Сотворение мира
Сотворение мира
Предлагая к рассмотрению две независящие концепции сотворения и функционирования мироздания мы имеем в виду, что с широкой гносеологической точки зрения они, в принципиальном плане, полностью равноправны. Позиционно оба мировоззренческих обобщения смотрятся, как говорится, «по-полам-на-пополам». Наука не может извлечь оптимальными способами неоспоримые аргументы, запрещающие присутствие во Вселенной Божественного промысла. Религия, со своей стороны, не в состоянии предъявить категорические свидетельства объективности ее догматических столпов. Меж тем, опровергать существование Бога лишь на том основании, что его никто никогда не лицезрел, так же несостоятельно, как подвергать сомнению наличие неизменного магнитного поля у поверхности нашей планетки. Которое ведь тоже никто никогда не лицезрел и чуть ли сподобится таковой участи.
Сторонники научной картины мира вокруг нас в подобных ситуациях, обычно, ссылаются на экспериментальные свидетельства. К примеру, в качестве беспристрастного аргумента, подтверждающего наличие у поверхности Земли постоянного магнитного поля, приводят показания стрелки компаса, всегда направленной на северный полюс. В таком случае человек религиозной уверенности вправе ссылаться на священный образ Пресвятой Богородицы. Изображение Богоматери, в свою очередь, показывает на подлинность и подтверждает достоверность исторического происхождения евангельского текста.
Могут сделать возражение, что изображение на иконе есть дело фантазии, разума и рук человечьих. Но тогда следует задуматься, что магнитный компас — это ведь тоже дело творческой фантазии, разума и рук человечьих. И серпуховский научно-исследовательский комплекс, проникающий в потаенны микромира, есть дело разума и рук человечьих в таковой же степени, как Троице-Сергиева лавра — средоточие церковных Таинств и упований на христианскую кончину животика нашего. Мы должны максимально ясно обдумывать, что по существу и результатам актуальный опыт христианина ничем не отличается от внутренней позиции и актуального опыта естествоиспытателя. У нас нет никакого беспристрастного оценочного аспекта, по которому можно соотносить достоинство и полноценность мировоззренческой уверенности подвижника церкви, с достоинством научной уверенности лауреата Нобелевской премии по физике.
Да, и что есть этот самый научный опыт? Вся история развития естествознания свидетельствует о невозможности извлечения из опыта незыблемой аксиоматической базы теоретической науки. Наши представления о физической реальности всегда остаются неполными и, как следует, несовершенными. Мы повсевременно готовы изменять эти представления, изменять аксиоматический фундамент физики, чтоб интерпретировать вновь обнаруживаемые факты более естественным и непротиворечивым образом. Происходит это, сначала, оттого, что наука не располагает никаким индуктивным способом, который вел бы нас конкретно к фундаментальным понятиям, при помощи которых можно осмысливать и умозрительно воспроизводить подлинную картину окружающего мира. Наше мышление по природе собственной дедуктивное, оно развивается на гипотетичных представлениях и теоремах. Вот поэтому нам не дано знать, в какой степени последние выбраны так накрепко и правильно, что только одни они отражают реальное, настоящее положение вещей.
В отличие от науки, священное Писание представляет собой систему познаний, которая воспринимается нами как однажды установившаяся данность. Не подлежащая, ну и не нуждающаяся в каких-то корректировках и усовершенствованиях. В этом смысле священное Писание выступает по отношению к науке, как более зрелая и самодостаточная мировоззренческая система. Образ внедрения и качество богословских познаний отмечены собственной особенной непознаваемой спецификой. Если наука занимается осмыслением природы материальных вещей, то религия в большей степени помогает человеку задерживать психологическое равновесие меж конечностью его земной жизни и бесконечностью Вселенной. Поэтому, выскажемся так, никто не собирается с «бухты-барахты» строить электрическое поле в ранг Святого Духа. Но никто не вправе опровергать саму возможность приведения аксиоматических основ науки и ее логических структур к соглашениям с догматами священного Писания.
