Ускорение и замедление времени — случаи
Ускорение и замедление времени — случаи
В.Чернобров, «Потаенны времени»
УСКОРЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО, ЗАМЕДЛЕНИЕ Наружного ВРЕМЕНИ
В 1976 году экипаж летчика-испытателя Марины Лаврентьевны ПОПОВИЧ во время полета на Ан-12 по маршруту «Москва-Горький-Ахтубинск» попал в очень страшную ситуацию: снутри грузового отсека разгерметизировался топливный бак от МиГ-29, на пол разлилось около 4 тонн керосина. Самолет перевоплотился в огромную летающую бомбу, готовую подорваться от хоть какой искры. И в этот момент Ан-12 попал в мощнейший грозовой фронт; калоритные вспышки молний окружили беззащитный самолет практически со всех боков… В этот-то момент все 12 человек экипажа ощутили, что их самолет вроде бы застыл в воздухе, время на борту вдруг замерло… [Записано мною со слов М.Попович в 1989 году.]
У другого заслуженного летчика-испытателя, Марка ГАЛЛАЯ, при испытаниях истребителя Ла-5 пожар в воздухе все таки произошел. В книжке «Испытано в небе» он так описывал это летное происшествие: «Откуда-то из-под капота вышибло длиннющий язык пламени… Снизу в кабину пополз едкий сизый дым… Дрогнул, двинулся с места и пошел по какому-то необычному двойному счету масштаб времени. Любая секунда обрела способность неограничено, сколько будет нужно, расширяться: настолько не мало дел успевает сделать человек в схожих положениях. Кажется, ход времени практически тормознул!» Заметьте, испытатель пишет «кажется», хотя здесь же утверждает, что за считанные секунды смог сделать неограниченное количество дел… Спустя много лет, в декабре 1996 года, в общении с Галлаем мы вспомнили этот случай, и я попросил его сказать испытывал ли он за годы собственной богатой летной практики потом что-либо схожее, а если да — то сколько приблизительно раз. «Да раз 10,был ответ,наверняка, многие летчики, в особенности испытатели, сталкиваются с этим не единожды!..»
Через неделю после разговора с Галлаем я вновь повстречался с Попович, и она практически дословно повторила его фразу, имея в виду, что летчики-испытатели практически живут такими ситуациями. Разве умопомрачительно, что единственная в мире дама, установившая 101 мировой и 126 всесоюзных рекордов, кроме триумфальных побед к тому же не один раз попадала в критичные ситуации и …не один раз чувствовала на для себя это непонятное явление?.. К примеру, когда теряла сознание на Як-25РБ из-за отказа кислородной системы либо падала при взлете на МиГ-21 из-за отказа мотора и т.д. Было и огромное количество других случаев, о которых она слышала от собственных коллег. Вобщем, я уверен, такие случаи припомнит хоть какой летчик-испытатель…
Летом 1993 года во время воздушного парада на авиабазе Фейрфорд на западе Великобритании столкнулись в воздухе два истребителя МиГ-29 (почему-либо в нашем расследовании марка этого самолета встречается еще почаще других). Пилотам для принятия решения и для действий по катапультированию времени осталось меньше мгновения [«РГ» 14.08.1993]. Но оба — Сергей ТРЕСВЯТСКИЙ и Александр БЕСЧАСТНЫЙ — использовали свое мгновение «до конца»: оба остались живые и здоровы…
У многих еще осталась в памяти неоднократно показанная в 1989 году по телевидению маленькая, в 3-4 секунды, видеозапись, на которой у парящего на малой скорости на высоте 92 м поблизости зрительских аэродрома Ля Бурже под Парижем трибун МиГ-29 вдруг отказывает движок (попадание птицы), самолет клюет носом, заваливается на право, уходит в сторону от людей и взрывается на земле. Времени для спасения самолета не было, так же, как и для спасения пилота, и вправду, по отдельным кадрам видеоизображения нетрудно установить, что летчик катапультировался в последнее мгновение и на высоте 16 м он все еще находился в кресле с нераскрытым парашютом. Это происходило, согласно свидетельствам «темного ящика», в 13 часов 44 минутки 00 секунд 8 июня 1989 года, эта же запись потом показала, что летчик-испытатель ОКБ имени А.Микояна Анатолий КВОЧУР в секунду до катапультирования успел сделать настолько не мало операций по управлению неисправным самолетом, что в обычной обстановке на это могли бы уйти минутки. А рассказ-анализ самого летчика-испытателя об этом событии, произошедшем на авиасалоне, занял вообщем несколько часов: «…Ясно увидел, как почему-либо медлительно стали сминаться, пошла гофром носовая часть фюзеляжа, как стукнул огнь, но взрыва не слышал. Наверняка, поэтому, что в эти секунды старался сгруппироваться, чтоб как-то смягчить неминуемый удар о землю… После взрыва самолета — кстати, он показался мне вроде бы растянутым во времени и беззвучным, как в немом кино, — ударная волна пошла в стороны и ввысь. Она-то и развернула меня так, что ноги оказались вверху, и я достаточно здорово приложился к земле спиной, на мгновение отключился, но сходу пришел в себя…»
