Морская экономика
Морская экономика
Современное развитие морских отраслей мировой экономики, а именно, морского транспорта и рыбных промыслов, определило проведение многими государствами активной и целенаправленной морской политики, как части их общей наружной и внешнеэкономической политики. Если ранее представления о морской политике связывались в главном с военно-стратегическими интересами больших стран, то сейчас эта политика стала в большинстве государств определяться в большой степени конкретно экономическими задачками, связанными с внедрением Мирового океана: для поддержания интернациональных торговых связей, добычи био и минеральных ресурсов и т.д.. Задачки осуществляемой государствами морской политики востребовали выработки соответственных юридических норм. В свое время это вызвало к жизни конвенции по морскому праву.
Наличие суровых противоречий меж политическими тенденциями разных стран и их групп обусловливает противоречивость тенденций в развитии современного интернационального морского права.
В текущее время нападкам со стороны неких стран подвергаются Женевские конвенции 1958 года, как типо устаревшие. Но истекшие с момента их принятия годы внушительно проявили в главном их жизненность и соответствие интересам сотрудничества стран в области мирного использования пространств и ресурсов Мирового океана.
С развитием мирового судоходства появилась необходимость существования значимого числа интернациональных правил, в большей степени технического и организационно-технического нрава, связанных с обеспечением безопасности мореплавания, предотвращением загрязнения моря нефтью, развитием систем сигнализации (внедрение с 1998 по 2003 года новейшей спутниковой системы передачи сигнала бедствия), облегчением портовых и других формальностей и т.д.. Этим правилам придается форма административно-правовых норм с тем, чтоб обеспечить их непременное соблюдение всеми государствами, организациями и гражданами, участвующими в международном судоходстве. Подобного рода правила содержатся в особых конвенциях, выполнение которых обеспечивается государствами — участниками конвенций через создаваемые ими особые административные (надзорные) органы. Административными органами стран контролируется деятельность собственных государственных организаций и людей в области судоходства и соблюдение ими международно-правовых, технических и административных правил, также осуществляется надзор за их соблюдением заходящими в воды и порты данного страны зарубежными судами.
Осуществляемая в Мировом океане деятельность в большинстве случаев связана с производственными процессами и имеет целью достижение определенных вещественных результатов — доставку морским методом грузов, добычу рыбных, животных либо растительных товаров моря, извлечение с морского дна либо из его недр нужных ископаемых и т.д.. При осуществлении такового рода деятельности меж её участниками, также меж ними и другими лицами появляются дела имущественного нрава, регулируемые в главном гражданско-правовыми нормами. В этих имущественных отношениях нередко участвуют граждане и организации различных стран. В таких случаях регулировать возникающие меж ними дела юридическими нормами 1-го какого-нибудь страны оказывается затруднительными, а время от времени и невозможны, в особенности, если в базе этих отношений лежат факты либо действия, имевшие место в открытом море. При попытках же использовать законодательство отдельных стран нередко появляются коллизии законов.
Потому, в рамках интернационального морского права регулирование имущественных отношений осуществляется при помощи унифицированных гражданско-правовых норм либо при помощи коллизионных норм, отсылающих к подлежащему применению государственного законодательства. Унифицированные гражданско-правовые и коллизионные нормы содержатся в соответственных интернациональных договорах, заключаемых с целью заслуги единообразного решения спорных вопросов и избежания коллизий законов. Таковы, к примеру, Брюссельские конвенции 1910 года для объединения неких правил относительно столкновения судов, оказания помощи и спасания судов либо Конвенция 1924 года об унификации неких правил о коносаментах и других. Совокупа гражданско-правовых, коллизионных, а в ряде всевозможных случаев и гражданско-процессуальных норм, регулирующих дела, связанные с морской деятельностью, составляет международное личное морское право.
Тенденции к унификации норм интернационального личного (в том числе штатского) морского права появились в конце прошедшего века. С расширением морской деятельности и возникновением новых её видов эти тенденции получают все большее развитие. Принципиальная роль в области унификации интернационального личного морского права принадлежит Интернациональному морскому комитету.
«Мирное сосуществование стран — беспристрастная необходимость развития людского общества. Война не может и не должна служить методом решения интернациональных споров». Мирное сосуществование подразумевает, а именно, развитие сотрудничества меж государствами в разрешении интернациональных заморочек экономического, общественного, культурного и гуманитарного нравам. Воплощением такового сотрудничествам меж государствами является одной из целей ООН, о которой говорится в статье 3 её Устава.
Международные дела складываются из разных отношений стран: политических, экономических, культурных, научных, правовых и тому схожих. Их сложность определяется сначала существованием в мире стран с обратными социально-экономическими системами и появлением огромного числа новых стран (к примеру, распад СССР, Югославии и Чехословакии, объединение Германии). В этих критериях процесс образования интернациональных организаций, призванных в той либо другой степени регулировать дела меж государствами в разных областях их деятельности, усиливается. Этот процесс является одним из проявлений становления и развития новых форм интернациональных отношений. Немаловажное воздействие на появление интернациональных организаций и их деятельность оказывают последствия происходящей в мире научно-технической революции. Посреди разных интернациональных организаций самую большую роль играют межправительственные международные организации мирового и регионального масштаба. Вместе с ними есть также разного типа неправительственные организации: научные, проф и т.д..
Международные организации ни в коей мере не являются органами, способными производить надгосударственные функции. Они не могут вмешиваться во внутренние дела государств-участников. Цели, задачки, структура и компетенция интернациональных межправительственных организаций определяются договорами, соглашениями, учредительными актами и регламентами (правилами процедуры) деятельности их органов, заключаемыми меж суверенными государствами либо одобряемыми ими на добровольческой базе. Ряд межправительственных и неправительственных интернациональных организаций существует и в области морского судоходства и в других областях деятельности, связанной с внедрением Мирового океана. Эти организации играют существенную роль, а именно, в развитии и формировании норм морского права.