Наверняка, ни в какой из ироблематик существования Вселенной, наука и религия не занимают такие непримиримые позиции, как в интерпретации самого загадочного и величественно акта, имеющего заглавие «сотворение мира». Роль адекватного теоретического сценария рождения Вселенной имеет первостепенное познавательное значение. В соответствии с его предписанием закладывается базовый понятийный арсенал, характеризующий основополагающие категории мироздания: «вещество», «пространство» и «время». Беспристрастное восприятие окружающего мира мы связываем с регистрацией как раз этих всеобъятных категорий. Вне «пространства», «вещества» и «времени» настоящая наблюдаемость Вселенной не вкладывается в наше воображение. Причем всегда лучше, чтоб происхождение предлагаемого фонда основополагающих категорий мироздания, опиралось на как можно наименьшее число логически независящих начал, но обхватывающих как можно более широкий круг явлений природы.
Таким макаром, можно с уверенностью утверждать, что для удачного формирования глобальной концепции существования мироздания только ценно отлично разобраться, как разворачивались действия во Вселенной на ранних стадиях ее существования. Если наши первичные сведения о жизни мироздания окажутся неправильными, сомнительным окажется основополагающий понятийный арсенал и все следующие нагромождения логических конструкций, якобы отражающих подлинную физическую картину мира, только ухудшат изначальную неполноценность нашего вселенского мировоззрения. Не случаем 1-ая книжка Моисея «Бытие», открывающая священное Писание, начинается изложением творчески-образовательных актов Божественного мироздания.
Вспомним 1-ый денек сотворения мира по Моисею: «Вначале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и дух Божий носился над водою.
И произнес Бог: «да будет свет». И стал свет.
И увидел Бог свет, что он неплох, и отделил Бог свет от тьмы. И именовал Бог свет деньком, а тьму ночкой. И был вечер, и было утро — денек один».
Вот так незатейливо, с обескураживающей непосредственностью, священное Писание вводит нас в тайну возникновения мироздания.
Сотворена большая литература, в том числе и критичная, по поводу библейской версии сотворения мира. Богословие утверждает, что в выражении «сотворил» употреблено еврейское слово «бара», значащее — сделать из ничего. В отличие от другого слова «асса», которое предполагает создание из обвеществленного материала. Сотворение мира из ничего подразумевает действие Божественного промысла, не нуждающегося в каких-то дополнительных подручных средствах. В этом, как раз, состоит всемогущество и всесущность Создателя.
Тяжело отыскать в книжках Библии более вкусный кусочек, нежели сотворение мира по Моисею, на котором «в дежурном порядке» упражняются сокрушители богословских догматов всех времен и разных философских школ. Критичная идея усматривает в актах сотворения «всего из ничего» наиболее уязвимую сторону Моисеева повествования. Слабость библейской версии обуславливается отсутствием ясной мотивации определений: что все есть? и что есть ничего? От того, как мы сможем ответить на эти сакраментальные вопросы, в потрясающей степени зависит уверительность ветхозаветного сценария рождения мира. Для того, чтоб научная идея примирилась с религиозной точкой зрения на сотворение мира, богословию нужно научиться иллюстрировать физический механизм появления вещества на пустом месте — по уставу еврейского слова «бара».
