Астрология: физика плюс этика
Астрология: физика плюс этика
Центром стоического космологизма была теория всесущего и всепроникающего мирового огня, из которой следовала мысль глобальной «симпатии», на основании которой, в свою очередь, стоики допускали возможность мантики и прорицаний. С одной стороны, так как «космические круговращения» числились воплощением нескончаемых и правильных законов мироздания, а сам космос мыслился как живое и разумное воплощение бога-первоогня, как следует, из всех видов прорицания логически конкретно астрология, другими словами пророчество по звездам, планеткам и т. д. (которым к тому же приписывалась божественная природа: «Зенон приписывает божественную силу звездам…» (SVF I 165)), должна считаться более значимым и достоверным видом прорицания.
С другой стороны, под астрологией, как некоторым обобщением, можно осознавать все виды мантики, потому что они все черпали свое основание, в итоге, в идее галлактической симпатии, к которой, а именно, относится мысль о связи микрои макрокосмоса. Таким макаром, астрология (в метафизическом смысле) являлась предельным практическим воплощением космологизма и очень отражала идею глобальной галлактической «симпатии».
Идейно-теоретическим воплощением синтеза этики и физики была сама стоическая философия. Суть этого синтеза заключалась в последующем:
«Моральная необходимость – это итог необходимости в природе». Физическая доктрина разработана стоиками с целью обоснования и разъяснения земных законов (а именно, такового парадокса как судьба) и с целью обучить человека отыскивать ориентиры в внешнем мире, чтоб, практически, целесообразовать людскую жизнь, обучить индивида отыскивать смысл жизни. Так как из физической доктрины следует вывод, что лучшим является жить в согласии и гармонии с природой, как следует, нужно человека этому обучить (дать некий эталон либо правило). Человек как микрокосм является неотъемлемой частью природы как макрокосмоса (природа – это правительство, а человек – его гражданин). Жить в гармонии с природой не раскрыв ее (разумные) смыслы (план бога), другими словами, не имея представления ни о законах гармонии, ни о том, как ими воспользоваться, нереально (нереально жить в государстве не следуя его законам). А так как человек есть творение и часть природы (огня-бога-логоса), то вне постижения законов и смысла природной гармонии нереально понять и смысл собственного существования. Возможность постижения также подразумевается физической доктриной (основание – физический принцип галлактической, либо мировой, симпатии). Для правильного постижения галлактических (природных) ритмов и законов необходимо было владеть подходящим достоверным средством, либо способом. Этот способ должен владеть статусом практической, другими словами эмпирической применимости в реальной жизни. Этим способом и должна являться у стоиков мантика (а означает и астрология как ее более достоверный, так как более на теоретическом уровне обоснованный, вариант).
Другими словами, можно сделать последующий вывод: астрология («астрологизм») как синтез физики и этики в широком смысле значит не только лишь признание «космичности» бытия, да и практическое управление в жизни «космическими» законами и соотнесенность с ними. Астрология есть эталон конкретно-практического воплощения синтеза этики и физики.
Почему не космология, а конкретно астрология, разъясняется последующими мотивами:
1) Принцип соотнесенности морально-нравственной сферы с космо-физической (естественно не в современном осознании) был доведен в философии Старой Стои до конкретно-практического принципа в отличие от большинства прошлых упомянутых философских течений (хотя у Платона уже можно гласить о кое-чем схожем). Они, в отличие от стоиков, не одушевляли космос (см. выше раздел 1 и обозначенную работу А. Ф. Лосева), рассматривая его только как объект, другими словами, не перенося его законы на живого субъекта, на человека.
2) В стоицизме есть несколько ярчайших черт, характерных оккультизму . Это, во-1-х, с одной стороны, мысль телесности всего («все есть тело»), с другой стороны, мысль одушевленной (одухотворенной) материи. Во-2-х, мысль иерархичности бытия: различная степень вибрации пламенной пневмы, зависимо от состояния которой появляется собственного рода лестница бытия – четыре королевства природы: неорганическая природа, флора, фауна и человек; различная степень разумности: чем больше огня в пневме – тем она разумнее, незапятнанный огнь же – разум бога и сам бог. В конце концов, в-3-х, мысль галлактической «симпатии», самая, что ни на есть оккультная. «Великая герметическая теорема говорила: то, что наверху, подобно тому, что понизу, а то, что понизу, подобно тому, что наверху» . В принципе к ней же можно свести и идею иерархичности. В оккультизме мысль иерархичности бытия представлена в идее уровневости «тел», либо планов бытия, о чем уже упоминалось выше. Астрология же есть не что другое, как оккультная дисциплина .
3) Позже, представитель уже среднего стоицизма, Посидоний, введя в свою философию учение о бесах и мантике (что само по себе было не ново), сделал необыкновенный для всей античности ход: а конкретно, сделал собственных бесов и мантику предметом философского рассуждения, определения и систематизации, а равно и предметом на техническом уровне тренированной и целенаправлено направленной субъективно-человеческой воли. Посидоний, используя два узнаваемых принципа стоиков: идею мировой симпатии и идею всеобщего закона и судьбы (рока) (тоже, в общем-то, навеянную мыслью мировой симпатии), – доказал на этом не больше и не меньше как саму астрологию.
4) К тому же слово «космология» все таки несет внутри себя более материально-физический и отвлеченный (холодно-абстрактный) колер. Если космология есть быстрее объективно-отстраненное созерцание космоса, то астрология – лично переживаемое, реально-ощутимое. Но можно даже и не противопоставлять эти понятия, а просто сказать, что астрология – это конкретизация и практически-конкретное следствие и воплощение космологии.
Таким макаром, употребление слова «астрология» заместо «космология» призвано акцентировать перечисленные моменты, так как конкретно астрология, – являясь, как было обозначено во внедрении, таким видом познания, который по необходимости утверждает воздействие сверхчувственного мира на мир вещественный, так как без допущения этой связи астрологическое познание глупо (теряет свою предпосылку), – а не космология выражает идею органического единства безупречного и вещественного, сознания и материи, личного и беспристрастного, нравственного и природного, этического и физического.