешних критиков теории Птолемея обычно выделяют нескольких корифеев арабоязычного мира: Ибн аль-Хайсама (известного в Европе под именованием «отца оптики» Альхазена), Ибн Рушда (философа, более известного под именованием Аверроэса), аль-Битруджи (переводившегося под латинизированным именованием Альпетрагия), Насир ад-Дина ат-Туси, аш-Шатира и ряд других. Занятые определением базовых астрономических неизменных, составлением звездных каталогов и эфемерид планет, эти в большинстве собственном астрономы-наблюдатели, как никто другой, не раз наталкивались на возмутительные разночтения меж теорией Птолемея и данными наблюдений. Они брались за доработку теории, не меняя ее основ.
Математические построения Птолемея в «Альмагесте» носили только кинематико-геометрический нрав и не касались неясных вопросов реального воплощения небесных сфер, эпициклов, деферентов и т. п. В реальности Птолемей писал на данную тему в маленький работе «Планетные гипотезы», но основная «физическая» сущность концепции небесных сфер была разработана за длительное время до Птолемея Аристотелем. В этой связи количественная кинематико-геометрическая картина Птолемея со временем была пополнена еще более ранешней высококачественной картиной мира Аристотеля. Вот этот птолемеево-аристотелевский конгломерат уже не отвечал аспектам научности не только лишь современным, но даже очень старым, так как содержал внутри себя очевидные противоречия: аристотелевские сферы никак не должны были пересекаться в пространстве, а поэтому не могли приходить в движение так, как того добивалась все более усложнявшаяся со временем кинематика Птолемея.