Как понятно, современное естествознание располагает своим, независящим от священного Писания сценарием сотворения мира. Этот сценарий, в конечном счете, сводится к эффекту Огромного взрыва. Наука приглашает нас возвратиться на млрд лет в прошедшее и разглядеть ситуацию, когда все вещество Вселенной было сосредоточено в ограниченной области места. В один прекрасный момент, последовал огромный взрыв этого вещества и оно разлетелось по пустой Вселенной в разные стороны, подобно однородно раздувающемуся шару. В итоге таковой вселенской экспансии появился весь космический конгломерат — галактические массы, планетки, межзвездная пыль. Одним словом, полностью все, что мы характеризуем как вещественные объекты вещества. По последним космологическим оценкам, на 1-ые миллисекунды существования Вселенной приходится рождение простых частиц и дальше, через несколько секунд, происходит формирование атомных структур. Выходит, что неважно какая простая частичка вещества является вроде бы свидетелем и очевидцем тех дальних экзотичных событий. Отлично наблюдаемое красноватое смещение спектральных линий светового сигнала, исходящего от дальних галактик, подтверждает справедливость теории Огромного взрыва. Так, в коротком изложении выглядит научная версия рождения мироздания.
Научный сценарий сотворения мира также изобилует своими сакраментальными вопросами. Исследовательская идея, к примеру, упирается в непостижимость возникновения и существования вещества до момента вселенского взрыва. Совсем неясно, что происходило далее по времени, прямо за Огромным взрывом. Откуда, фактически, взялось вещество, которое в один прекрасный момент взорвалось. Уже не говоря ° тех сложнейших и многообразиейших дилеммах, которые вырисовываются в связи с самим взрывом, по мере продвижения к началу (1=0).
Как это нередко бывает в нашей деятельности, тут имеет место типичная мода. Было время, когда науке представлялось комфортным рассматривать «довзрывное» вещество в виде глобального галлактического яичка. Тяжело избавиться от здорового желания посмотреть на смешную птаху, сподобившуюся снести эту увлекательную штуку. В текущее время укрепляет позиции догадка о появлении вещества Вселенной вследствие квантового скачка, вроде бы из ничего. Что, в сущности, является приближением к библейской версии сотворения мира. Время от времени пробуют обойти космологические трудности методом разработки пульсирующей модели Вселенной по циклическому принципу, лежащему в базе известной песни «про попка и его возлюбленную собаку». Но этот маневр никоим образом не затрагивает стержневого вопроса о судьбе мироздания на ранешних стадиях, а только симулирует его решение. К тому же, замкнутая осцилирующая модель Вселенной сталкивается с суровыми трудностями в связи с бесконечным ростом энтропии, безизбежно приследующим такую закрытую физическую систему. В целом положение с научным сценарием сотворения мира складывается более тупиковое и драматичное, ежели после Моисеевых слов «Да будет свет». Так как количество неразрешимых вопросов, выстраивающихся вокруг научной версии сотворения мира, очевидно превалирует над качеством и количеством ответов.
Богословие для принятия научного сценария возникновения мироздания ставит нужным условием, чтоб ученые могли ответить на обычный вопрос: кто либо что есть автор всех этих сложнейших процессов и манипуляций, которые происходили и повсевременно наблюдаются во Вселенной? Ни один обычный человек, с его непостижимостью мотивации своей жизни, не может примириться с идеей, что он возникает на свет в итоге каких-либо бездумных событий. И разве можно флегмантично соглашаться с бездумными моделями научно-теоретических построений, применительно к масштабам существования всей Вселенной? Слишком непонятной представляется тенденция поиска потаенны сотворения мира на путях упрощения мироздания до какого-либо начального плазменного состояния, либо чего-нибудь в этом роде.
И позже: для чего нужно только упрощать? Почему, избрано конкретно такое направление поиска? Кто решил, что к первопричинам жизни мироздания необходимо идти только методом примитивизации, другими словами методом разложения на простые составляющие? Что можно сказать о человеке, разложив его на простые частички вещества? Ведь мы просто уничтожим сам объект исследования. Спору нет, человек, в конечном пересчете, состоит из большого набора микроструктурных соединений, но совсем не они определяют феноменологию бытия хоть какого индивида. Эти самые наночастицы, из которых состоит определенный человек, всегда существовали на Земле — до возникновения его на свет Божий, они же остаются в полном составе после его кончины. Потому сами по для себя элементарные частички вещества не имеют никакого дела к парадоксу людского естества. Даже если нам получится когда-нибудь сконструировать всеобъятную теорию физики микромира, это ни на йоту не приблизит нас к осознанию высшего смысла и предназначения людской жизни.
