Вода питьевая — Госстандарт РФ
Муниципальный Эталон Русской ФЕДЕРАЦИИ — ВОДА ПИТЬЕВАЯ
Общие требования к организации и способам контроля свойства
Drinking water. General requirements for organization and quality control methods
ОКС 13.060.20
ОКП 01 3100
Дата введения 1999-07-01
Вступление
1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 343 «Качество воды» (ВНИИстандарт, МосводоканалНИИпроект, ГУП ЦИКВ, УНИИМ, НИИЭЧГО им. А.Н. Сысина ГИЦПВ)
ВНЕСЕН Управлением Агролегпрома и хим продукции Госстандарта Рф
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта Рф от 17 декабря 1998 г. N 449
3 ВВЕДЕН В первый раз
1 Область внедрения
Реальный эталон распространяется на питьевую воду, производимую и подаваемую централизованными системами питьевого водоснабжения, и устанавливает общие требования к организации и способам контроля свойства питьевой воды.
Эталон распространяется в части требований к способам контроля и на воду питьевую нецентрализованных и автономных систем водоснабжения.
Эталон используют и при проведении работ по сертификации.
docs.cntd.ru/document/1200003120
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 2.1.4.559-96 «ПИТЬЕВАЯ ВОДА. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ВОДЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ СИСТЕМ ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ. КОНТРОЛЬ Свойства»
УКАЗАНИЕ
Муниципальный КОМИТЕТ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
НАДЗОРА РФ
20 декабря 1997 г.
N САНПИН 2.1.4.559-96
(Д)
УТВЕРЖДЕНЫ
решением Госкомсанэпиднадзора РФ
от 20 декабря 1997 года
Дата введения: с 1 января 1998 года
Введение
Методические указания (МУ) по внедрению Санитарных правил и норм «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль свойства» (СанПиН 2.1.4.559-96) созданы для организаций, компаний и других хозяйствующих субъектов независимо от подчиненности и форм принадлежности, эксплуатирующих системы водоснабжения (водозаборы, станции водоочистки, водопроводы и т.д.) питьевого предназначения и осуществляющих производственный контроль за качеством питьевой воды, также для органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих муниципальный и ведомственный санитарно — эпидемиологический надзор за состоянием централизованного хозяйственно — питьевого водоснабжения.
Основная задачка МУ — обеспечить реализацию требований СанПиН 2.1.4.559-96 в части производственного контроля за качеством воды централизованных систем питьевого водоснабжения; муниципального и ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора за системами питьевого водоснабжения населения.
В реальных Методических указаниях:
даны объяснения юридических основ СанПиН 2.1.559-96, обозначен порядок и правила выбора характеристик, характеризующих качество питьевой воды на определенных водопроводах;
рассмотрены принципы разработки рабочих программ производственного контроля за качеством питьевой воды;
даны советы по выбору способов контроля за содержанием загрязнений в источнике и питьевой воде, метрологические требования к ним, контролю за содержанием веществ, на обозначенных в СанПиН, принятию решений по изменению схемы водоподготовки и других частей водоснабжения;
обозначены ситуации, когда на местности следует ориентироваться на региональные нормативы;
изложен ряд технических и организационных мероприятий по обеспечению выполнения СанПиН, включая компанию работы лабораторий, осуществляющих производственный контроль за качеством воды.
1. Главные особенности СанПиН 2.1.4.559-96 «Питьевая вода.
Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль свойства»
1.1. Разработка и утверждение нового нормативного документа СанПиН обоснована необходимостью гармонизации Русских нормативов с советами ВОЗ, новыми научными познаниями о воздействии питьевой воды на здоровье населения, также повсеместным ухудшением свойства воды поверхностных и подземных водоисточников, применением технологий водоочистки, нередко не соответственных уровню загрязнения водоисточников.
Контроль за качеством питьевой воды, осуществлявшийся по сей день в согласовании с требованиями ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая», не полностью давал реальное представление о качестве воды и не обязывал выбирать контролируемые характеристики зависимо от определенных критерий.
1.2. Структура СанПиН, сохраняя преемственность требований ГОСТ 2874-82, обогатилась рядом новых положений.
1.2.1. Указаны законодательные акты, на основании которых разработан документ и обозначены нормативные документы (НД), применяемые при подготовке (п. 1.2. р. 2).
1.2.2. Сформулирована принципно новенькая стратегия, определяющая необходимость разработки рабочей программки производственного контроля свойства воды, учитывающая санитарное состояние и наличие загрязняющих веществ в воде водоисточников, выявленных по результатам за ранее проведенных расширенных исследовательских работ (приложение 1, п. 1.2.2).
1.2.3. Указан порядок внедрения нормативов СанПиН при появлении аварийных ситуаций (п. 3.5.3.6).
1.2.4. Указаны требования к показателям эпидемической безопасности питьевой воды, безвредности ее хим состава, учитывающие загрязненность водоисточников и технологию водоподготовки (п. 4.4.1).
1.2.5. Рекомендовано использовать обобщенные характеристики при характеристике хим состава питьевой воды (п. 4.4.1). 1.2.6. Ряд положений (к примеру, новые микробиологические характеристики, единицы их измерения) приближен к советам ВОЗ (т. 1.4.3).
2. Организационно-правовые нюансы документа
2.1. Законодательной основой для разработки СанПиН служат:
«Базы законодательства Русской Федерации об охране здоровья людей», Законы Русской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей», Положение о Гос санитарно-эпидемиологической службе и Положение о муниципальном
санитарно-эпидемиологическом нормировании.
2.1.1. Согласно Закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст.3), санитарные правила, нормы, гигиенические нормативы (санитарные правила) являются нормативными актами, устанавливающими аспекты безопасности и (либо) безвредности для человека причин среды его обитания и требования к обеспечению подходящих критерий его жизнедеятельности.
2.1.2. Действие нормативных актов, противоречащих санитарному законодательству Русской Федерации, препятствующих и ограничивающих применение действующих Санитарных правил подлежат отмене по постановлению Головного муниципального санитарного доктора.
2.1.3. В согласовании с п. 5.1. СанПиН и согласно Закону Русской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ст.32), к санитарно-эпидемиологическому надзору отнесена деятельность органов и санитарно-профилактических учреждений, направленная на профилактику болезней людей, а именно от употребления недоброкачественной питьевой воды, методом предупреждения, обнаружения и пресечения нарушения санитарного законодательства.
2.1.4. Надзор за обеспечением доброкачественной питьевой водой в войсках и на особых объектах Министерства обороны РФ, Министерства путей сообщения РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Федеральной налоговой милиции РФ, Федеральной службы безопасности РФ и Федерального управления медико-биологических и экстремальных заморочек Минздрава Рф, расположенных на местности РФ, отнесен к компетенции ведомственных санитарно-эпидемиологических служб.
