Тюрко-монгольское летоисчисление
Тюрко-монгольское летоисчисление
Тюрко-монгольский календарь представляет собой попытку установить определенную связь меж лунным месяцем и солнечным годом. В базу этого соотношения было положено то наблюдение, которое в свое время было изготовлено в старой Греции Метоном и к которому монголы пришли независимо от него: наблюдение о том, что 19 солнечных лет содержат 235 полных лунных месяцев. Исходя из этого, тюрко-монгольская календарная система предугадывала в границах каждого девятнадцатилетнего периода чередование 12 обычных годов (по 12; месяцев) и 7 годов удлинённых (по 13 месяцев). 12 Месяцев х 12 + 13 месяцев х 7 = 235 месяцев.
Каждый месяц имел собственный порядковый номер (от 1 до 12 в обыкновенном году). Потому тюрко-монгольские календарные даты обычно указывают, что событие вышло «в таком-то году такой-то (по счёту) Луны (либо месяца)». Время от времени счёт велся ещё по четырем временам года либо сезонам (весна, лето, осень и зима), при чём каждый сезон разделялся на три месяца (луны). Отсюда -такие календарные даты: 1-ая летняя луна (месяц), средняя летняя луна (месяц), 1-ая зимняя луна и т. д. Год начинался весной, при чём 1-ый вешний месяц соответствовал нашему январю либо февралю. Месяц делился на две половины, из которых 1-ая называлась новейшей, а 2-ая -старой либо ветхой. Таким макаром, мы можем, к примеру, повстречать в документе такое указание: «осеннего первого месяца (луны) в 4-ый денек ветха», т. е. идет речь о 4-м числе 2-ой половины первого осеннего месяца (седьмого месяца от начала года).
В базу тюрко-монгольского летоисчисления был положен также особенный повторяющийся счёт. Сначала монголы исходили из периода в 12 лет. Каждый год в границах двенадцатилетнего цикла именовался именованием определенного животного. 1-ый год носил заглавие мыши либо крысы; 2-ой -коровы, тельца либо быка; 3-ий -барса либо тигра; 4-ый -зайца; 5-ый -дракона либо крокодила; 6-ой -змеи; седьмой -лошади (жеребца); восьмой -овцы либо барана; девятый -обезьяны; десятый -курицы; одиннадцатый -собаки (пса); двенадцатый -свиньи.
Потом, под воздействием китайцев, монголы удлиннили начальный двенадцатилетний цикл до шестидесятилетнего. Последний строился оковём композиции заглавий 12-ти животных и 5 стихий (дерево, огнь, земля, железо и вода). При всем этом наименования животных сменялись в границах цикла раз в год, наименования стихий применялись к каждым двум годам, идущим попорядку. При таковой системе сочетание заглавий определенного животного и определенной стихии встречалось только один раз в 60 лет. К примеру, в каждом шестидесятилетнем цикле был только один год воды и лошадки, один год огня и мортышки, один год железа и курицы и т. д.
Для того, чтоб отличить друг от друга два примыкающих года, носящих, как обозначено, наименование одной и той же стихии, к первому присоединялось время от времени указание на мужской род, ко второму -на дамский. К примеру: мужской род, год дерева и мыши; дамский род, год дерева и скотины.
Заместо заглавий стихий время от времени употреблялись наименования 5 цветов. При всем этом каждой стихии соответствовал определенный цвет: дереву -голубой либо голубий, огню -красный, земле -желтый, железу -белый, воде -черный. В этом случае, когда стихия употреблялась в купе с годом мужского рода, заменяющий её цвет выступал в собственной обыкновенной форме (голубой, красноватый, желтоватый и пр.). В применении к году дамского рода наименования тех же цветов встречаются в уменьшительной форме: заместо «голубой» —«голубоватый», заместо «красноватый» -«красный» и т. д.
Таким макаром, отдельные годы в границах тюрко-монгольского шестидесятилетнего цикла могут быть обозначены последующим образом: «год дерева и мыши» либо «год голубой мыши»; «год воды и курицы» либо «год черноватой курицы» и т. д.
Следует тадже отметить, что каждый год шестидесятилетнего цикла, кроме собственного наименования определенным животным и стихией, носит ещё особенное заглавие. Так 4-ый год (огня и зайца) называется «совершенным», двенадцатый, (дерева и свиньи) —«исполненным жизни» и т. д.
При повторяющейся системе времясчисления должна быть установлена какая-то начальная точка (эпоха), от которой ведется счёт циклов. Татарская эпоха взята из Тибета. Шестидесятилетние татарские циклы числятся от 1027 г., который и является исходным годом тюрко-монгольской системы летоисчисления («рабчжуном»), занимая 4-ое порядковое место в первом цикле (см. таблицу XXV). Так как 1027 г. по тюркомонгольской номенклатуре был годом огня и зайца, постольку все последующие хронологические даты приводятся тоже в циклах (кругах) огня и зайца. Когда к примеру, молвят: «2-ой цикл (круг) огня и зайца»; то означает, что идет речь о втором шестидесятилетнем периоде по тюрко-монгольской эпохе, т. е. от 1027 г. (рабчжуна), который носил заглавие огня и зайца и был четвертым по счёту в начальном цикле.
В целях четкой датировки, татарские хронологические данные обычно содержат указания: 1) на заглавие года, соответственно занимаемому им порядковому месту в границах текущего шестидесятилетнего цикла; 2) на порядковый номер цикла (круга) огня и зайца, т. е. того незаконченного шестидесятилетнего периода2, в каком находится интересующий нас год. К примеру: год воды и барса в одиннадцатом кругу огня и зайца. Либо: «год беловатой змеи в двенадцатом кругу огня и зайца.