Не то же самое происходит, когда мы пытаемся постигнуть величавую тайну сотворения Вселенной, сводя этот акт к рождению простых вещественных формообразований, к физике микромира? В этой связи следует хорошо задуматься, а может ли вообщем не быть Вселенной и не пустое ли это занятие — устраивать мирозданию денек рождения? Не разумней ли, не надежней ли направить наше внимание па более высокие идеи и непреходящие субстанции, олицетворяющие вправду созидательные начала. Имеются в виду такие идеи, которые способны наполнить наше представление о жизни мироздания внутренней гармонией и высокой целесообразностью. Во всяком случае нужно признать — если наука отыскивает тайну сотворения мира на путях упрощения мироздания, то к чести религии, она направляет свои взгляды к более высочайшим созидательным силам.
Естественно, взаимные притязания и требования науки с религией не должны доходить до бреда. Ибо на одичавшую просьбу безбожника показать ему почивальню Бога Саваофа, верующий человек всегда может востребовать от безбожника демонстрации возможностей табуретки петь «Фауста», в свете эволюционной логики диалектического материализма. Все же мы лицезреем, что противоборство меж наукой и религией, особенно в части сотворения мира, пролегает довольно бескомпромиссно и обоюдоостро.
Как ранее говорилось, неувязка рождения мироздания носит чрезвычайный эвристический нрав, так как в результате этого акта заполняются физическим содержанием основополагающие категории окружающей реальности: «вещество», «пространство» и «время». Логический ряд обратной последовательности позволяет полагать, что от того, как всеполноценно удается атрибутировать основополагающие категории мироздания, в значимой мере зависит глубина нашего проникания в величавую тайну сотворения мира. Ну и качество всего свода физических закономерностей, согласно которым реализуется жизнь Вселенной, в сути, определяется способностью правильно атрибутировать категории: «вещество», «пространство» и «время».
Интуитивно мы представляем, что пространственно-временные характеристики мирового каркаса и характеристики вещества, другими словами вещественной внутренности, должны быть плотно сплетены и взаимообусловлены меж собой. Это, а именно, значит, что место и время, с данными качествами, может вмещать начинку только определенного нрава. И, наоборот, данные характеристики вещества не допускают произвола в выборе пространственно-временного каркаса. Связь меж основополагающими категориями мироздания непременно существует, но раскрыть ее нрав по сути очень и очень тяжело. Для того, чтоб совладать с этой задачей, нам нужно совершить маленький исторический обзор, который позволит отследить процесс формирования научных представлений о категориях: «вещество», «пространство» и «время».
Когда предметом теоретического исследования становятся фундаментальные трудности, особенная ответственность ложится на фактор верной постановки вопроса, обращенного к объекту нашего энтузиазма. В науке всегда ценится умение верно задавать природе вопросы и это требование растет по мере ответственности проблематики. Чем ответственней статус объекта нашего внимания, чем обширнее область его внедрения, тем разнообразнее круг дисциплин вовлеченных в исследовательский процесс. Потому, нужно уметь выделить из образующегося обилия вопросы более значительные и критически принципиальные. В физике нельзя обозначить практически ни 1-го направления, которое так либо по другому не выходило бы на делему атрибутации основополагающих категорий мироздания. Неважно какая физическая дисциплина вправе претендовать на выдающуюся роль в вопросе адекватной атрибутации вещества, пространства и времени. Ведь объектом исследования этой науки является все то, что происходит с веществом в пространстве и времени. До того как приступить к работе с этими категориями, мы должны найти формальную платформу, которая будет в достаточной мере ограничивать нескончаемое обилие возможного варьирования подходов к данной проблематике.