Посреди июня 1999 года (спустя ровно 10 лет) вновь на французком авиасалоне Ля Бурже разбился русский Су-30МК (коснулся своим движком бетонки), из которого исключительно в самый последний момент на минимальнейшей высоте успели выпрыгнуть оба наших пилота. И вновь — та-же история с чувствами времени. Как под копирку…
СЛУЧАИ ЗАМЕДЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ У ЛЕТЧИКОВ В БОЮ
И, уж естественно, более чем хватало небезопасных ситуаций в воздухе во время войны! Сотки тыщ возможных очевидцев в собственных простреленных насквозь самолетах лицезрели погибель «на расстоянии вытянутой руки» — вот где реальный стресс; а сколько пилотов, к примеру, утверждали, что несусветно длительно растягивались секунды лобовых атак! (За 2-3 секунды, «кажется, выкурил бы пару папирос!»). Жалко, что поведать о собственных чувствах смогли потом далековато не все… В особенности мне хотелось выяснить об чувствах японских камикадзе либо русских пилотов, повторивших подвиг Гастелло — пламенный наземный таран. Что может быть страшнее и величественнее идущего в свою последнюю атаку пылающего самолета!.. Длительно находил хоть какую-то зацепку, перечитал мемуары оставшихся в живых камикадзе… но они оказались настоящими вояками правителя, скрывающими свои чувства и чувства. К тому же писали воспоминания только те, кто не успел участвовать в собственном первом и последнем (обычно, единственном) боевом вылете. В живых осталось всего несколько камикадзе из числа тех, кто вылетел на задание, но промазав по южноамериканским судам (кстати, был и один, промазавший по русскому кораблю), свалился в океан… К 1980-90-м годам никого в живых из их уже не удалось отыскать.
Другое дело — русские летчики. Хотя они падали на колонны танков (на зенитки, поезда, машины) либо, промахиваясь — просто на землю (и то, и другое еще ужаснее воды), но в отличие от камикадзе никто их не закрывал наглухо в кабинах, прикручивая фонари болтами, и, означает, у их был шанс вылететь из кабины в момент удара, остаться в живых и …рассказать позже свои чувства. Так я рассуждал, и знатоки военной истории только подтвердили мою гипотезу.
Выяснилось, что подвиг Гастелло в годы войны повторили 503 экипажа. Попутно историки прояснили мне, что подвиг, неверно приписываемый Гастелло, сделал по сути экипаж капитана Александра МАСЛОВА. Самолет же капитана Николая ГАСТЕЛЛО, уже будучи подбитым, развернулся над колонной и прошелся из пулеметов по машинам, расстрелял весь боезапас, уничтожив огнем 11 машин и штабной автобус. Кончились бомбы, выпущены все патроны, самолет ДБ-3ф заложил вираж над лесом (партизанские края, вот где было надо прыгать!) и зашел в свою последнюю атаку… По рассказам местных обитателей, он не успел развернуться на 180 градусов, осталось градусов 60, не больше, но пылающий самолет уже растерял управление и упал в болото… Официально числилось, что весь экипаж Гастелло умер, но, по мемуарам местных обитателей, один из 4 членов экипажа (кто — непонятно) успел выпрыгнуть с парашютом. Ах, как мне хотелось отыскать его!.. Но, как досадно бы это не звучало, не удалось. Официальную справку о том, что в экипаже Маслова также все погибли, также не удалось опровергнуть…
Но у меня появилась другая надежда. Оказалось (статистика все знает), что из 609 пошедших на воздушный таран осталось в живых более 300 русских летчиков (в том и о том, как и капитан Куляпин Валентин Алексеевич КУЛЯПИН, который 18 июля 1981 году в первый раз сделал таран на реактивном самолете и остался при всем этом живой)… А из полутысячи экипажей (это около 700 человек), совершивших пламенный наземный таран, выжило всего только 8… Чувствуете, как несоизмеримы опасность и накал страстей! Если пережившие воздушный таран летчики седели за секунды, если никто из забугорных летчиков так и не рискнул повторить «всего только» воздушный подвиг, то что все-таки должны были испытать в последнюю секунду добровольческие русские и японские камикадзе?! И мне посчастливилось — нашелся все-же один из числа тех 8, поточнее — 1-ый из оставшихся в живых…