2.1.5. Производственный контроль обеспечивается организациями и предприятиями, другими хозяйствующими субъектами независимо от подчиненности и форм принадлежности, осуществляющими эксплуатацию систем водоснабжения питьевого предназначения.
2.1.6. К компетенции органов местного самоуправления в области питьевого водоснабжения относится разработка, утверждение и финансирование программ и мероприятий по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю свойства питьевой воды, региональному нормированию. Отмеченное событие является основанием для службы водопроводов и учреждений санэпиднадзора (СЭН) представлять органам местного самоуправления на утверждение рабочие программки производственного контроля свойства воды, планы мероприятий по обеспечению нужного свойства воды, и регионального нормирования с обоснованием денежных издержек.
2.2. Любая из упомянутых организаций употребляет требования СанПиН исключительно в рамках собственной компетентности.
2.3. Взаимодействие служб водопровода, Госсанэпиднадзора, ведомственного санэпиднадзора, органов местного самоуправления определено СанПиН в качестве взаимосвязанных, вместе работающих структур, равно отвечающих за обеспечение населения доброкачественной питьевой водой.
2.4. В область денежных расчетов меж организациями и предприятиями, осуществляющими эксплуатацию систем водоснабжения, и учреждениям СЭН входят работы, связанные с выполнением анализов свойства воды по заказу службы водопроводов (по показателям, которые не могут быть определены ими без помощи других).
3. Организация производственного контроля за качеством воды централизованных систем питьевого водоснабжения
3.1. Главные требования к организации производственного контроля свойства воды в системах водоснабжения установлены в п.3.4 СанПиН. В этом случае, когда обладателями водопроводных сооружений и магистральных водоводов является одна организация, а внутриквартальные сети находятся на балансе другой, производственный контроль и денежные расчеты осуществляются в согласовании с хозяйственными договорами, утвержденными органами местного самоуправления.
3.2. Выбор контролируемых характеристик, подлежащих неизменному производственному контролю, проводится для каждой системы водоснабжения питьевой воды в процессе разработки рабочей программки производственного контроля за качеством воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
3.3. Рабочая программка разрабатывается в 6 шагов.
3.3.1. 1-ый шаг предугадывает анализ данных, характеризующих качество воды источника, обработанной питьевой воды и воды разводящей сети. Употребляется базисная информация, имеющаяся в организациях, контролирующих либо изучавших (в рамках НИР, разработок ТЭО и т.д.) качество воды источника, условия, формирующие качество воды источника, питьевой воды и т.д. (приложение 1) .
3.3.2. 2-ой шаг — выбор контрольных створов по результатам анализа базисных данных и подготовка списка характеристик для программки расширенных исследовательских работ (макет программки дан в приложении 2 МУ).
Список согласовывается с учреждениями ГСЭН. Места отбора проб (контрольные створы) утверждаются органами местного самоуправления по представлению учреждений ГСЭН. Главные аспекты, применяемые при формировании программки расширенных исследовательских работ, даны в разделе 5 МУ.
3.3.3. 3-ий шаг — расширенные исследования воды источника (приложение 3), обработанной питьевой воды и воды в сети проводятся с целью определения более информативных характеристик, характеризующих стабильность свойства воды в источнике, барьерную роль водопроводных сооружений, возможность вторичного загрязнения питьевой воды в процессе ее подготовки и транспортирования.
3.3.4. 4-ый шаг — разработка рабочей программки производственного контроля свойства воды для каждого водопровода производится с учетом приобретенных результатов (приложение 4).
3.3.5. 5-ый шаг — разработка планов мероприятий по реализации рабочей программки.
3.3.6. 6-ой шаг — согласование рабочей программки и плана мероприятий с органами СЭН и утверждение их органами местного самоуправления сроком менее 5 лет.
3.3.7. Сроки разработки рабочих программ (1-6 этапы) не должны превосходить 1 год.
3.4. Рабочие программки, утверждаемые органом местного самоуправления, включают: объяснительную записку, список контролируемых характеристик, список методик их определения, план пт отбора проб воды для анализа и периодичность их отбора, календарные графики отбора проб и проведения исследования.
3.4.1. Объяснительная записка содержит паспорт водопровода, информацию о водоисточнике, технологии водоподготовки, применяемых реагентах и гигиенические сертификаты (гигиенические заключения) на их, сведения о транспортировании и рассредотачивании воды; обоснование выбора хим веществ, характеристик бактериального, вирусного, паразитического загрязнения, радиационной безопасности для контроля;
готовность производственной лаборатории к проведению работ;
соответствие требованиям СанПиН сооружений по подготовке и рассредотачиванию питьевой воды; план мероприятий по улучшению технологии водоподготовки либо разработки новых технологических решений, план мероприятий по ликвидации аварийных ситуаций и системы оповещения учреждений санэпиднадзора и органов местного самоуправления.
3.4.2. Список контролируемых характеристик дифференцируется зависимо от объекта контроля (источник, обработанная вода и питьевая вода в сети).
3.4.3. Список методик определения контролируемых характеристик на стадии производственного контроля включает информацию о способе, шифр ГОСТ либо РД, предел и погрешность определения (приложение 5а).
3.4.4. Методики, рекомендуемые при проведении расширенных исследовательских работ, представлены в приложении 5б.
3.4.5. Пробы воды в неотклонимом порядке должны отбираться из водозаборов, по шагам чистки перед подачей воды в распределительную сеть, в пт водоразбора внешней и внутренней сети водопровода.
3.4.6. По каждому пт указывается количество контролируемых проб воды и периодичность их отбора.
3.5. Воплощение производственного контроля за действующей системой водоснабжения, согласно утвержденной рабочей программке, подразумевает оперативное реагирование на обнаружение отличия свойства воды от требований СанПиН (с учетом уточнений и дополнений реальных МУ, разд.4), информирование учреждений СЭН и принятие мер по ликвидации ситуаций, приведших к загрязнению питьевой воды.
3.6. Любые решения (оперативные и длительные) по ограничению, воспрещению использования питьевой воды популяцией используются по согласованию с учреждениями СЭН; трактовка степени угрозы питьевого водопользования дается учреждениями СЭН.
3.7. Срок деяния утвержденных рабочих программ — менее 5 лет. По мере надобности (зависимо от изменившейся санитарной ситуации) он может быть сокращен.
4. Организация работы производственных лабораторий
4.1. Согласно СанПиН, производственный контроль свойства питьевой воды проводится лабораторией водопровода, осуществляющего эксплуатацию систем водоснабжения по рабочей программке. В структуре водопровода должна быть производственная лаборатория, состоящая из 2-ух самостоятельных отделений (хим и микробиологического), либо должен быть заключен контракт в установленном порядке с аккредитованной лабораторией.
