Солнечная электростанция 30кВт - бизнес под ключ за 27000$

15.08.2018 Солнце в сеть




Производство оборудования и технологии
Рубрики

БУРЕНИЕ ЭЛЕКТРОБУРОМ

В 1956-1957 гг. в СССР было начато серийное производство электробуров для бурения на нефть и газ. Кон­структивная схема электробуров первых серийных выпусков в основном сохранена и в современных электробурах. Со­временный электробур представляет собой забойную маши­ну, состоящую из электродвигателя и шпинделя (рис. 22.13). Для уменьшения скорости вращения вала между электродви­гателем и шпинделем может быть вмонтирован редуктор — вставка. Корпус электробура приспособлен, как и у турбобу­ра, для захвата его элеватором и для соединения с бурильной колонной. К нижнему концу вала шпинделя присоединяется долото.

Параметрический ряд электробуров включает семь диа­метров: 164, 170, 185, 215, 240, 250 и 290 мм. Длины электро­буров колеблются от 10 до 14 м. Обозначения электробуров, например, Э164-8 расшифровываются следующим образом: Э — электробур; 164 — диаметр корпуса, мм; 8 — число полюсов электродвигателя. В конце шифра могут стоять буквы М — мо-

БУРЕНИЕ ЭЛЕКТРОБУРОМ

Рис. 22.13. Конструкция электробура:

1 — контактный стержень; 2 — переводник; 3 — резиновая диафрагма компенса­ции двигателя; 4 — поршень компенсатора; 5, 31 — пружины; 6 — цилиндр ком­пенсатора; 7 — соединительный корпус двигателя; 8, 19_- верхний и нижний сальники двигателя соответственно; 9 — верхний клапан двигателя; 10, 17 — верхняя и нижняя части обмотки статора; И — вал двигателя; 12 — пакет магни­топроводной стали статора; 13 — корпус статора из немагнитопроводного мате­риала; 14 — пакет немагнитопроводной стали; 15, 18 — промежуточный и ниж­ний подшипники двигателя соответственно; 16 — секция ротора двигателя; 20 — клапан; 21 — нижний соединительный корпус; 22 — корпус шпинделя; 23 — втул — ка; 24 — зубчатая муфта; 25 — клапан; 26, 32 — верхний и нижний радиальные под шипники соответственно; 27 — упорный подшипник; 28 — наружная обойма распределителя осевой нагрузки; 29 — внутренняя обойма; 30 — поршень ком­пенсатора шпинделя; 33 — пробка; 34 — сальник шпинделя; 35 — вал шпинделя; 36 — переводник на долото

дернизация и Р — электробур с редуктором-вставкой. Шпин­дель обозначается как Ш164.

В электробуре применен маслонаполненный трехфазный асинхронный электродвигатель, размещенный в трубном кор­пусе. Статор двигателя собран в цилиндрических корпусах, со­единенных между собой конической резьбой. В корпусе стато­ра запрессованы чередующиеся между собой пакеты из немаг­нитной и магнитной стали. В пазах статора размещена стерж­невая обмотка, верхние концы которой соединены с контакт­ным стержнем, соединяющим ее с системой токопровода.

Ротор двигателя выполнен секционным и многоопорным. Длина магнитопровода каждой секции в зависимости от диа­метра двигателя принята в пределах от 400 до 500 мм. Вели­чина зазора между статором и ротором составляет 0,4-0,6 мм, что обеспечивает достаточную надежность работы двигателя с учетом начального эксцентриситета осей статора и ротора, износа подшипников и жесткости вала. Вал электродвигателя, имеющий по всей длине одинаковый диаметр, установлен на шарикоподшипниках, опирающихся непосредственно на рас­точки немагнитопроводных пакетов статора. Осевая опора ротора выполнена в виде двухрядных шариковых подшипни­ков, установленных на нижнем конце вала и рассчитана на усилие только от массы ротора. Нижний конец вала электро­двигателя соединяется при помощи зубчатой муфты и шар­нирной уплотняющей втулки с валом шпинделя или редукто — ра-вставки. Внутренняя полость двигателя заполнена электри­чески нейтральным маслом.

Маслонаполненный (смазочное масло) шпиндель служит для восприятия реакции забоя при создании нагрузки на долото.

Буровой раствор проходит через электробур к долоту по центральному каналу в валах двигателя и шпинделя. С помо­щью лубрикатора поддерживается давление масла на 0,1-0,3 МПа больше давления раствора в скважине.

Электрическая энергия, подаваемая на буровую по линии электропередач, поступает в распределительное устройство высокого напряжения. Отсюда энергия через понижающий трансформатор и станцию управления по наружному кабелю подается на токоприемник. Последний передает энергию на кабель, расположенный внутри бурильных труб. По кабелю энергия поступает к электробуру и преобразуется в механи­ческую энергию вращения долота. Кнопки и приборы управ­ления вынесены на пульт, с которого бурильщик управляет работой электробура. Для спуска бурильной колонны в про­цессе бурения служит автоматический регулятор подачи.

Электроэнергия передается электробуру по двух — или трех­жильному кабелю с резиновой изоляцией, расположенному внутри бурильных труб типа ЭБШ.

Частота вращения электробура находится в пределах от 750 до 440 об/мин. Для разбуривания большой группы мягких и средней твердости пород, особенно залегающих на больших глубинах эти частоты вращения велики. Поэтому на практике частоту вращения снижают путем уменьшения частоты тока питания электробура от 50 до 20-26 Гц и применением редук­тора. Первый путь не эффективен, так как не сопровождается соответствующим повышением крутящего момента. Использо­ванием одной или двух редукторних вставок с передаточным отношением 1:2 между электродвигателем и шпинделем удает­ся повысить вращающий момент и снизить частоту вращения в 2-4 раза при уменьшении мощности лишь на величину N(1 — гір), где N — мощность электродвигателя, г|р — КПД редуктора.