В июле 1941 года летчик-штурмовик Сергей Иванович КОЛЫБИН, вылетая на одноместном Ил-2, естественно, додумывался, что идет на верную смерть, но никакого воображения у него не хватило бы, чтоб предсказать свою последующую судьбу: всего через час все его бомбы пройдут мимо цели, и все же неприятельская переправа будет уничтожена; ему предстоит стать первым летчиком, выжившим после наземного тарана; трое суток он проваляется, никем не увиденный, в виде кровавого кусочка мяса; его ожидают пару лет в гитлеровских, а потом в сталинских лагерях… Но тогда он просто вылетел на задание и не сумел выполнить его. Штурмовик был подбит, и фашистские бойцы уже бежали к месту его предполагаемой посадки. Колыбин круто развернул Ил-2 (а совместно с ним — всю свою последующую судьбу) и врезался в мост. Это мгновение он запомнил на всю свою жизнь и о нем потом говорил часами. Самолет перед взрывом задел за конструкцию моста крылом и перевернулся, Колыбин вылетел из кабины… и время в его восприятии тормознуло: он разглядел выражение лиц всех окружающих его гитлеровцев, лицезрел, как некие из их пробовали выкарабкаться из танковых люков, другие бежали, ложились, желали спрятаться от языков пламени, и все их движения были очень неспешными…
Но, к огорчению, пилоты не всегда необходимым образом употребляют появляющийся в критичную минутку спасительный резерв времени. А.Леонов и В.Лебедев в книжке «Психическая особенность деятельности астронавтов» [на с.144] вспоминают: «Во время полета зажегся самолет. Один летчик катапультировался, два других члена экипажа не смогли выкарабкаться из неуправляемого самолета и погибли… Пилот перед катапультированием подал сигнал бросить самолет, но, по его заявлению, не получил ответа, хотя ожидал пару минут. Практически же просвет времени меж моментом команды и моментом катапультирования составлял только несколько секунд…»
Есть ошибки прямо обратного рода, когда летчики без видимых как бы обстоятельств не торопятся покинуть гибнущую машину, считая, что у их более чем довольно времени для спасения. Вот сухие, без чувств строчки из когда-то секретного отчета: «Анализ летных происшествий у нас и за рубежом свидетельствует, что Большая часть (выделено мною! — В.Ч.) катастроф было результатом таких задержек. Их предпосылкой становится искаженное восприятие летчиком течения времени…» По воззрению американских авиационных докторов, данное явление, нареченное ими «дисторсией времени», приводит к тому, что погибает около 20 % всех летчиков, не смогших либо не успевших впору катапультироваться. Многие летчики пробуют выпрыгнуть только в последнее мгновение, когда «вдруг» понимают, что по сути скоротечная катастрофа, длящаяся, по их воззрению, долгие минутки, кончится через мгновение. Но вычислить процент таких летчиков нереально, их всех записывают в число тех, кто умер, не воспользовавшись катапультой — неясно по какой причине… Можно осторожно полагать, что схожая причина явилась гибельной, к примеру, и для русских испытателей перехватчика МиГ-31 А.Федотова, В.Зайцева и неких других и опытнейших, и юных летчиков…
На любом аэродроме вам скажут огромное количество схожих историй; на мед языке они издавна уже называются «не поддающейся объяснению потерей ориентации во времени» (либо как у янки — «дисторсией»), но только не так давно их стали рассматривать и как физическое явление, т.е. явление, при котором люди не только лишь лично чувствуют «растяжение Времени», да и успевают увидеть очами, сделать руками время от времени даже в 10-ки раз больше всех мыслимых и невообразимых пределов. Но кто же помогает в такие моменты людям? Пилот обычно с неудачой встречается один на один, а Бог — далековато. Выходит, что сам Человеческий организм… может оказывать влияние на ход Времени!? Очевидно, рано гласить о неизученном механизме такового воздействия; понятно только, что изменение (в большинстве случаев — замедление) наружного Времени происходит поблизости «смертельно испугавшихся» людей.