При подготовке лабораторий к работе решают две главные задачки:
создание вещественной базы для контроля свойства воды по показателям,
вошедшим в рабочую программку (приобретение устройств, аттестованных методик, ГСО, НД, реактивов и т.п.); обеспечение требуемой точности текущих измерений. Это положение установлено Законом Русской Федерации «Об обеспечении единства измерений». Для выполнения этого условия в лаборатории должны повсевременно производиться требования, правила и нормы метрологического обеспечения.
Муниципальный надзор за метрологическим обеспечением производственных лабораторий производят территориальные органы Госстандарта РФ в установленном порядке.
Ведомственный контроль за метрологическим обеспечением производят головные организации метрологической службы, аккредитованные ведомством на ведение этого вида деятельности. В Муниципальном комитете РФ по жилищной и строительной политике, Департаменте ЖКХ эти функции возложены на головную компанию метрологической службы аналитического контроля (ГОМС АК), аккредитованную в установленном порядке на данный вид деятельности.
Эта служба ведет работы по практической организации метрологического обеспечения аналитических работ лабораторий. Одной из форм таковой работы является ведомственная аттестация производственных лабораторий либо муниципальная аккредитация лабораторий на техно компетенцию на добровольческой базе. Этот последний вид деятельности производят органы по аккредитации лабораторий, т.е. организации, получившие от Госстандарта РФ право на данный вид деятельности.
4.1.1. Главные требования к аттестуемым лабораториям. Аттестацию лабораторий производят в согласовании с РД 50-194-80 «Методические указания аттестации аналитических лабораторий компаний и организаций. Главные положения» с учетом письма N 510/10-762 от 23.09.92 Госстандарта РФ о системе аккредитации аналитических лабораторий, также принимая во внимание РД 50-674-88 «Методические указания метрологического обеспечения количественного хим анализа. Главные положения».
4.1.2. Главные аспекты аттестации производственных лабораторий водопровода:
наличие в лаборатории НД, устанавливающей требования к питьевой воде и воде водоисточника;
наличие аттестованных методик контроля характеристик свойства воды, установленных в рабочей программке;
наличие средств измерений, в т.ч. Муниципального стандартного эталона (ГСО), оборудования общеаналитического вспомогательного предназначения;
наличие профессионалов соответствующей квалификации;
наличие системы внутрилабораторного контроля свойства;
наличие паспорта лаборатории;
наличие положения о лаборатории, должностных инструкций;
соответствие служебных помещений установленным требованиям;
обеспечение техники безопасности работ.
4.1.3. Определение индикаторных микробов (табл.1 СанПиН, общие и термотоллерантные колиформные бактерии, колифаги, споры сульфитредуцирующих клостридий) допустимо делать в лабораториях хоть какого ранга, в том числе в производственных лабораториях, расположенных на местности водопроводных станций при условии хранения штаммов Е. coli K12 F1 и Pseudomonas fluorescens в опломбированном холодильнике.
При исследовании на колифаги нужно наличие отдельного помещения, оборудованного вытяжным шкафом для работ с хлороформом и автоклавом для обеззараживания отработанного материала.
4.2. Муниципальную аккредитацию производственных лабораторий производят органы аккредитации.
Главные системы аккредитации, в каких может быть аккредитована производственная лаборатория — система сертификации питьевой воды, материалов, технологических процессов и оборудования, используемых в хозяйственно-питьевом водоснабжении; система сертификации ГОСТ Р и система аккредитации испытательных лабораторий (центров) Госсанэпидслужбы РФ.
4.3. Главным требованием, которое предъявляется при аттестации и аккредитации испытательной лаборатории, является обеспечение критерий для получения достоверной четкой аналитической инфы при проведении анализов.
4.3.1. Метрологическое обеспечение исследовательских работ воды.
Метрологическое обеспечение является одним из критерий технической компетентности лаборатории. Показателем технической компетентности служит получение результатов анализа с погрешностью, не превосходящей величин, установленных ГОСТ 27384-87 либо в применяемой аттестованной методике. Этот аспект обеспечивается, если производятся последующие условия:
отобранная на анализ проба воды в момент отбора и в пт отбора с вероятной полнотой представляет контролируемый поток;
определение состава воды производится аттестованными методиками с учетом спектра ожидаемых концентраций контролируемого вещества и с данной точностью;
определение производится спецом соответствующей квалификации;
наружные условия в лаборатории (температура, освещенность, отсутствие шумов, вибрации и др.) отвечают установленным требованиям;
в лаборатории размеренно работает система внутреннего контроля;
лаборатория временами участвует во наружных сличительных проверках;
в лаборатории имеется, повсевременно обновляется и употребляется в работе нормативная документация;
все отделения прошли ведомственную аттестацию на техно компетентность.
4.3.2. Подробное изложение процедуры метрологических работ в лаборатории представлено в материалах:
«Методологическое пособие. Внутрилабораторный и наружный контроль точности результатов измерений характеристик состава коммунальных вод» РД 204.2.19-97, РД 50.674-88;
«Система сертификации питьевой воды, материалов, технологических процессов и оборудования, используемых в хозяйственно — питьевом водоснабжении»;
«Аккредитация испытательных лабораторий. Особые требования и советы». Пос ПВ N Р-006, Москва, 1995 г.;
«Общие требования к испытательным лабораториям». ГОСТ 51000.3-96; ГОСТ 51000.4-96.
ГОСТ 8.563-96 «ГСИ. Методики выполнения измерений ГОСТ 27384-87 «Вода. Нормы погрешности измерений характеристик состава и параметров»;
МИ 1317-86 «ГСИ. Результаты измерений и свойства погрешности измерений…»;
МИ 2334-95 «ГСИ. Консистенции аттестованные. Общие требования к разработке»;
МИ 335-5 «ГСИ. Контроль свойства результатов количественного хим анализа.»;
МИ 336-5 «ГСИ. Свойства погрешности результатов количественного хим анализа. Методы оценивания»;
МР 8.1.04-6 «Методические советы. Внутрилабораторный контроль свойства результатов анализа различных типов вод, смесей, товаров и отходов их обработки»;
«Методические указания. Метрологическое обеспечение количественного анализа. Главные положения». РД 574-8.
5. Выбор характеристик для расширенных исследовательских работ
5.1. Выбор характеристик для проведения расширенных исследовательских работ дифференцируется зависимо от объекта — источник, обработанная вода, вода из распределительной сети.
5.2. При выборе характеристик, включенных в программку расширенных исследовательских работ источника, сначала употребляют базисную информацию (см. п. 3.3.1). Из обозначенных в СанПиН обобщенных характеристик (табл.2) в неотклонимом порядке определяют водородный показатель и перманганатную окисляемость. Другие характеристики включают в программку расширенных исследовательских работ в этом случае, если имеются показания.
5.2.1. Фенольный индекс рекомендуется определять в источниках, которые повсевременно загрязняются крезолами, ксиленолами и их изомерами, содержащими в пара-положении карбоксильные, гидроксильные, метоксильные группы, также галогены и сульфогруппы.
