РЕЖИМ БУРЕНИЯ
Разрушение горной породы на забое скважины представляет собой сложный энергетический процесс.
Доля мощности непосредственно на разрушение породы на забое составляет несколько процентов от подведенной (по данным А. И. Спивака, 2-15 %), а физический КПД, определяемый по расходу энергии на образование новой свободной поверхности частиц шлама, еще меньше (по данным Л. А. Шрейнера, около 0,01 %).
Эффективность разрушения горных пород при проводке скважины зависит от комплекса факторов: осевой нагрузки на долото Р, частоты вращения долота п, расхода жидкости О
Рис. 22.15. Взаимосвязь первичных и вторичных параметров |
I I 1 3 & аз г I § * з- 5 0 1 |
|
|
и параметров бурового раствора р, Т, В, типа долота, геологических условий, механических свойств пород. Выделяют параметры режима бурения (Р, п, О, р, Т, В), которые можно изменять с пульта бурильщика в процессе работы долота на забое, и факторы, установленные еще в стадии проектирования строительства скважины, отдельные из которых нельзя оперативно изменять.
Определенное сочетание параметров и факторов, при которых ведется механическое бурение скважины, называется режимом бурения.
Под режимом бурения можно также понимать комплекс регулируемых (субъективных) факторов, определяющих условия и эффективность работы породоразрушающего инструмента на забое скважины. Каждый из этих факторов называется режимным параметром.
Взаимосвязь первичных и вторичных параметров может быть представлена в виде схемы, показанной на рис. 22.15.
Сочетание режимных параметров, обеспечивающее наилучшие показатели работы долота и необходимое качество буровых работ с использованием имеющегося оборудования, называется оптимальным режимом.
Оптимизация процесса бурения — поиск, выявление, обоснование оптимального режима. Показатель, по которому оценивается эффективность технологического режима, называется критерием.
Технологу-буровику следует знать следующие критерии.
1. Механическая скорость проходки ум = Лд/тд, где Лд — проходка на долото, м; хА — время работы долота (стойкость), ч. Это
форсированный режим (по B. C. Федорову). Им пользуются при небольших глубинах.
2. Проходка на долото Лд. В этом случае стремятся к наиболее полному использованию ресурса долота:
ХА
Л» = f v„dtA ; т. = ,
A J М А ‘ А пЬпс ‘
О *ДП
где а — коэффициент, зависящий от конструкции, вооружения и типа долота; Ь, с — показатели степени, зависящие от абразивности породы и промывочной жидкости, степени очистки забоя, изменяющиеся в пределах от 1 до 1,5. Критерий определяется зависимостью
ТА *А
К = 1 = I voe Иа(^ха = — тО — е~*,А). (22.38)
0 0 к
где Voe’*’A = vM, v0 — начальная механическая скорость проходки, м/ч; к — коэффициент, характеризующий скорость износа долота; е — основание натуральных логарифмов.
Для шарошечного долота показателями конечной стадии его отработки являются резкое снижение механической скорости от первоначальной величины при износе вооружения долота или резкое повышение крутящего момента при износе опоры.
3. Рейсовая скорость проходки выражается формулой
ур = Лр/(тб + тсп), (22.39)
где Лр — проходка за рейс; тб — продолжительность механического бурения; тсп — продолжительность спускоподъемных операций со вспомогательными работами.
4. Удельные эксплуатационные затраты на 1 м проходки
Сд+Сч(тб+тСп ) с = , (22.40)
А
где Сд — цена долота, руб.; Сч — эксплуатационные затраты за
1 ч работы буровой, руб.; Лд — проходка на долото, м.
График изменения скорости бурения, рейсовой скорости и удельных эксплуатационных затрат в зависимости от продолжительности бурения в рейсе приведен на рис. 22.16.
Правильным подбором технологических режимов бурения должно быть обеспечено решение двух основных задач:
1) проведение скважины по заданной траектории до проектной глубины и выполнение геологического задания;
Рис. 22.16. Зависимости механической ц, (/), рейсовой гр (.2) скорости бурения и удельных эксплуатационных затрат О, (.3) от продолжительности бурения в рейсе т«
2)
Ур»0м»^м |
производство буровых работ с наилучшими и техникоэкономическими показателями, т. е. в сжатые сроки и с наименьшими экономическими затратами.
Продолжительность работы породоразрушающего инструмента при достижении минимума удельных эксплуатационных затрат можно назвать наиболее экономически выгодной.
Если не учитывать стоимость инструмента, то наиболее выгодное время совпадает с оптимальным, определенным по критерию максимума рейсовой скорости.
Каждый параметр влияет на эффективность разрушения горных пород, причем влияние одного параметра зависит от уровня другого, т. е. наблюдается взаимовлияние факторов.