Поистине, ОСТАНОВИСЬ, МГНОВЕНИЕ, ТЫ Страшно!
В 1992 году десантник Алексей КОНАКОВ в общении со мной утверждал, что, падая с высоты 35 метров без парашюта, смог сгруппироваться и верно приземлиться только благодаря противоестественно растянутому времени…
В 1992-1993 годах я вместе с газетой МАИ «Пропеллер» (МАИ) занимались расследованием и хронометрировали показания другого парашютиста, который так описывал один из собственных прыжков в 1988 году: «До полосы высоковольтных передач оставался всего метр, и отвернуть от нее, казалось, было нереально. Но в один момент мой спуск закончился, я повис в воздухе, чуть не касаясь ногами смертоносных проводов. Удивительно! Поглядел наверх — нет, купол парашюта ни за что не зацепился, все, что его держит, это воздух! Краем глаза увидел бегущих по полю людей, они тоже застыли на одном месте и вроде бы повисли в воздухе! Здесь я вспомнил все, чему меня учили, с силой натянул несколько строп и… парашют повело в сторону от проводов! Приземления не помню, люди, которые подбежали, позже гласили, что я пару минут просидел с открытыми очами, ни на какие вопросы не отвечал…»
СЛУЧАИ ЗАМЕДЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ У Боец В БОЮ
Многие из прочитавших традиционный роман Л.Толстого «Война и мир» конечно вспомнят яркое описание взрыва пушечного ядра, произошедшего рядом с князем Волконским. Как много мыслей передумал в тот миг главный герой, как длительно он следил замедленный момент взрыва… Но для большого большинства русских школьников весь этот сюжет — менее, чем литературная гипербола создателя. Так задумывался и я до того времени, пока сам, будучи на границе, не столкнулся с схожим впритирку.
Плотнее некуда. В 5 метрах правее от себя. Фигуру человека с пулеметом наперевес я увидел очень поздно, когда пули уже летели в меня. Звука выстрела не слышал. Зато верно лицезрел темный дыру ствола, и как будто бы заглядывал в этот темный колодец. И еще, хотя и наименее верно (внимание было отвлечено черным дулом), но все-же я лицезрел пули, парящие рядом с моей головой. Уворачиваться от их не составляло никакого труда, не труднее, чем от тяжелолетящего шмеля. Стрелявший был уверен, что с такового расстояния (5 м!) не промахнется, потому даже поленился прицелиться и стрелял с ноги. Расстреляв в меня все свои 45 патрон — длиннющий рожок опорожняется за 3 секунды — он очень опешил и скрылся. По моему воззрению прошло, наверняка, около минутки, а поточнее говоря, время тогда вообщем тормознуло. На каком-то неосознанном, стопроцентно отрешенном от всяческих мыслей, автоматизме я выстрелил в ту сторону из гранатомета (автомат тогда был у меня за спиной). Результата своей стрельбы я не лицезрел, может быть, тогда он был мне полностью безразличен… Уже позднее капитан Каменев, очевидец произошедшего, произнес, что мой выстрел из РПГ-7 чуть не задел голову стрелявшего, но «это детали, а главное, что сам в рубахе родился!»
Почему пулеметчик не сделал из меня решето с 45 дырочками, я тогда не сообразил. Схожий «школьный» случай с Волконским к тому времени успел запамятовать, аналогии выплыли только когда в подшивке «Технике-молодежи» прочел письмо некоторого ветерана войны Ф.Филатова. В коротком изложении рассказ его такой:
Боец Федор Николаевич ФИЛАТОВ, родом из Балашова, за мгновение взрыва, произошедшего в 5 метрах от него, пережил несколько томительных минут, как будто завороженный следя, как по железному корпусу снаряда бегут пламенные трещинкы, металл трескается, и медлительно, «как во сне», разлетаются осколки (данное им в годы 2-й Мировой войны описание в точности соответствовало изготовленным позже высокоскоростным видеозаписям). [«ТМ» 1980, N 3, с.57].
Может ли человек узреть такое? Фактически дословно, но уже более тщательно, это явление обрисовал много лет спустя прошлый геолог Евгений Валентинович ГОЛОМОЛЗИН: «…Необходимо было идти на дорогу, где меня должна была забрать «дежурка». Решив уменьшить путь, я пошел не по серпантину горизонтов, а спустился вниз напрямик по уступам и в ожидании машины сел на обочине дороги. Спустя некое время я увидел, как метрах в трехстах от меня поперек дороги встал самосвал и перегородил ее. Разумеется, это было оцепление. Я был совсем спокоен, потому что находился далековато вне зоны оцепления и, как следует, от места взрыва. В один момент, к моему изумлению, показалась «дежурка» и тормознула на той стороне самосвала. До меня начало доходить, что оцеплено то место, где я посиживал и, судя по расстоянию до оцепления, находился кое-где в районе грядущего взрыва. Не успел я осмыслить ситуацию, как вслед за спиной громко гаркнуло, раздался душераздирающий визг рикошета каменных осколков…
Время для меня вдруг приостановилось, а все происходящее дальше напоминало собой замедленное кино. Я конвульсивно оборотился, задрал голову ввысь и оцепенел. В небе прямо нужно мной расцветало что-то вроде торжественного салюта. Темные осколки противоестественно медлительно поднялись в воздух, позже начали расползаться в стороны, образуя грибообразную шапку. «А ведь это алевролит»,совсем не к месту, мастерски обусловил я заглавие взорванной породы и продолжал завороженно следить за происходящим. Большие кусочки породы грациозно крутились в воздухе, от их временами откалывались более маленькие осколки, которые расползались в стороны и равномерно отставали от собственных крупногабаритных братьев. Я не ощущал ни мельчайшего ужаса. Напротив мною обладало полное спокойствие и чувство своей защищености. Только тело пронзало что-то вроде резкой нервной дрожи. Я как будто оказался в другом временном измерении, остро понимал это и был совсем уверен, что могу в хоть какой момент убежать из-под смертельного зонта. Вдруг как будто кто-то надавил невидимую кнопку, и последующее мгновение выпало из памяти. Разумеется, я, как будто кошка, прыгнул в сторону огромного камня и изо всех сил вжался в землю… В голове звучала единственная идея: «Господи, лишь бы побыстрее». И здесь как будто выпал огромный град. Со всех боков зазвучали отрывистые удары падающих с неба глыб. Меня не задел ни один осколок. Я вскочил на ноги. Ноги тряслись, а в голове шумели клочки мыслей…» [«НЛО» 1996, N 7, с.22]…
Более изумительны рассказы боец, заглянувших погибели в глаза уже в наше время:
«Когда на моих очах шальной снаряд преобразовал возницу совместно с жеребцом и повозкой практически в пыль, для меня время стопроцентно тормознуло, сколько я просидел без движения — 20, 30, 60 минут — не знаю!» (летчик А.Маркуша)…
«…Я так залюбовался прекрасным полетом летящей прямо в меня пули, что даже увернуться не додумался, хотя времени для этого у меня было предостаточно!» (капитан Н.З.)…
«…Душман выстрелил мне в голову, самого выстрела не слышал, но ясно лицезрел, как медлительно росло скопление порохового газа около его ружья и как разрывная пуля высекла осколки из камня!» (рядовой Алексей К., 1986)…
«…БМПэшки рванулись вперед через барикаду, они стреляли на ходу и ввысь, трассеры летели как-то очень медлительно. Точно помню — стояла полнейшая тишь. И вдруг разом раздался грохот выстрелов и истошные клики дам «Проспали!!». (Алексей Иванович, ночь 20/21 августа 1991)…
Эти бойцы спасались от пуль случаем и вроде бы по волшебству, но, видимо, правилам поведения в экстремальных критериях можно и учить. Во всяком случае, конкретно так и поступают последователи неких единоборств. Понятно, к примеру, что, когда 4 февраля 1940 года расстреливали осужденного деньком ранее наркома внутренних дел Николая Ивановича ЕЖОВА, тот метался в тесноватой камере так, что ни одна пуля в него не попадала! Конец этой истории известен — Ежова все-же «достали», а расстрельная команда потом отдала ход легенде-были о возможностях собственного бывшего управляющего. Вот только КАК Конкретно добили Ежова — об этом история умалчивает…