5.2.2. СПАВ врубается в программку расширенных исследовательских работ в ситуациях, когда источник загрязняется хозяйственно-бытовыми сточными водами, условия отведения и сброса которых не отвечают подходящим требованиям, и может загрязняться поверхностным стоком. Способы определения должны предугадывать возможность дифференцированного контроля за содержанием анионно-активных, неионогенных и катионных СПАВ.
5.2.3. Нефтепродукты определяются при неизменном загрязнении источника сточными водами (городские, с компаний нефтедобычи и нефтепереработки, поверхностно-ливневый сток), условия отведения и сброса которых не отвечают подходящим требованиям, также при использовании водоисточников для судоходства, в подземных источниках в зоне добычи нефти и т.д.
5.2.4. Номенклатура пестицидов, определяемых в источнике на стадии расширенных исследовательских работ, обосновывается их применением на данной местности, также критериями отведения сточных вод, содержащих ядохимикаты.
В этом случае, когда пестициды употребляются в сельскохозяйственном производстве, следует ориентироваться на нормативы ГН 1.1.546-96. При попадании ядохимикатов в источник со сбросами промышленных сточных вод руководствуются ГН 2.1.5.558-96.
5.2.5. Из других характеристик в программку расширенных исследовательских работ источника целенаправлено включить не только лишь соединения, обозначенные в табл.2 и приложении 2 СанПиН 2.1.4.559-96, да и соединения, выставленные в списке ГН 2.1.5.558-96 «ПДК и ОДУ вредных веществ в воде аква объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», в том числе вещества, нормативы которых установлены по общесанитарному лимитирующему признаку вредности. Эти вещества включают в тех случаях, когда их присутствие прогнозируется по данным мониторинга среды.
Решение о величине гигиенического норматива и лимитирующего признака вредности принимается по ГН 2.1.5.558-96.
Уровень норматива по перманганатной окисляемости принимается в согласовании с требованиями ГОСТ 2761-84 (зависимо от класса водоисточника: 5 мг О/л для II-III классов, 2 мг О/л для I-го класса).
Неорганические азотсодержащие соединения определяются в питьевой воде по наличию аммонийных ионов (ПДК — 2 мг/л), нитритов (3 мг/л) и нитратов (45 мг/л), а лимитирующим признаком вредности для их является санитарно-токсикологический.
5.3. В процессе проведения расширенных исследовательских работ источника определяются те вещества, присутствие которых обусловлено плодами анализа базисной инфы. В исследовательских работах используются способы контроля, обозначенные в приложениях 5а и 5б.
5.4. При проведении расширенных исследовательских работ обработанной питьевой воды в список характеристик рекомендуется включать те, которые обусловлены наличием их в источнике (по данным мониторинга), технологией водоподготовки, также информацией, содержащейся в гигиенических сертификатах на реагенты и фильтрующие загрузки.
5.4.1. Любой из рекомендованных для включения в список расширенных исследовательских работ обработанной питьевой воды показатель должен быть обеспечен адекватным способом контроля, нижний предел обнаружения которого составляет менее 0,5 ПДК контролируемого вещества (приложение 5).
5.4.2. Для расшифровки товаров трансформации, которые могут образоваться в процессе хлорирования, озонирования и т.д., следует использовать современные инструментальные способы, в т.ч. газовую хроматографию, хроматомасс-спектрометрию, хромато-ИК, Фурье-спектрометрию и т.д.
5.4.3. При обнаружении веществ, не имеющих российского норматива, для контроля предлагается временно (до разработки российского норматива) ориентироваться на советы ВОЗ (приложение 6).
5.5. Для выполнения расширенных исследовательских работ воды из распределительной сети составляется список характеристик, рекомендуемых для соответственного шага, с учетом наличия их в обработанной воде, также с учетом предсказуемых веществ, которые могут попадать в воду за счет передвижения из материалов транспортирующих и распределительных конструкций. Не считая того, следует учесть характеристики, отражающие степень санитарного неблагополучия сетей.
5.5.1. Характеристики, характеризующие санитарное состояние сетей, оцениваются не только лишь при сопоставлении с нормативами, да и по превышению их концентраций относительно найденных в воде, выходящей из водопроводной станции.
5.6. Организация, по вине которой происходит загрязнение источника и питьевой воды, обеспечивает разработку и аттестацию нужного способа (с учетом задания на разработку), позволяющего не только лишь держать под контролем вещества в источнике, да и в питьевой воде на стадии производственного контроля.
При подготовке заданий на разработку способа контроля следует ориентироваться на систематизацию веществ по их строению (приложение 2 СанПиН). Сначала способы контроля разрабатываются для веществ 1 и 2 класса угрозы, также веществ 3-го класса угрозы, нормированных по санитарно-токсикологическому признаку вредности. Дополнительными аспектами могут служить величины ПДК.
5.7. В программку расширенных исследовательских работ включают микробиологические и паразитологические характеристики (приложение 7).
Патогенные мельчайшие организмы на стадии расширенных исследовательских работ определяются в источниках, а на выходе из водопроводной сети — только при обнаружении их в источнике.
При уровне колифагов в воде водоисточников ниже нормативного, определенного СанПиН 4630-88 и Методическими указаниями по внедрению ГОСТ 2758-84 (наименее 100 БОЕ), и отсутствии их в питьевой воде, по результатам расширенных исследовательских работ, показатель не врубается в рабочую программку.
При превышении нормативного уровня содержания колифагов в водоисточнике этот показатель вводится в программку производственного контроля с кратностью исследовательских работ более 24 в год.
При наличии клостридий в водоисточнике и повторяющемся их обнаружении в обработанной воде, характеристики вносятся в программку производственного контроля с кратностью 24 в год.
Термотолерантные и общие колиформные бактерии определяются при проведении расширенных исследовательских работ и врубаются в программку производственного контроля с кратностью определения в согласовании с требованиями п.7 СанПиН 2.1.4.559-96.
Исследования на патогенные мельчайшие организмы проводятся лабораториями учреждений СЭН либо других лабораторий, аккредитованных в системе ГСЭН.
При составлении рабочих программ микробиологического контроля частоту определения других характеристик таблицы 1 СанПиН следует устанавливать в согласовании с плодами расширенных исследовательских работ.
6. Муниципальный и ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор за качеством питьевой воды
6.1. Согласно СанПиН к компетенции учреждений ГСЭН относятся советы по выбору характеристик для проведения:
расширенных исследовательских работ хим состава, микробиологической, паразитологической и радиационной безопасности питьевой воды;
анализ материалов о качестве воды источника и критериях,
формирующих его загрязнение;
анализ результатов расширенных исследовательских работ и подготовка предложений по перечню контролируемых характеристик, включаемых в рабочую программку;
согласование рабочих программ;
внесение предложений о воспрещении либо ограничении использования популяцией питьевой воды;
согласование мероприятий по обеспечению свойства воды, соответственного гигиеническим нормативам;
своевременная информация служб водоснабжения и органов местного самоуправления об опасности появления либо наличии опасности появления эпидемически неблагополучной ситуации;
выдача заданий на разработку способов контроля (см. п. 5.3).
