Международные морские каналы. Архипелажные воды
Международные морские каналы. Архипелажные воды
Международные морские каналы — искусственно сделанные морские пути. Имеющиеся морские каналы построены на территориях определенных стран под их суверенитетом. Но для неких морских каналов в силу их огромного значения для интернационального мореплавания либо по историческим основаниям были установлены международные правовые режимы. Такие режимы были установлены для Суэцкого, Панамского и Кильского каналов.
Воды государств-архипелагов (архипелажные воды).
В итоге деколонизации появилось огромное число государств, которые состоят из 1-го либо даже более архипелагов (Индонезия, Филиппины, Фиджи, Багамские Острова и др.). В связи с этим появился вопрос о правовом статусе вод, находящихся снутри государства-архипелага либо меж его островными владениями. На III Конференции ООН по морскому праву государства-архипелаги занесли предложения о распространении на архипелажные воды суверенитета соответственного государства-архипелага.
Так в Конвенции по морскому праву архипелажные воды состоят из вод, расположенных меж островами, входящими в состав государства-архипелага, которые ограничиваются от других частей моря вокруг государства-архипелага прямыми начальными линиями, соединяющими более выдающиеся в море точки самых отдаленных островов и обсыхающих рифов архипелага. Длина таких миль не должна превосходить 100 морских миль.
Но не каждое архипелажное правительство может иметь архипелажные воды. Их не имеют, к примеру, Англия и Япония.
На архипелажные воды, также на их дно и недра, равно как и на их ресурсы, распространяется суверенитет государства-архипелага (ст. 49).
Суда всех стран пользуются правом мирного прохода через архипелажные воды, как он установлен применительно к территориальному морю. Но существует и архипелажный проход, который представляет собой воплощение права обычного судоходства и просвета единственно с целью непрерывного, резвого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря либо исключительной экономической зоны в другую часть открытого моря либо исключительной экономической зоны. Так для воплощения архипелажного проходя государство-архипелаг устанавливает морские и воздушные коридоры шириной 50 морских миль.
К архипелажному проходу mutatis mutandis (с учетом нужных различий) используются постановления, относящиеся к транзитному проходу через проливы, применяемые для интернационального судоходства и определяющие обязанности судов, осуществляющих проход, также обязанности стран, граничащих с проливами, включая обязанность не препятствовать транзитному проходу и не допускать никакого приостановления транзитного прохода.
Расширение и интенсификация деятельности стран по использованию морей и океанов привели к появлению и значительному росту в последние годы интернациональных организаций, призванных содействовать развитию сотрудничества стран в разных областях освоения Мирового океана.
Наша родина является членом таких интернациональных организаций, как Интернациональной морской организации (ИМО), Межправительственной океанографической комиссии при ЮНЕСКО и интернационального совета по использованию моря, Интернациональной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ).