Путешествия во времени: подстерегающие угрозы
Путешествия во времени: подстерегающие угрозы
В.Чернобров, «Потаенны времени»
Ужас ПЕРЕД Угрозой Подорвать Место
Это вправду, ужас. И скорей всего безосновательные опаски. Все же в фантастике одинокий ученый-гений взрывает планету-другую очень часто.
Необычное дело: в кинофильме «Затерянные в космосе» [США, режиссер Стивен Хопкинс, 1998] люди уже научились протыкать Место, но 1-ый же опыт изобретателя машины времени Робинсона-младшего с первой же целью прыгнуть лет на 10 в Прошедшее привел к ужасной аварии. Ни много, ни не достаточно — из-за младшего в семье Робинсонов взорвалась целая планетка!..
Ужас ПЕРЕД Угрозой ПОТЕРЯТЬСЯ ВО ВРЕМЕНИ
…Самое ужасное — не прикоснуться к непонятному, а навечно остаться в нем (с ним), зачем в нашем случае довольно самой обыкновенной очевидной поломки тс. Что ожидает злосчастных, когда они для срочного ремонта съедут на «обочину» во времена феодальных распрей, когда наиблежайшая энергозаправочная станция будет в 3-х километрах и 5 столетиях? Что ни гласите, а с таковой техникой скучать не придется. И третировать еще одним техническим обслуживанием — тоже!
«…В очах его помутнилось. Вращение еще посильнее вжало его в подушки кресла. Но ведь поездка еще не завершилась! …Когда они, в конце концов, тормознули, кабина угрожающе наклонилась и закачалась… Зелень! Густая зелень такового ослепительного цвета. Он не мог осознать, где он и как сюда в это время попал… «Мы пропали»… «У нас есть аварийный сигнал». Правда сигнал был близкого деяния. Единственная маловероятная возможность — если в каком-нибудь ближнем параллельном мире случаем окажется патрульный и поймает сигнал бедствия… Но контакт — это всего только 1-ый шаг. Если они не дадут координат временного уровня, то они должны дать четкое описание, чтоб специалисты обусловили их ориентировочное местопребывание. На все это требуется время, больше времени, чем они могут прожить тут.» [Нортон А. «Поиск на перекрестке времен» М., Джокер, 1993, с.193].
«…Машина времени пропала! Как удар хлыстом по лицу, меня обожгла идея, что я никогда не вернусь вспять, навеки останусь немощный в этом новеньком, неизвестном мире! Сама идея об этом была мучительна. Я ощутил, как сжалось мое гортань, пресеклось дыхание. Кошмар завладел мною…» [Уэллс Г. Машина времени].
«…Я вступил в мир, тысячелетиями принадлежащий к прошлому населения земли. Наверняка, никогда человек не испытывал того чувства одиночества, которое обхватило меня. Потерпевший крушение на корабле, изнемогая от голода и жажды вдалеке от морского пути, все еще сохраняет крупицу надежды. Мне же не на что возлагать, не было той былинки, уцепившись за какую я сумел бы вернуться в всю прошлую жизнь…» [Лампо Х. «Рождение бога»]…
Ужас ПЕРЕД Угрозой Показаться В «НЕПОДХОДЯЩЕМ» ВРЕМЕНИ
Да, конкретно так. Заплутаться во Времени — это еще половина беды. Основной ужас к злосчастному придет, когда он выяснит, что судьба-злодейка была поочередной и приготовила ему самую ужасную кару. Что может быть страшнее для добросовестного попасть в «смутные времена», для пацифиста — в периоды штатских и полных войн, а для интеллегента — в «сероватые, беспросветные» годы!.. Не достаточно ли современных женщин под воздействием прекрасных кинофильмов желали жить в «великодушном» 19 веке? И зря — судьба может устроить встречу с хоть каким веком в самом неприглядном месте и в самом отвратительном его моменте…
«…От неожиданности они на какую-то секунду застыли на месте. Все замелькало перед их очами. Они материализовались в нескольких дюймах от поверхности земли — скуттер был сконструирован так, что не мог вдруг показаться снутри твердого объекта, — потому машина ударилась о мостовую с таковой силой, что патрульные чуть ли не свихнули для себя челюсти. Они очутились на месте, напоминавшем площадь. Рядом шумел фонтан, его каменные стены были украшены резными виноградовыми гроздьями. От площади отходили улицы, застроенные квадратными зданиями из кирпича либо бетона от 6 до 10 этажей в высоту. Эти дома совсем одичавших расцветок были украшены грубым лепным орнаментом. Мимо проезжали неловкие коробки-машины полностью неведомой им марки. На площади толпилась масса народу.