6.2. В рабочую программку производственного контроля за источником рекомендуется включать вещества, обнаруженные в источнике при проведении расширенных исследовательских работ на уровне >=ПДК, беря во внимание при всем этом не только лишь средние, да и наибольшие величины.
6.2.1. При определении приоритетных характеристик для внесения в рабочую программку производственного контроля за качеством обработанной питьевой воды к приоритетным следует относить характеристики, отражающие эффективность водоподготовки и вещества 1 и 2 классов угрозы, обнаруженные в обработанной питьевой воде на стадии расширенных исследовательских работ в концентрации >=0,5 ПДК.
6.2.2. В качестве приоритетных характеристик при оценке воды из водопроводной сети врубаются вещества 1 и 2 классов угрозы, обнаруженные при проведении расширенных исследовательских работ в концентрациях >=0,5 ПДК, также характеристики, отражающие санитарное состояние сетей и коррелирующие с выраженностью микробного загрязнения (мутность, хлориды, перманганатная окисляемость, аммонийные соли, нитриты, нитраты, сероводород, фосфаты).
6.3. В рамках воплощения надзорных функций учреждения СЭН анализируют результаты, получаемые из производственных лабораторий. 6.3.1. При анализе результатов, получаемых из производственных лабораторий, обращается внимание на:
соответствие найденных величин нормативным требованиям;
противоречивость приобретенных результатов (в особенности по показателям, регистрируемым в одной пробе), к примеру, повышение перманганатной окисляемости при понижении содержания органических веществ;
улучшение микробиологических характеристик при увеличении мутности и напротив, отрицательной динамике характеристик невзирая на их соответствие требованиям СанПиН и т.д.
6.3.2. При обнаружении противоречивых данных, стойкой отрицательной динамики характеристик, выраженных колебаний их в обработанной воде и, сначала, при превышении найденных уровней по сопоставлению с нормативными величинами, учреждениями СЭН производятся выборочные исследования свойства воды источника, воды на выходе с водопроводной станции и в распределительной сети. При всем этом параллельно пробы отбираются и анализируются организацией, осуществляющей производственный контроль.
6.4. Учреждения СЭН производят контрольные анализы выборочно по программке и в сроки, устанавливаемые ими с учетом санитарно — эпидемической обстановки и по эпидемическим свидетельствам.
6.5. Лабораторный контроль за качеством питьевой воды проводится в лабораториях центров муниципального эпидемиологического надзора всех уровней.
6.6. Анализируя протоколы и отчеты, представляемые производственными лабораториями, также результаты собственных выборочных исследовательских работ учреждения СЭН оценивают опасность и риск здоровью в ситуациях, связанных с потреблением воды, не соответственной требованиям СанПиН.
6.6.1. Сначала учитывается степень превышения норматива и класс угрозы вещества, виды отрицательных эффектов (канцерогенный, мутагенный и др.), зависимость «доза-эффект», «доза-статус» во времени.
6.6.2. Принцип суммации следует использовать только для веществ 1 и 2 классов угрозы, характеризующихся однотипным механизмом токсического деяния (к примеру, нитриты+нитраты, тригалометаны, полихлорированные бифенилы, цианиды+хлор-цианиды+ацетонциан-гидрин и др.), найденных в одной и той же пробе воды.
6.6.3. Для более всераспространенных в питьевой воде загрязняющих веществ можно пользоваться информацией о степени их угрозы, представленной в приложении 6.
6.6.4. Выбор веществ для включения в рабочие программки, создание приоритетных перечней веществ для контроля, определение риска для здоровья населения, разработка способов определения веществ в воде и обоснование новых нормативов могут осуществляться при участии НИИ гигиены и специализированных кафедр мед институтов, включая обозначенные в приложении 8.
6.7. Гигиеническими аспектами для использования альтернативного источника являются: неизменное определение в нем веществ 1 и 2 класса > ПДК, связанное с загрязнением, которое не может быть отлично ликвидировано, и качество воды в источнике, не соответственное требованиям ГОСТ 2761-84, а эффективность водоподготовки недостаточна даже после конфигурации технологии.
6.8. Гигиеническими аспектами для корректировки технологии водоподготовки являются: неизменное присутствие в чистой питьевой воде хим соединений, остаточных уровней реагентов, товаров трансформации природных органических веществ, связанных с процессами обеззараживания воды в концентрациях > ПДК, также обнаружение в воде патогенных микробов и вирусов, цист лямблий.
6.9. Гигиеническими аспектами для ревизии отдельных участков распределительной сети являются неизменное ухудшение свойства воды относительно характеристик воды, подаваемой с водопроводной станции и высочайшая аварийность на сетях.
6.10. Одним из решений при обеспечении безобидного и неопасного водопользования населения, связанным с качеством воды, является установление региональных нормативов.
6.11. В согласовании с Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» региональные нормативы не могут превосходить уровень общегосударственных.
6.12. Региональное нормирование целенаправлено на территориях, отнесенных к зонам чрезвычайной экологической ситуации (ЧЭС), экологического бедствия (ЭБ), курортных зон, также на территориях, где суммарное воздействие веществ 1 и 2 класса угрозы на население через различные объекты среды (включая пищевые продукты) превосходит допустимые дневные дозы (ДСД). По более всераспространенным в питьевой воде токсикантам ДСД указаны в приложении 6.
6.13. Для обоснования региональных нормативов и принятия решений по их обеспечению следует завлекать научно-исследовательские организации, имеющие опыт схожих разработок (приложение 8).
Материалы по обоснованию региональных регламентов должны быть обеспечены квалифицированной независящей экспертизой.
6.14. Лабораторный контроль за качеством питьевой воды по микробиологическим показателям, согласно приказу ГКСЭН Рф от 10.07.96 N 109 «Об утверждении примерной номенклатуры исследовательских работ и измерений для лабораторий учреждений Госсанэпидслужбы», проводится в учреждениях СЭН в согласовании с МУК 4.2.671-97 «Способы
санитарно-микробиологического анализа питьевой воды», воды источников — в согласовании с МУ N 2285-81 «Методические указания по санитарно-микробиологическому анализу воды поверхностных водоемов», МУК 4.2.590-96 «Бактериологические исследования с внедрением экспресс-анализатора Бак Трак 4100».
6.14.1. Определение патогенных микробов производят в лабораториях 2-4 уровня, вирусов — в лабораториях 3-4 уровня.
6.14.2. В системе санитарно-микробиологического контроля свойства питьевой воды различают текущий контроль, критический и контроль по эпидпоказаниям.