Если правильно, что развитие науки происходит в направлении все увеличивающейся простоты ее логических основ, мы можем выделить в принципном плане формальную платформу из 4 на теоретическом уровне допустимых установок, в рамках которых исследовательская идея способна рассматривать категории «пространство» и «вещество», с точки зрения их вероятной вещественной атрибутации. В данном контексте имеются в виду такие четыре на теоретическом уровне допустимые композиции, когда вещество и место могут попеременно рассматриваться в качестве материи либо другой физической субстанции.
Запишем в лаконичной форме эти четыре принципные установки в последующей последовательности:
во-1-х, мы можем полагать, что категория вещество, будь-то простая частичка, — это материя. А пространство — это не материя, по другому говоря, пустота;
во-2-х, мы можем принимать место как материю, а простые частички вещества, как дырки пустоты;
в-3-х, мы можем найти место и простейшие элементы вещества в нем, как два совсем разные и независящие вида материи;
в конце концов, мы имеем возможность объявить место и вещество в нем, как производные от одного вещественного субстрата. Как производные от материи, способной принимать разные качественно-своеоразные формы, в зависимости от особенностей имеющихся физических критерий.
Констатация 4 формально допустимых установок существенно сузивает сектор поиска адекватного теоретического эквивалента для основополагающих категорий мироздания. Эти установки не позволяют уводить исследовательскую идея в сторону абстрактных, выдуманных конструкций, не вкладывающихся в наше умозрительное воображение. Конечно, в реальности нрав отношений меж местом и веществом куда как труднее, ежели в предлагаемых установочных формулировках. Но в принципиальном плане, любые другие варианты, что именуется — от коварного. Вроде бы мы ни манипулировали, при последовательном рассмотрении, наши логические построения неизбежно ворачиваются к коренному вопросу о том, что есть «пространство» и что есть «вещество» в их извечном физическом смысле. Материя это либо же пустота?
Демокрит, к примеру, при разработке собственной философии, тщательно сопоставив и обобщив скопленный ежедневный опыт, пришел к заключению, что в природе работают два первоначала — атомы и пустота. Атомы являются неделимыми частицами материи, они вечны, находятся в постоянном движении, а из соединений атомов разных форм и величин образуются различные тела. Под пустотой подразумевалось место. Применительно к четырем формально допустимым установкам для вероятной атрибутацип основополагающих категорий мироздания, демокритовская философия естественным образом согласуется с первой предлагаемой формулировкой. По которой подразумевается, что категория «вещество» — это материя, а категория «пространство» — это пустота. Вобщем, зеркальное, вроде бы с оборотным знаком, отображение демокритовского разделения мира на два первоначала зафиксировано во 2-ой принципной установке. В согласовании с которой мы можем рассматривать место — как материю, а простые частички вещества — как дырки пустоты.
Демокритовская философия в течение многих веков прочно доминировала в естествознании, определяла стратегию развития нашего дела к реальности. Основное достоинство этой научной системы состояло в том, что опираясь на твердый ежедневный опыт, другими словами на информацию доступную нашим конкретным наблюдениям, она позволяла исследователям оперировать понятиями, просто укладывающимися в воображаемую умозрительную наглядность. Разделение мира на пустоту и материю предоставляло идеальную возможность образно интерпретировать любые формы движения и разъяснять какие угодно процессы, происходящие в внешнем мире. Очень принципиально, что на демократов-ское пустое место симметрично накладывалась геометрия Эвклида, по которой кратчайшим расстоянием меж 2-мя точками считается ровная линия. Потому представление ученых, о свободном движении, было сравнимо с геодезическими прямыми эвклидовой геометрии, и принималось — как равномерное и прямолинейное. Более совершенное научное выражение демокритовская философия обрела в ньютоновской традиционной механике.