Боги — хранители Патруля! Где мы?
Эверард уставился на приборы… Ван Саравак выхватил звуковой станнер. Масса пятилась от их, крича на каком-то непонятном языке.
Что случилось? — шепнул венерианин. — Где мы?
Эверард посиживал, напрягшись. Его мозг лихорадочно работал на пределе, вызывая картины всех веков, где он побывал либо о которых читал… При чем здесь тогда эти шотландские юбки, ну и речь не британская! Ничего не сходилось. Таковой эры просто не было!
Скорей поехали отсюда!
Руки Эверарда уже легли на панель управления, когда на него прыгнул некий высочайший мужик. Они совместно упали на тротуар — в ход пошли ноги и кулаки. Ван Саравак выстрелил, кто-то свалился без сознания, но его самого схватили за руки сзади. Масса навалилась на их обоих, и все смешалось в сознании Эверарда. Он смутно помнил, как через человеческую массу пробились несколько человек со сверкающими медными пластинами на груди и в шлемах, подняли его на ноги и защелкнули наручники на запястьях. Потом их с Ван Сараваком обыскали и впихнули в огромную закрытую машину. «Темные вороны» схожи во все века и эры…» [Пол Андерсон «Патруль времени»]…
НАКАЗАНИЕ ВРЕМЕНЕМ
Если потерявшийся во Времени человек (как это кажется современным фантастам!) непременно должен мучиться самым ожесточенным образом, то кому-то непременно должно было бы придти в голову использовать это в свою пользу. К примеру:
«-…Сможете вы вообразить для себя более ужасное возмездие, чем высылка правонарушителя в прошедшее?
А мне и в голову не пришло бы, что у их еще существует концепция возмездия либо тем паче необходимость держать в ужасе одних, подвергая страшным наказаниям других. Даже мы, в нашем веке, сознаем, что это ничего не дает.
Вы в этом убеждены? — расслабленно спросил он. — А разве плечо о плечо с развитием и совершенствованием современной науки о наказаниях соответственно не растет сама преступность? Кстати, вас как-то изумило, что я решаюсь бродить один по ночным улицам. Скажу вам больше: наказание очищает общество в целом. В дальнейшем вам бы произнесли, что общественное повешение понизило коэффициент преступности, который по другому был бы еще выше. И, что еще больше принципиально, в восемнадцатом веке эти спектакли сделали условия для рождения реального гуманизма. Во всяком случае, так говорят в дальнейшем. Правы ли они либо просто стараются оправдать элемент деградации в собственной своей цивилизации — это не имеет значения. Вам следует допустить только то, что они вправду посылают собственных небезопасных преступников в прошедшее.
Достаточно неосмотрительно по отношению к прошлому, — увидел я.
Нет, по сути это не так. Хотя бы поэтому, что все, что из-за их происходит, уже вышло… Проклятие! Британский язык не сотворен для таких парадоксов. Вы должны только осознать главное: что они не растрачивают все эти усилия на рядовых негодяев. Чтоб заслужить высылку в прошедшее, необходимо совершить особенное грех. А степень тяжести злодеяния находится в зависимости от того, на каком году мировой истории оно совершается. Убийство, разбой, измена родине, ложь, торговля наркотиками, рабовладение — все это в одни эры каралось смертной казнью, просто сходило в другие и положительно оценивалось в третьи. Обернитесь на уровне мыслей вспять и поглядите, прав я либо нет…» [Пол Андерсон «Нам, пожалуй, пора идти»]…