Текущий контроль питьевой воды по микробиологическим и паразитологическим показателям осуществляется в рамках муниципального и ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора за качеством питьевой воды в согласовании с разработанными региональными программками на соответственных территориях. Критический санитарно-микробиологический контроль питьевой воды осуществляется лабораториями учреждений СЭН, ведомственными и производственными лабораториями в случае каких-то неожиданных нарушений либо аварий в системе водоснабжения, в итоге которых происходит микробное загрязнение водопроводной воды в распределительной сети. Контроль воды по эпидпоказаниям создают лаборатории учреждений СЭН и ведомственных служб в случае появления подъема заболеваемости населения пищеварительными бактериальными и вирусными инфекциями, уровень которой превосходит среднесезонные характеристики, также при вспышке либо эпидемии аква происхождения.
Критический контроль питьевой воды, также контроль по эпидпоказаниям, подразумевает более нередкие микробиологические исследования, чем установлено по программке.
6.15. Анализ результатов санитарно-микробиологического контроля проводится часто, также по представлении месячных, квартальных, годичных отчетов организациями, ответственными за подготовку питьевой воды.
6.16. При анализе вод источника и по шагам чистки исследуемый объем воды выбирают, исходя из предполагаемого загрязнения для получения изолированных колоний и соответственно количественного результата.
При обнаружении разыскиваемых микробов их число пересчитывают на объем воды, обозначенный в графе «единицы измерения», и выражают в числе колониеобразующих единиц (КОЕ) микробов либо бляшкообразующих единиц (БОЕ) колифагов.
6.17. В случае несоответствия микробиологических характеристик нормативам следует, кроме организации критического отбора проб, проверить соблюдение критерий отбора проб по МУК 4.2.671-97.
6.18. При наличии показаний к исследованию питьевой воды на патогенные бактерии либо вирусы (п.4.3.3) поиск возбудителя определяется эпидемической ситуацией и его циркуляцией в объектах среды данного региона.
6.19. Примечание 2 СанПиН касается оценки ретроспективных данных исследования проб в разводящей сети на территориях, где водопровод обслуживает более 100 тыс. человек населения.
При всем этом отличия от требований СанПиН по показателям «общие колиформные бактерии» и ОМЧ в 5% проб могут быть отнесены к случайным, если они отмечены в единичных, но не в 2-ух поочередно отобранных пробах в одной и той же точке, и при всем этом уровень загрязнения не превысил 2 КОЕ общих колиформных микробов в 100 мл. Не считая того, при ретроспективной оценке дополнительно анализируют случаи превышения 2 КОЕ в 100 мл общих колиформных микробов и эффективность принятых критических мер.
В производственном контроле превышение норматива в 5 % случаев показывает на необходимость предотвращения предстоящего ухудшения свойства питьевой воды в водопроводной сети.
6.20. Вместе с оценкой эпидемической безопасности питьевой воды в сети по индикаторным микробиологическим показателям, к приоритетным следует отнести исчезновение остаточного хлора.
6.21. Метрологическое обеспечение лабораторных исследовательских работ учреждений СЭН.
Работа лабораторий по метрологическому обеспечению контроля за качеством питьевой воды в согласовании с СанПиН проводится согласно приказам Госкомсанэпиднадзора Рф от 7.09.93 N 104 «О метрологической службе Госкомсанэпиднадзора Рф» и от 27.06.96 N 100 «О мерах по укреплению метрологической службы Госкомсанэпиднадзора Рф», ГОСТ Р 51000.3.
6.21.1. При организации и выполнении работы по стандартизации и метрологическому обеспечению измерений и исследовательских работ (определений) в лабораториях учреждений санитарно-эпидемиологической службы нужно соблюдение последующих критерий:
наличие нужной нормативной документации (НД), методические муниципальные эталоны «Вода питьевая», ГОСТы на все используемые хим реактивы, лабораторное стекло, на изготовление смесей и др., также документы методического и организационно-установочного нрава;
соблюдение всех требований к проведению измерений, исследовательских работ (определений) на всех шагах, в согласовании с действующей НД (соблюдение правил отбора, хранения и транспортирования проб;
изготовление четких смесей, питательных сред, установление и проверка титров, соблюдение сроков и правил хранения; ведение документации по отбору проб, проведению исследовательских работ (определений) и измерений и выдача результатов по ним);
ведение учета используемых и находящихся на хранении средств измерений (с НД, регламентирующей требования к применяемым средствам измерений: свидетельства, паспорта, аннотации, правила) и воплощение контроля за корректностью эксплуатации средств измерений в согласовании с действующей НТД.
6.21.2. Поверка средств измерений проводится метрологической службой учреждений госсанэпидслужбы в согласовании с приказами Госкомсанэпиднадзора Рф от 07.10.93 N 104 «О метрологической службе Госкомсанэпиднадзора» и от 21.06.96 N 100 «О мерах по укреплению метрологической службы Госкомсанэпиднадзора Рф»:
ведение учета работы устройств, средств измерений, контроль эффективности их использования с составлением графиков технического обслуживания, монтажа, ремонта лабораторного оборудования, подмены устаревших деталей, устройств, средств измерений (в согласовании с действующей НД и порядком работы лаборатории);
применение журналов, банков и форм в согласовании с приказом, утвержденным Минздравом СССР N 1030 от 04.10.80 «Об утверждении форм первичной документации учреждений здравоохранения»;
проведение аттестации лабораторий (один раз в 5 лет) в согласовании с «Методическими указаниями по аттестации лабораторий», утвержденными ГСЭУ Минздрава СССР от 23.03.83 N 2684-83 и аттестации служащих (один раз в 5 лет) на познание НТД по лабораторному контролю в согласовании с «Временными методическими советами по аттестации служащих санэпидстанций на познание НД по лабораторному контролю», утвержденными ГСЭУ Минздрава СССР от 29.12.82 N 2658-82.
6.22. Аккредитация испытательных лабораторий проводится в согласовании с приказом Минздрава Рф от 18.02.97 N 49 «О мерах по предстоящему совершенствованию работы по аккредитации лабораторий учреждений и организаций Госсанэпидслужбы Рф» и «Системой аккредитации испытательных лабораторий (центров) гос санитарно — эпидемиологической службы РФ», утвержденной постановлением Головного муниципального санитарного доктора РФ и Госстандарта Рф от 23.06.97 N 13/11.
6.22.1. Организация хранения и внедрения хим реактивов в согласовании с «Методическими советами по организации хранения, учета и внедрения хим реактивов в лабораториях санэпидстанций», утвержденными ГСЭУ Минздрава СССР от 10.03.83 N 2674-83 и «Временных методических советов по расходу хим реактивов на проведение главных санитарно-гигиенических исследовательских работ санэпидстанций», утвержденных ГСЭУ Минздрава СССР от 03.09.83 N 2927-83, также приказа Минздрава СССР N 1270 от 15.12.81 «Дополнение к приказу Минздрава СССР от 16.09.69 N 675 «О нормативах употребления этилового спирта мед учреждениями, порядке прописывания, отпуска и учета этилового спирта в лечебно-профилактических учреждениях».
