Морские места за пределами терр.моря
Морские места за пределами территориального моря
Места морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят, как следует, в состав местности ни 1-го из стран, обычно именовались открытым морем. И хотя отдельные части этих пространств (прилежащая зона, рыболовная зона, континентальный шельф и т. п.) имели разный правовой режим, они все имели однообразный правовой статус: они не были подчинены суверенитету какого-нибудь страны.
Идеи о свободном использовании морем и недопустимости распространения на моря и океаны власти отдельных стран высказывались довольно обширно еще в XVI — XVII столетиях. Но всеобщее признание принцип свободы открытого моря получил исключительно в начале XIX века.
В течении нескольких веков под свободой открытого моря понималось сначала свобода мореплавания и морского рыболовства. Но со временем содержание понятия свободы открытого моря уточнялось и изменялось, хотя само открытое море оставалось при всем этом не подчиненным ни одному из стран.
Сложившиеся к середине XX столетия понятие, также положения, составляющие правовой режим открытого моря, были декларированы в Конвенции об открытом море 1958 года. В ней было обозначено: «Слова «открытое море» означают все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-нибудь государства» (ст. 1). Но новые причины (возникновение огромного числа новых, развивающихся стран, также научно-технический прогресс в использовании Морового океана) привели к принятию в 1982 году всеобъятной Конвенции ООН по морскому праву, которая занесла в правовой режим открытого моря ряд больших конфигураций. Она предоставила прибрежным государствам право устанавливать за пределами территориального моря в прилегающему к нему районе открытого моря исключительную экономическую зону шириной до 200 морских миль, в какой признаются суверенные права прибрежного страны на разведку и разработку естественных ресурсов зоны. Свобода рыболовства и свобода исследований в исключительной экономической зоне были упразднены. За прибрежным государством была признана юриспунденуия в отношении сохранения морской среды и сотворения искусственных островов и установок.
Правовой режим места за пределами территориального моря. Совместно с тем Конвенция 1982 года не изменила правовой статус исключительной экономической зоны, установив, что никакое правительство не вправе претендовать на подчинение зоны собственному суверенитету. Она сохранила свободу судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другие легализованные в международном порядке права.
В морских местах за наружной границей территориальных вод суда, по-прежнему, подчиняются исключительной юрисдикции страны, под флагом которого они плавают. Никакой зарубежный военный, пограничный либо полицейский корабль либо хоть какое другое зарубежное судно не вправе препятствовать судам других стран воспользоваться на легитимных основаниях свободами открытого моря либо использовать к ним принудительные меры.
Так, за пределами территориальных вод военный корабль либо военный летательный аппарат хоть какого страны, равно как и другое судно и смертельный аппарат, уполномоченные для этой цели своим государством, могут захватить пиратское судно либо пиратский летательный аппарат, арестовать находящихся на их лиц для следующего преследования в судебном порядке виноватых в совершении актов пиратства в открытом море — насилия, задержания либо грабежа, осуществленных экипажем в личных целях.
Также досмотр либо задержание зарубежного судна могут иметь место на базе определенного соглашения меж государствами.
Международное право обычно признает за прибрежным государством право преследовать либо арестовывать в открытом море зарубежное судно, нарушившее его законы и правила во время пребывания этого судна во внутренних водах, территориальном море либо прилегающей зоне обозначенного страны. Военные суда, также суда, принадлежащие государству (либо эксплуатируемые им) и состоящие на гос службе, пользуются за наружной границей территориального моря полным иммунитетом от принудительных действий и юрисдикции какого-нибудь зарубежного страны.
Внедрение морских пространств в мирных целях и обеспечение безопасности мореплавания. Конвенция ООН по морскому праву установила, что морские воды за пределами территориального моря и интернациональный район морского дна резервируются для использования в мирных целях. Это само мало значит, что в обозначенных морских районах государствами не должны допускаться какие-либо брутальные, агрессивные либо провокационные деяния друг против друга. Так, был заключен ряд интернациональных соглашений — Контракт о воспрещении испытаний ядерного орудия в атмосфере, в галлактическом пространстве и под водой 1963 года, Контракт о воспрещении размещения на деньке морей и океанов и в его недрах ядерного орудия и других видов орудия массового поражения 1971 года, Контракт о разработке безъядерной зоны в южной части Тихого океана 1985 года и многие другие.
Кроме военной стороны, безопасность мореплавания включает и другие нюансы, касающиеся охраны людской жизни на море, предупреждения столкновений судов, спасания, конструкции и оборудования судов, комплектования экипажей, использования сигналами и связью. Общие положения, относящиеся к обязательствам стран в отношении обеспечения безопасности плавания судов, плавающих под его флагом, оказания помощи и ответственности в случае столкновения, содержатся в Конвенции об открытом море 1958 года и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Охрана морской среды. Принципно принципиальные положения, формулирующие обязанности стран по защите и сохранению морской среды, содержатся в Конвенции ООН по морскому праву. Они касаются предотвращения и сокращения загрязнения морской среды из источников, находящихся на суше, в итоге деятельности на морском деньке, загрязнения с морских судов, также методом захоронения ядовитых, вредных и ядов либо загрязнения из атмосферы либо через нее.