ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРИ ВОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность».
Закон РФ «Об охране окружающей среды», ст. 33
13.1. Принципиальные основы экологической экспертизы
Государственная экологическая экспертиза представляет собой комплекс действий, осуществляемых государственными органами и экспертными комиссиями с целью проверки и оценки соответствия объекта экспертизы, его хозяйственной или иной деятельности требованиям охраны окружающей природной среды и экологической безопасности.
Комплекс экспертных действий включает в себя прежде всего рассмотрение и оценку проектов планов, предплановой, проектносметной, нормативно-правовой и иной документации, а также технологий, техники, материалов и веществ с позиции их соответствия правилам, нормативам и экологическим нормам на различных стадиях хозяйственной деятельности.
Принципы государственной экологической экспертизы впервые были сформулированы и закреплены в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды». Важнейшим из них является принцип обязательности проведения экологической экспертизы до принятия решения о хозяйственной деятельности.
Обязательность проведения экспертизы усиливается положением о финансировании и осуществлении работ по проектам и программам, которые проводятся лишь при наличии положительного экспертного заключения.
В целом перечень принципов и объектов экспертизы можно представить в виде следующей схемы:
Принципы
Обязательность Научная обоснованность Независимость Вневедомственность Законность проведения Гласность
Участие общественности Ответственность
Объекты
Проекты программ Проекты строительства Проекты размещения Техника и технология Сырье и материалы Продукция Химические вещества Проекты стандартов, технических и правовых норм
Согласно принятым принципам, любая экологическая экспертиза включает научную и административно-правовую стороны. Экспертные оценки являются итогом научно-исследовательского процесса, который должен производиться квалифицированными учеными экспертами на современном научно-техническом уровне с использованием новейших форм и методов исследования. Результаты исследований должны не только фиксировать нарушения экологических норм, но и оценивать последствия, давать рекомендации и прогнозы по наиболее эффективному решению выявленных проблем.
Административно-правовая сторона проявляется в том, что экспертиза опирается на соответствующую нормативную базу, законы, административные методы контроля. В соответствии с законодательством ответственность, в том числе и уголовную, несут как должностные лица и граждане за невыполнение требований заключения экспертной комиссии, так и члены комиссии за правильность и обоснованность заключения. Выводы экспертной комиссии могут быть обжалованы в суде или арбитражном суде.
Еще одна принципиальная сторона государственной экологической экспертизы связана с гласностью и участием общественности. Это обеспечивает доступность информации о ходе и результатах экспертизы, принятых решениях, а также возможность доведения позиции общественности до органов, принимающих решение. Важным моментом является возможность осуществления общественной экологической экспертизы, проводимой по инициативе общественных организаций и научных коллективов с формирова-
ниєм самостоятельных экспертных комиссий. Заключения таких комиссий могут стать юридически обязательными после их утверждения органами государственной экологической экспертизы.
Наконец, принципами организационной стороны государственной экологической экспертизы являются независимость и вне- ведомственность, в том числе в вопросах финансирования и материально-технического обеспечения.
Организационно-экологическая экспертиза осуществляется органами государственной власти административно-территориальных единиц и специально уполномоченными органами, входящими в структуру Минприроды России, а также санитарно-эпидемиологическими органами. Руководство экспертными комиссиями и группами, проведение экспертизы осуществляются нештатными экспертами, которые назначаются руководителями соответствующего государственного органа.
Финансирование работы экспертной комиссии осуществляется из бюджета Российской Федерации, административных территорий или из соответствующих фондов, а также за счет средств, поступающих от заказчика.