6.22.2. Организация хранения и внедрения бактерийных препаратов в согласовании с Санитарными правилами «Порядок учета, хранения, передачи и транспортирования микробов I — IV групп патогенности», утвержденных Госкомсанэпиднадзором Рф СП 1.2.036-95.
6.22.3. Соблюдение техники безопасности и производственной санитарии в согласовании с «Санитарными правилами по безопасности работ с микробами, часть 1 «Порядок выдачи разрешений на работу с микробами I — IV групп патогенности и рекомбинантными молекулами ДНК» N СП 1.2.006-93.
6.23. Действие документов санитарного законодательства, утвержденных бывшими Минздравом СССР и Госкомсанэпиднадзором Рф на местности Русской Федерации, установлено Постановлением Головного муниципального санитарного доктора РФ N 1 от 13.11.96 «О порядке деяния на местности Русской Федерации нормативных актов, утвержденных бывшим Минздравом СССР и бывшим Госкомсанэпиднадзором Рф в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия».
6.24. Радиационная безопасность питьевой воды определяется ее соответствием нормативам согласно п.4.6.1.5 СанПиН.
6.24.1. Под общей либо суммарной альфаили бета-активностью воды понимается условная активность счетного эталона, приобретенного из контролируемой пробы при помощи регламентированной методики пробоподготовки, численно равная активности назначенного эталона сопоставления при схожих показаниях применяемого радиометра.
6.24.2. В качестве методики пробоподготовки рекомендуется использовать Методические советы ВИМС «Подготовка проб природных вод для измерения суммарной альфаи бета-активности (ВИМС 22.02.1997)» либо другие методики, прошедшие метрологическую аттестацию в органах Госстандарта и утвержденные Минздравом Рф.
6.24.3. Свойства образцов сопоставления употребляются органами Госстандарта при проверке радиометров, созданных для измерения суммарной альфаи бета-активности воды в согласовании с утвержденными методиками поверки.
6.24.4. Измерение суммарной альфаи бета-активности должно проводиться на радиометрах, имеющих последующие свойства: нижний предел энергии регистрируемого альфа-излучения менее 2000 кэВ, нижний предел энергии регистрируемого бета-излучения менее 50 кэВ, нижний предел измерения альфа-активности для установленных образцов сопоставления менее 0,02 Бк, бета-активности — менее 0,1 Бк.
6.24.5. Радиометры, применяемые для измерения суммарной альфаи бета-активности, должны быть обеспечены методиками измерения, прошедшими метрологическую аттестацию в органах Госстандарта и утвержденными Минздравом Рф.
6.24.6. Рекомендуется использовать радиометры NRR, УМФ-2000 и подобные, снабженные методиками измерений (методика измерений суммарной альфаи бета-активности сухих остатков аква проб при помощи пропорционального счетчика NRR-610 ВИМС, 19.03.1997; приложение 5а).
7. Возможность чистки и обеззараживания питьевой воды
Технические и технологические мероприятия по обеспечению выполнения требований СанПиН
7.1. СанПиН в п. 3.2. устанавливает: «Количество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям реальных Санитарных правил». При оценке водопроводных станций к работе с учетом СанПиН нужно исследовать состояние сооружений, коммуникаций и оборудования.
7.1.1. На первом шаге инспектируют наличие нужных документов, к числу которых относятся:
лицензия по эксплуатации наружных систем водоснабжения, источники водоснабжения, гидротехнические сооружения, водопроводные очистные станции (внутренних систем водоснабжения), системы водоснабжения построек (Постановление Русской Федерации от 02.11.95 N 1073 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации инженерных систем городов и населенных пт»);
свидетельство об аттестации лабораторий;
гигиенические сертификаты (гигиенические заключения) на продукцию, применяемую водопроводом в процессе изготовления питьевой воды, которая находится в контакте с питьевой водой (реагенты, материалы, применяемые в сооружениях и т.п.; Система сертификации ГОСТ Р;
технологические карты, содержащие технические характеристики работы сооружений;
СанПиН 2.1.4.559-96. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль свойства;
СанПиН 2.1.4.027-95. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого предназначения;
СанПиН N 4630-88. Охрана поверхностных вод от загрязнения;
техно документация на каждый элемент системы водоподготовки;
схема водопроводных сетей с описанием их технического состояния, точки отбора проб, план мероприятий при катастрофах и форсмажорных ситуациях.
7.1.2. 2-ой шаг предугадывает оценку эффективности работы водопроводов с учетом новых требований свойства питьевой воды и состава воды водоисточника. Этот шаг целенаправлено скооперировать с шагом расширенных исследовательских работ, которые обхватывают все периоды года.
В процессе проверки устанавливают эффективность работы сооружений по отношению к загрязнениям, найденным в воде водоисточника, выбирают лучший режим чистки, который фиксируют в технологических картах (допускаемые скорости движения воды по сооружениям, частота промывок сооружений, дозы реагентов), оценивают стабильность свойства питьевой воды в разводящей сети городка. При невозможности обеспечения свойства воды, установленного СанПиН, разрабатывают план мероприятий,
направленных на обеспечение свойства воды, удовлетворяющего требованиям СанПиН.
7.1.3. 3-ий шаг содержит план перевода водопровода на работу в согласовании с СанПиН: от включает переоборудование отдельных сооружений (когда это нужно), получение реагентов с сертификатами соответствия и гигиеническими сертификатами, переоснащение лабораторий, обучение персонала всех подразделений и цехов работе в новых критериях, получение нужных лицензий, свидетельств об аттестации и т.п.
В план мероприятий допускается включение строительства либо реконструкции сооружений в тех случаях, когда имеющиеся мощности не обеспечивают удаление из воды специфичных ядовитых примесей, размеренно присутствующих в воде водоисточника. Соответственное обоснование с финансовыми расчетами направляют на утверждение и финансирование в органы местного самоуправления сразу с рабочей программкой.
7.2. При обработке воды из поверхностного либо грязного источника нужная степень осветления и режим обеззараживания определяются в итоге особых исследовательских работ. Эта работа производится сразу с исследованием свойства воды источника в согласовании с ГОСТ 2761-84.
7.3. Мероприятия, рекомендуемые при использовании поверхностных водоисточников.
7.3.1. При подготовке водопроводов, базирующихся на поверхностных водоисточниках, обращают повышенное внимание на:
необходимость полного и всестороннего обследования состава воды водоисточника;
обнаружение и включение в рабочую программку производственного контроля хим веществ, не контролируемых ранее на водопроводной станции;
доказательство, на шаге расширенных исследовательских работ, размеренного присутствия этих веществ в воде в разные сезоны года и возможность их извлечения принятой технологией водоподготовки.