В этой механике бытуют три основополагающие понятийные категории: абсолютное пустое место, абсолютное всюду умеренно текущее время и мощные материальные объекты вещества, к слову сказать, выступающие в ньютоновском математическом аппарате, как материальные точки. Мощные тела, по Ньютону, могут взаимодействовать меж собой, вступая в конкретное соприкосновение. В случае гравитационного притяжения, в ход вступали силы моментального дальнодействия. Длительное время казалось, что такового универсального понятийного арсенала полностью довольно для описания всех явлений природы. Правда, некие неудобства доставляли загадочные силы гравитационного дальнодействия, но в целом теоретический фундамент науки смотрелся полностью внушительно и благополучно. Многим представлялось, что требуется очередное маленькое усилие и природа откроет последние непрочитанные странички.
Когда наука впритирку приступила к исследованию электромагнитных процессов, положение исследователей в корне изменилось. Ученые погрузились в область явлений, безвыходно закрытых для нашего конкретного наблюдения и, главное, не вкладывающихся в обычные приятные представления о разделении мира на два первоначала. Все пробы подобрать адекватный физический образ регистрируемых электромагнитных процессов в рамках демокритовской философии, не давали ожидаемых результатов. Электронные и магнитные силы не находили в нашем воображении адекватного физического эквивалента — ни как пустота, ни как вещество.
Скоро выяснилось, что и всесильная ньютоновская механика отказывает в описании вновь обнаруживаемых объективных реальностей. На первых порах делались усилия представить электронные заряды как особенного рода вещественные массы, меж которыми действуют определенные силы, наподобие гравитационных. Но этот особенный вид материи не обнаруживал основного собственного фундаментального характеристики — инерции. А силы, действующие меж зарядами и значимой материей, оставались неведомыми. К тому же полярный характер электронных зарядов не вкладывался в классическую схему ньютоновской механики. Внезапно, ученые оказались в положении пешехода, вытолкнутого с завязанными очами на проезжую часть дороги. Ведь никто толком не мог разъяснить, как реализуются электрические взаимодействия и какие физические процессы скрываются за этим явлением. Никто не знал, есть ли вновь обнаруженное взаимодействие проявлением особенного характеристики места, либо оно — итог деяния некой разновидности вещества и, что в таком случае можно именовать «пространством», а что «веществом».
Считается, как будто из сложившегося затруднительного состояния науке удалось выйти благодаря теории электромагнитного поля Фарадся и Максвелла. Новшество максвелловс-кой теории состояло в том, что взаимодействие меж пробными телами, обусловленное электронными и магнитными зарядами, являлось в ней следствием воздействия не таинственных сил моментального реагирования, как это предполагалось в традиционной ньютоновской механике, а процессов, распространяющихся в пространстве с конечной скоростью. Но поведение и соответствующие признаки этих беспристрастно регистрируемых взаимодействий не подходили ни под одну из известных ранее базовых категорий. Так пришло решение о внедрении новейшей, четвертой основополагающей понятийной категории, нареченной «полем», к уже имеющимся трем: «веществу», «пространству» и «времени». Таким образом, в теоретических построениях связанных с электромагнитными процессами, поле заняло крепкое положение совместно и вместе с вещественными точками, знаменующими в механике Ньютона массы вещества.
Нужно сказать, что с философской точки зрения реализованная в максвелловской теории мысль распространения электромагнитного поля в пустом пространстве, была ни чем другим, как переложением известной кантовской дефиниции за номером один, в его «Метафизических началах естествознания». Так, Иммануил Кант утверждал, что «Материя есть нечто подвижное в пространстве. То место, которое само подвижно, именуется вещественным либо относительным местом, то, в каком должно, в итоге, мыслиться всякое движение (а поэтому само во всех отношениях недвижное), именуется незапятнанным либо абсолютным пространством». Дальше в примечании к дефиниции Кант развивает ее содержание, утверждая, что абсолютное пространство не есть объект, ибо не может быть воспринято нами, как предмет конкретного опыта. Оно является кое-чем мыслимым за пределами данного, так сказать, реально наблюдаемого места. Реально постигаемое на опыте пространство непременно должно быть вещественным, оно же и предполагает наличие другого, более широкого места, в каком 1-ое способно реализоваться.