Технические характеристики электробуров приводятся в табл. 22.3.

Мощность на долоте при бурении электробуром определя­ется выражением

А’до) = (Л/,, — ДіУт)т|Г|р — ДГХШ — Рцсіл, (22.35)

где Л/п — мощность, потребляемая электробуром от сети; ANT — потери мощности в токопроводе; ті = 0,55-0,75 — КПД элек­тродвигателя; Л/х. ш — мощность на холостое вращение шпин­деля; Р — осевая нагрузка на долото; ц — условный коэффици­ент трения в упорном подшипнике; в. — внутренний диаметр упорного подшипника; п — частота вращения вала шпинделя. Коэффициент передачи мощности на забой

Кы = Мф)/Ып.

Мощность, реализуемая на долоте, может быть выражена через осевую нагрузку Р и удельный момент МуА:

А/д = N0 + МудРл, (22.36)

где Ы0 — мощность на вращение долота при отсутствии осевой нагрузки.

Момент на долоте

Мд = М, + МУДР, (22.37)

где М, — момент на долоте при отсутствии нагрузки.

При выборе режима бурения добиваются более полного использования мощности электробура, т. е.

мА * Ммз), Км = МА/МА{Э) * 1.

Переда­

точное

число

редукто­

ра

вставки

3.0

3.0 3,13

1 3,13

Масса,

т

«юіоо§оої2о>счсоо> іо со м сі ец —’ со со —’

кпд

СЧЮ СЧ [2 й —

оооо0-0-о

Вращающий момент, Н м

я і *

І 8 И

11000

7500

7600

5500

3600

2400

2400

12000

10500

4000

4000

номи­

наль­

ный

5100

3320

2970

2500

1800

1100

1100

6150

4650

2000

2000

Ско­

рость

враще­

ния

вала,

об/мин

ююоо<оюю©оо©

»ог*-а>сог*-о>сосолсчсч

Сила тока, А

холосто­го хода

121

107

107

95.5 93

78.6 80,0

рабочего

хода

165

160

144

131

130

83,6

87.5 112 102 63

61.5

Номи­

нальное

напря­

жение,

В

1750 1650 ‘ 1700 1550 1250 1300 1300 1400 1350 930 1000

Номи­

нальная

мощ­

ность,

кВт

Длина,

м

14,02

13,0

13.4 13,93

12.5 12,145 12,305 14,78 15,545 12,925 14,09

Тип

электро­

бура

Э290-12

Э250-8

Э240-8

Э215-8М

Э185-8

Э170-8М

Э164-8М

Э240-8Р

Э215-8МР

Э170-8Р

Э164-8МР

а*

я

<

ю

н

БУРЕНИЕ ЭЛЕКТРОБУРОМ

Характеристика двигателя электробура представлена на рис. 22.14. Асинхронный двигатель длительное время может работать в режиме номинальной мощности 7УН0М и в области пу < л, < пх при моменте М0 < М < Мном, где М] — момент со­противления в опорах двигателя, шпинделя, редуктора. Изме­няя осевую нагрузку на долото 0 < Р, < Ртах, можно изменять частоту вращения и в более широких пределах: от л, до люах. Момент при этом также изменяется от М0 + М, до Мтах. В режиме Мном электробур также может работать длительное время. Двигатель электробура обладает довольно большой пе­регрузочной способностью по мощности (до 50 %), что позво­ляет без остановки вращения преодолевать резкие изменения нагрузок на долото при чередовании пород по твердости и неравномерной подаче.

Поскольку мощность в цепи питания изменяется по мере увеличения или уменьшения нагрузки и момента на долоте, при бурении электробуром удобно контролировать отработку долот, проводить различные исследования буровых долот в режиме бурения, оперативно устанавливать оптимальный ре­жим.

Чтобы предупредить чрезмерное повышение пускового тока и заклинивание нового долота, электробур включают, пока он не дошел до забоя (сужения). При опасности зависания бу­рильная колонна медленно вращается ротором (5-30 об/мин).

При бурении электробуром возможно применение в каче­стве очистного агента любого бурового раствора, аэрирован­ных жидкостей, пены, сжатого воздуха и природного газа.

На забое можно использовать гидромониторный эффект, но гидравлические сопротивления в трубах ЭБШ выше, чем в обычных трубах, вследствие наличия внутри труб кабеля и устройств для его подвески. Поэтому при одинаковых услови­ях может быть реализован меньший перепад давления.

Преимущества электробура по сравнению с турбобуром следующие:

двигатель электробура имеет более высокий КПД, может обеспечить передачу на долото достаточно больших мощностей и крутящего момента при приемлемых соотношениях М/п;

электробур проще управляется с поверхности, обеспечива­ет применение систем телеконтроля при направленном буре­нии, бурении горизонтальных и многозабойных скважин;

упрощается автоматизация и оптимизация процесса буре­ния.

Объем бурения скважин электробурами в СНГ в послед­ние годы стабилизировался и составляет несколько сотен ты­сяч метров в год, причем этим способом в основном бурят в Башкирии и на Украине, где имеются хорошо оснащенные базы ремонта. Применяется он также в Туркмении и незна­чительно в Азербайджане.

Достигнутый уровень показателей механического бурения электробуром несколько выше показателей турбинного буре­ния: больше проходка на долото и рейсовая скорость.

Основные затруднения при проводке скважин электробу­ром связаны с усложнением наземного и забойного оборудова­ния, бурильной колонны, недостаточно высокой надежностью токопровода, созданием ремонтных служб, а более высокими требованиями к квалификации обслуживающего персонала.

Комментарии запрещены.