7.3.2. При обнаружении размеренного присутствия в воде органических веществ, для чистки могут быть применены сорбционный (с применением гранулированных и пылеобразных углей) и сорбционно-окислительный способы, нашедшие обширное применение в технологии водоподготовки в критериях очень грязного водоисточника.
7.3.2.1. Запахи, привкусы, оксибензолы, СПАВ, нефтепродукты, амины, хлорорганические соединения, специальные запахи и привкусы товаров автолиза планктона, рыбы, плесени и т.п. убирают озонированием с следующей фильтрацией через активированный уголь.
7.3.3. Внедрение сорбционно-окислительного способа для определенного водопровода, с учетом специфичных загрязнителей в воде водоисточника, просит проведения проектно-изыскательных работ и привязки технологических решений к условиям действующих сооружений и качеству воды водоисточника.
7.3.4. При обнаружении в водоисточнике специфичных примесей неорганической природы проводят оценку эффективности их удаления на действующих очистных сооружения.
В тех случаях, когда загрязняющие вещества относятся к элементам с переменными валентностями (железо, марганец, сероводород, хром, медь и т.п.), применение озона также возможно окажется действенным. При всем этом требуется детализированный выбор критерий их удаления из воды в согласовании с «Методическими советами по применению озонирования и сорбционных способов в технологии чистки воды от загрязнений природного и антропогенного происхождения» (1995).
7.3.5. Окислительно-сорбционный способ очень эффективен для обеззараживания воды в отношении коли-индекса и общего микробного числа. Проверку способа с целью оценки эффективности обеззараживания воды по микробиологическим показателям, приведенным в табл.1 СанПиН, делают на каждом водопроводе дополнительно.
7.3.6. При согласовании поверхностного источника III классу в неотклонимом порядке должно быть предвидено дополнительное осветление воды, что обозначено в ГОСТ 2761-84.
7.3.6.1. Глубочайшего осветления и обесцвечивания воды добиваются применением флокулянтов, увеличением доз коагулянта, соответствующей точной (по регламенту) эксплуатацией фильтровальных сооружений, при наивысшем понижении проскока хлопьев коагулянта в фильтрат.
7.4. Мероприятия, рекомендуемые при использовании подземных водоисточников.
7.4.1. при подготовке водопроводов, базирующихся на подземных водоисточниках, обращают повышенное внимание на стабильность подземной воды в течение последних 3 лет и наличие хим либо микробных загрязняющих агентов. В этом случае, когда разработка принятой чистки соответствует классу источника, эксплуатация должна соответствовать требованиям технологических карт по эксплуатации сооружений водопровода.
7.4.2. При обнаружении загрязнения подземного водоисточника принимают конструктивные меры по понижению содержания загрязняющих веществ по ПДК:
способом смешивания с водами других водоносных горизонтов, не содержащих этот загрязнитель; смешением с питьевыми водами поверхностных водоисточников; за счет исключения скважины из эксплуатации; переход на скважины незагрязненных водоносных горизонтов.
7.4.3. Все эксплуатируемые и запасные скважины, расположенные в зонах вероятного загрязнения, подлежат герметизации. Не подлежащие эксплуатации скважины должны быть затампонированы.
7.4.4. Условия эксплуатации водозаборных сооружений подземных источников водоснабжения указаны в Правилах технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных мест (1979).
Требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения установлены в СанПиН 2.1.4.027-95 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого предназначения».
8. Определения и определения
Фенольный индекс — обобщенный показатель, включающий группу летучих алкилфенолов (оксибензолов, содержащих в молекуле метильные, этильные и т.д. группы), реагирующих с 4-ААП. В эту группу входят:
обычный оксибензол (карболовая кислота), крезолы, ксиленолы и некие их изомеры, содержащие в пара-положении карбоксильную, гидроксильную, метаксильную группы, сульфогруппы и галогены.
Нефтепродукты — сумма неполярных и малополярных углеводородов, растворимых в гексане, т.е. сумма алифатических, ароматичных, алицик лических углеводородов, составляющих основную часть нефти.
СПАВ (синтетические поверхностно активные вещества) — хим соединения, растворенные либо диспергированные в воды, понижающие поверхностное натяжение воды.
Мутность — наличие нерастворимых веществ, снижающих прозрачность воды.
Мутаген — вещество, способное вызвать генетические конфигурации в живых организмах.
Канцероген — вещество, способное вызвать злокачественную опухоль (рак) у человека, животного.
Органолептические характеристики — характеристики воды, воспринимаемые органами эмоций.
ПО (перманганатная окисляемость) — концентрация кислорода, соответственная количеству иона перманганата, потребляемого при обработке данным окислителем в определенных критериях определенной пробы воды.
Свободный хлор — хлор, присутствующий в воде в виде хлорноватистой кислоты, ионов гипохлорита либо растворенного простого хлора.
Связанный хлор — часть общего хлора, присутствующего в воде в виде органических и неорганических хлораминов.
ДСД (допустимая дневная доза) — количество вещества, поступающее в человеческий организм из всех сред, в пересчете на массу тела (мг/кг массы тела), которое может потребляться раз в день в протяжении всей жизни без приметного риска для здоровья.
ВОЗ — Глобальная Организация Здравоохранения при ООН.
МАИР — Международное агентство по исследованию рака.
Систематизация МАИР:
1 — агент является канцерогенным для человека;
2А — агент, возможно, является канцерогенным для человека;
2Б — агент, может быть, является канцерогенным для человека;
3 — агент не классифицируется как канцерогенный для человека;
4 — агент, возможно, не является канцерогенным для человека.
Общие колиформные бактерии — грамотрицательные, не образующие спор палочки, продуцирующие альдегид на дифференциальных лактозных средах, не владеющие оксидазной активностью, ферментирующие лактозу либо маннит с образованием кислоты и газа при температуре 37 град. в течение 24-48 ч.
Термотолерантные колиформные бактерии — бактерии, владеющие всеми признаками общих колиформных микробов и способные ферментировать лактозу до кислоты и газа при температуре 44 град. С в течение 24 ч.
Указывают на не так давно попавшее в воду фекальное загрязнение.
ОМЧ — общее число микробов — мезофильных аэробов и факультативных анаэробов, способных создавать на питательном агаре колонии при температуре 37 град.С в течении 24 ч.
Споры сульфитредуцирующих клостридий — бактерии, редуцирующие сульфит натрия на железосульфитном агаре при температуре 44 град.С в течение 18-24 ч. Устойчивы к факторам среды, к обеззараживающим агентам.
Колифаги — бактериальные вирусы, способные лизировать пищеварительную палочку и сформировывать зоны лизиса (бляшки) через 18 +2 ч. при температуре 37 +1 град. С на ее газоне на питательном агаре.
БОЕ — бляшкообразующие единицы.