Электрическая теория, в полном согласовании с кантов-ской философией, представляла электронное и магнитное поле как особенный вид относительного вещественного пространства, которое «помещалось» в более обширное, абсолютное пустое место. Ведь нельзя же опровергать, что математическая фактура максвелловских уравнений не подразумевает наличие какой-нибудь новейшей понятийной субстанции, не являющейся выражением места и времени. Может быть авторам электрической теории, заместо нововведенного понятия «поле», очень усложнившего наши представления о физическом статусе основопологающих категорий мироздания, было бы более естественным прибегнуть к формулировке «относительное электрическое пространство». Тем не менее, в научный обиход было запущено очень таинственное определение некоторой инкогнитной сути. Ведь и до настоящего времени никто не в состоянии в доступной нашему воображению форме поведать, что все-таки из себя представляет это самое электромагнитное поле. Как оно смотрится и чем отличается от места либо вещества? Очевидно, тут мы не принимает в расчет различные гипотетичные измышления, которые, обыкновенно, что-то предполагают, на что-то намекают, а сами строятся на таких непонятных допущениях и догадках, после которых рассматривать их в качестве предпосылок для объявления новейшей базовой категории, просто не представляется вероятным.
Нужно считать, что главную роль в решении обратиться к понятию «поле», сыграли два происшествия. Это, безусловно, особенная сложность возникающая в связи с тривиальной избирательностью электрических сил. Не все тела поддаются их воздействию и соединять воединыжды элетромагиитные процессы непосредственно с понятием «пространство» было не совершенно удобным. Но самое главное, применение новейшей понятийной категории, вроде бы освобождало исследователей от необходимости атрибутации вновь обнаруженной физической действительности в жестких рамках демокритовского разделения мира на два первоначала. Всегда, существенно проще придумать непознанному явлению новое понятийное определение, которое в сути ничего не выражает и не проясняет, ежели привести это явление в соответствие с очень ограниченным кругом логически независящих первооснов. Схожих тем, которые лаконически сформулированы в приведенных выше 4 принципных установках для вещественной атрибутации основополагающих категорий мироздания. Вроде бы там ни было, по в случае с электрической теорией наука пошла по пути меньшего сопротивления и, обыкновенно, никак не самому признательному пути.
Очень огромным недочетом новейшей теории было то, что она даже не пробовала предлагать сколь-нибудь действенное разъяснение физической природы происхождения электромагнитного поля. Максвслловские дифференциальные уравнения ограничивались тем, что связывали пространственные и временные производные электронного и магнитного поля, а сами электронные заряды рассматривались, как области с хорошей от нуля дивергенцией электронного поля. Фактически эта теория не столько обрисовывала действительные физические процессы, стоящие за электрическими взаимодействиями, сколько облачала их в рациональную математическую форму.
С возникновением максвелловской электрической теории был осуществлен очень принципиальный поворотный момент в истории развития науки. Вот тогда, ученые откровенно отказались от поиска определенного физического вида, соответствующего беспристрастной действительности, и стали наслаждаться ее математическим пространственно-временным аналогом. Отсутствие приятного умозрительного вида для этой вновь открывшейся, непременно беспристрастной физической реальности, положило начало развитию очень опасного понятийного кризиса в деле атрибутации основополагающих категорий мироздания. Кризиса не утратившего, как это будет показано ниже, собственной актуальности до нынешнего денька. Ибо он, просочился практически во все области современной физики и уже само понятие «объективная реальность» сделалось предметом очень суровых разногласий.
