Тигр и Евфрат
Тигр и Евфрат
Египет представляет собою злачный оазис, отделенный от остального мира песчаными пустынями, скалистыми местами, морями и необъятными болотами. Совсем другой нрав имеет область рек Тигр и Евфрат, окружные части которой, с первого взора имеют, будто бы, самостоятельный нрав, тогда как по сути они зависят всецело, и исторически и географически, от 2-ух величавых рек Фронтальной Азии, которые образуют «Страну 2-ух рек», либо страну Междуречья — Месопотамию.
Уже за 2300 лет до начала нашей эпохи в равнинах горной Армении появились зачатки цивилизации, но эти зачатки не получили собственного предстоящего развития. В Армении и в верховьях Евфрата и Тигра не было тех физико-географических критерий, которые могли бы укрепить и дать предстоящее развитие эмбрионам культуры. Такие условия мы встречаем только в области нижнего течения нареченных рек.
К югу от Арарата и Тандурека горы снижаются, образуя несколько параллельных цепей, направляющихся от истоков Аракса и от озера Урмии на юго-восток, к Мекрану; эти цепи отделяют Месопотамию от высочайшего плоскогорья Ирана, проходя по левому берегу Тигра. Некие верхушки этих гор, как, к примеру, Эльвенд, к юго-западу от Экбатаны, и Алиджук, к югу от Испагани, подымаются на высоту 3000 — 4000 метров; тут же находится верхушка Ку-и-Дена в 5200 метров высоты, представляющая после Демавенда более возвышенный пункт Фронтальной Азии. Со стороны Ирана и Белуджистана эти горные цепи образуют вроде бы одну сплошную стенку, равномерно понижающуюся к юго-востоку. У подошвы этой стенки на высоте практически 1500 метров над уровнем моря группируются более именитые исторические городка Персии и Мидии: Экбатана, Испагань, Персеполь, Шираз.
Если существует какое-либо место в Месопотамии, на котором по-настоящему зародилась цивилизация, так это там, где была Нижняя Халдея. Эта первобытная цивилизация, как и цивилизация Египта, имела собственной колыбелью самую южную часть вавилонской равнины, почва которой сплошь состоит из наносной земли. Из всей равнины Тигра и Евфрата это были 1-ые места, где человек постепенно освободился из собственного животного состояния и смог перейти в стадию цивилизованной жизни. Вточности такая же картина наблюдалась и в Египте, в равнине Нила. Со временем в той и другой стране цивилизация все более и поболее крепчала и распространялась с низовьев рек ввысь по течению. Понятно, что Фивы в Египте появились еще ранее Мемфиса; точно так же и в Месопотамии 1-ое развитие цивилизация получила в городках Ур и Ларзам, лежавших практически в устье Евфрата и Тигра.
Религия с ее знаками и ритуалами, зародившись в нижнем течении Нила, Евфрата и Тигра, распространялась по тому же пути, каким шла цивилизация вообщем. Таким макаром, в бассейне Тигра и Евфрата цивилизация появилась в Нижней Халдее. Более известным из этих центров халдейской цивилизации был Вавилон. Также подразумевается, что люд, узнаваемый в истории под именованием ассирийцев, заимствовал из Халдеи 1-ые зачатки собственной цивилизации.
На этом сходство с Египтом не завершается. По всей видимости, когда в этой области только появились 1-ые люди, она представляла собой картину того же хаоса, как и первобытная нильская. Чтоб сделать из этой пустыни одну из самых богатых и обильных областей в мире, первобытным жителям надлежало урегулировать течение рек и с помощью каналов и плотин распределить умеренно по всей местности животворную воду, которая во вред для неких частей местности скоплялась в других, — словом, необходимо было сделать практически то же, что пришлось сделать первобытным жителям Египта. Как следует, жители равнины под ужасом опасности самых страшных несчастий принуждались к сложному и мудрейшему координированию собственных личных усилий. Как следствие, государственное устройство Халдеи было очень схожим на государственное устройство старого Египта.
Различие географической среды не замедлило сделать со временем меж цивилизациями Египта и Халдеи очень соответствующие и приметные отличия. Хотя Нижняя Халдея представляет, вне сомнения, более изолированную часть тигро-евфратского бассейна, все же, ее изолированность далековато не настолько сильна, как в Египте. С самого ранешнего периода месопотамской истории Халдея и Ассирия подвергаются различного рода наружным воздействиям. Не так далековато находилось одно правительство, в Библии называемое Элам и в самом ранешном периоде истории изобиловавшее городками. В этих городах-крепостях находили для себя приют разные разбойники, которые в протяжении многих веков совершали набеги на Халдею.
Но по мере того как цивилизация, родившаяся в области разливов и наносов, подымалась ввысь по течению Тигра и приближалась к горной стране Курдистан, ей предстояло повстречаться с еще больше бессчетными и более воинственными, ежели эламиты, разбойничьими племенами. Усваивая равномерно религию, ритуалы, письменность, искусство и науку халдеев, обитатели остальной Месопотамии в конце концов в течение второго тысячелетия до начала нашей эпохи заполучили господство над всем средним течением Евфрата и Тигра. К тому времени они сделались небезопасными конкурентами Вавилона, ослабевшего вследствие неизменных войн с фараонами XVI, XVII и XVIII династий.
Рассматривая историю месопотамской цивилизации, следует отметить тот факт высочайшей значимости, что без собственных халдейских предшественников народы Верхней Месопотамии, по всей вероятности, не могли быть в состоянии подняться над той низкой ступенью культуры, на какой находятся даже и в наше время обитатели Курдистана и Луристана. Но, с другой стороны, без ассирян мирная земледельческая цивилизация Нижней Халдеи востребовала бы целых 1000-летий для того, чтоб выйти за границы нижнего течения Евфрата и Тигра и распространиться по всей Фронтальной Азии прямо до Эгейского моря.