РЕАКТИВНО-ТУРБИННОЕ БУРЕНИЕ
Этот способ бурения впервые был предложен и разработан P. A. Иоаннесяном, М. Т. Гусманом в 1949 г. и предназначен для бурения скважин большого диаметра (394- 2600 мм и более). Во ВНИИБТ разработан нормальный ряд РТБ.
Двухтурбинный бур (рис. 22.10) состоит из двух турбобуров, соединенных с помощью грузов-утяжелителей, стяжек и траверсы в монолитную напряженную конструкцию. При работе долота разрушают породу забоя скважины за счет планетарного движения. Например, бур РТБ-394 с использованием долот диаметром 190,5 мм бурит ствол скважины диаметром 394 мм.
Опыт показал, что вращение бура вокруг оси скважины с помощью реактивных сил обеспечивается лишь при диаметре более 760 мм (левое вращение). Буры меньшего диаметра следует медленно вращать ротором. По данным Г. И Булаха, агре-
гат РТБ при правильной эксплуатации обеспечивает вертикальность и прямолинейность скважины большого диаметра даже в сложных геологических условиях. Используются стандартные турбобуры типа Т12МЗБ диаметрами 172, 195 и 240 мм, а также специальные Т12РТ и РТБ-240. Длина указанных буров в зависимости от их диаметра составляет 11,2— 12,1 м при массе 6,4-9,б т. Закачиваемая в бурильную колонну промывочная жидкость в траверсе РТБ распределяется на два равных параллельных потока. При бурении скважины породу забоя разрушают периферийные венцы шарошечных долот. Планетарный характер движения долот по забою скважины обусловливает формирование повышенных деформаций изгиба и скалывания при взаимодействии зубьев долота с породой. Это увеличивает эффективность разрушения горных пород и, следовательно, способствует повышению механической скорости. Частота вращения бура ротором в зависимости от крепости и абразивности горных пород составляет от 8-10 до 90-100 об/мин. При бурении скважин большого диаметра необходимо дополнительно применять специальные шламо-сборники, устанавливаемые над РТБ.