Дело в том, что язык арифметики, сам по для себя, не предполагает формулирования каких-то смысловых понятийных определений. Очевидно, математический анализ способен проецировать на себя внутреннюю логику физических явлений и обеспечивать осязаемое продвижение на путях постижения правды. Наше умение давать, количественную оценку физическим процессам, значительно обогащает познавательные способности исследователей, но никогда никакие математические конструкции пе в состоянии поменять понятийную базу науки. В итоге, цель хоть какого зания состоит не просто в том, чтоб установить «сколько?», но самое главное — придти к осознанию «как?» и «почему?».
Можно резюмировать, что в итоге возникновения электромагнитной теории Фарадея и Максвелла в научный обиход была введена новенькая базовая понятийная категория, нареченная «полем». Одним из прямых следствий этого нововведения сделалось — непредотвратимое развитие понятийного кризиса, поразившего познавательную базу естествознания. Ведь объявление новейшей понятийной категории произошло явочным методом, без предложения сколь нибудь приемлемого теоритического сопровождения. В итоге остался открытым и обострился сакраментальный вопрос: что все-таки на самом деле есть «пространство», что есть «вещество», а сейчас к тому же «поле» в их извечном физическом смысле? Чем разнятся, как сосуществуют и ведут взаимодействие эти фундаментальные физические категории и, что из их, в конце концов, есть пустота, а что есть материя? А если материя, то сколько се видов? Какова структура? Как она связана с энергией? Что есть инерция? И много чего еще.
Никакая реконструкция становления электрической теории не может быть полной, если в ней не отыщет для себя места выдающийся вклад нидерландского ученого Хендрика Лоренца. Практически проложившего путь для построения эйнштейновской электродинамической теории передвигающихся тел, названной потом «Специальной теорией относительности». Дело не только лишь в том, что из преобразований Лоренца вытекают все главные релятивистские эффекты специальной теории. Основная награда Лоренца состояла в выведении им систем уравнений, связывающих меж собой пространственные координаты и моменты времени 1-го и такого же события в 2-ух разных инерциальных системах отсчета. Причем эти решения, были составлены, как преобразования, по отношению к которым уравнения электродинамики сохраняли собственный вид. Эйнштейну оставалось только расширить идею инвариантности электрических процессов относительно преобразований Лоренца и распространить ее на все физические процессы, все без одного исключения. Что и было блестяще выполнено создателем теории относительности, на базе узкого анализа известного тождества электрических и оптических явлений.
Нужно сказать, что на момент сотворения личной теории относительности, положение в атрибутации основополагающих категорий резко обострилось в связи с отрицательными результатами тестов по обнаружению эфирного ветра. Результатов этих тестов с надеждой ждал ученый мир. Они, как представлялось, должны были покончить с неразберихой вокруг определения физического статуса категории «пространство». Итоги тестов не только лишь не способствовали решению трудности надежной атрибутации этой категории, а напротив — совсем запутали ситуацию. Главным итогом этих тестов было то, что обнаруженные физические характеристики, околоземного места, вступили в противоречие с главным правилом традиционной механики о сложении скоростей. Это правило, позволяющее осуществлять переход от одной ииерциальной системы отсчета к другой, естественным образом не согласовывалось с принципом всепостоянства распространения скорости света в пустоте.
Результаты тестов по регистрации эфирного ветра оголили настоятельную необходимость пересмотра нашего дела к категории «пространство» и впрямую мотивировали построение релятивистской теории движения. В известном смысле можно утверждать, что при помощи собственной теории относительности Альберт Эйнштейн возлагал надежды привести атрибутацию категории «пространство» в такое надежное состояние, которое бы избавляло накопившиеся противоречия, влекущие за собой разрушение теоретических основ механики движения. Феномен, но, состоит в том, что ученый пробовал выполнить пересмотр понятийного статуса категории «пространство» средством физической концепции, смысловой и математический аппарат, которой был полностью взят из электрической теории, положившей начало развитию понятийного кризиса вокруг атрибутации основополагающих категорий мироздания.
Борис Дмитриев