БУРЕНИЕ ВИНТОВЫМИ (ОБЪЕМНЫМИ) ДВИГАТЕЛЯМИ
Винтовые двигатели (рис. 22.11), применяемые за рубежом, представляют собой обращенные винтовые насосы с однозаходным винтом. Они имеют характеристику, близкую к характеристике турбобуров, незначительно уступая им по мощности. Например, двигатель «Дайна Дрилл» диаметром 197 мм при расходе жидкости 28 л/с имеет частоту вращения 320 об/мин, вращающий момент 1300 Н м, мощность 42 кВт и перепад давления 17 МПа, что приблизительно соответствует характеристике турбобура А7Н4С.
В отличие от двигателя «Дайна Дрилл» в отечественных двигателях применен многозаходной винтовой механизм, который одновременно является объемным двигателем и планетарным редуктором. Ротор и статор представляют собой как бы пару зубчатых колес внутреннего зацепления. Зубья расположены по винтовой линии, поэтому ротор можно рассматривать как многозаходной винт, а статор — как многоза — ходную гайку, имеющие разные шаги. Число зубьев (заходов) статора на один больше, чем у ротора. Ротор располагается в статоре наклонно и полностью разделяет входную и выходную полости двигателя. Буровой раствор, поступая под давлением в замкнутый объем, давит на поверхность ротора и заставляет его обкатывать поверхность статора, совершая планетарное движение.
Таким образом, под давлением жидкости образуются и замыкаются камеры, через которые промывочная жидкость, как через шлюзы, проходит двигатель, формируя на роторе вращающий момент и мощность. С помощью шарниров последние преобразуются во вращательное движение шпинделя, который по назначению и устройству аналогичен шпинделю турбобура.
Целесообразность применения винтового двигателя для создания забойного гидравлического вращателя объясняется следующими основными преимуществами:
Рис. 22.11. Конструкция винтового забойного двигателя типа Д: 1 — статор; 2 — ротор; 3 — шарнир; 4 — карданный вал; 5 — шарнир; 6 — шпиндель; е — эксцентриситет |
1) отсутствие клапанных и золотниковых распределителей потока жидкости;
2) трение в паре ротор-статор характеризуется в основном качением, так как в точках контакта рабочих органов имеют место мгновенные скольжения;
3) непрерывное изменение положения линии контакта рабочих органов при вращении ротора позволяет потоку промывочной жидкости удалять абразивные частицы, попадающие в камеры и шлюзы.
Условия создания шлюзов в паре ротор-статор объемных двигателей следующие:
число зубьев или заходов статора должно быть на единицу больше, чем число зубьев ротора
отношение шага статора Г к шагу ротора f должно быть пропорционально отношению числа зубьев, т. е.
МДДрА |
Рис. 22.12. Рабочая характе — ристика винтового двигателя при постоянном расходе жидкости (О = const) |
T/t = zi/z2]
(z2/zi = і — кинематическое отношение механизма).
Винтовой механизм с многозаходовым ротором выполняет роль двигателя и одновременно понижающего редуктора, передаточное число которого пропорционально заходности ротора.
Характеристика винтового двигателя отличается от характеристики турбобура (рис. 22.12). Теоретически частота вращения его пропорциональна расходу промывочной жидкости и не зависит от вращающего момента. По мере роста перепада давления увеличивается крутящий момент на долоте:
(22.32) |
М = ДрдУг|/2я,
где Ард — перепад давления в двигателе; V — объем полостей винтового двигателя; г) — КПД.
Практически вследствие значительного трения в двигателе и утечек раствора вращающий момент не прямо пропорционален перепаду давления, а частота вращения несколько уменьшается по мере роста вращающего момента, но гораздо меньше, чем у турбобура. В объемном двигателе при повышении крутящего момента давление продолжает расти, пока не сработает предохранительный клапан или раствор, огибая резиновые элементы статора, не начнет проходить частично на забой. При этом снизится и частота вращения. Теоретически частота вращения
(22.33) |
п = 60Q/V,
где О — подача бурового раствора, дм3/с; V — объем полостей двигателя, дм3.
В винтовом двигателе энергия частично теряется на преодоление гидравлических сопротивлений, трение ротора о статор, трение в шпинделе, деформирование резины статора.
Поэтому общий начальный КПД в режиме максимальной мощности винтовых двигателей составляет 48-55 %. При этом мощность винтового двигателя
N = ДрдОть (22.34)
Стойкость статора в среднем составляет 30-50 ч (редко до 180 ч). При бурении объемными винтовыми двигателями в твердых породах проходка на долото увеличивается более чем в 2 раза, а в мягких — на 20-50 % по сравнению с турбинным бурением: механическая скорость ниже на 20-25 % в обоих случаях. Этот способ применяется при бурении вертикальных и наклонных скважин. Он дает возможность контролировать отработку долота по изменению крутящего момента, поскольку одновременно с ростом момента увеличивается и давление на стоянке.
Так, при изнашивании опор долота в условиях постоянной осевой нагрузки момент и давление на стоянке увеличиваются, при изнашивании зубьев долота — уменьшаются.
Винтовой двигатель менее чувствителен к уменьшению диаметра ствола, что в сочетании с меньшим перепадом давления в нем делает его более перспективным для бурения глубоких скважин.