Экологическая экспертиза
Экологическая экспертиза представляет собой самостоятельный вид экологического контроля. В общей схеме экологического механизма она выступает гарантом выполнения эколого-правовых предписаний. Но в отличие от других гарантий (текущего контроля, ответственности за последствия) она имеет чисто предупредительное значение, ибо, как правило, совершается до начала эколо — го-вредной деятельности.
Суть ее предупредительного назначения выражается в том, что она совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества.
Государственная экологическая экспертиза назначается специально уполномоченным органом государства в области охраны окружающей природной среды. Ее выводы обладают силой надве — домственного документа, обязательного к исполнению. Ведомственная экологическая экспертиза проводится по приказу соответствующего министерства, ведомства. Ее результаты сохраняют силу внутри соответствующей ведомственной структуры, если не противоречат выводам государственной экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе общественных объединений и проводится негосударственными структурами. Ее заключения имеют значение рекомендаций. Научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений, высших учебных заведений или по инициативе научных коллективов и отдельных ученых.
Цель экологической экспертизы — предупредить о вредных последствиях хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека и экологической безопасности общества; задача — оценить степень экологического воздействия конкретного хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье человека.
Экологическую экспертизу проводит, как правило, комиссия, но может и один человек.
Методы выполнения экспертизы — сбор, обобщение, рассмотрение материалов, их оценка, составление заключения, контроль за выполнением.
Принципы экологической экспертизы. Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (ст. 35), государственная экологическая экспертиза осуществляется на принципах обязателъно — сти, научной обоснованности, законности, независимости и вне — ведомственности в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности.
Принцип обязательности в государственной экологической экспертизе имеет два значения: во-первых, как обязательность ее проведения в отношении тех проектов, программ, сооружений, материалов и т. д., которые способны оказать негативное влияние на окружающую среду и здоровье человека. Закон предусматривает открытие финансирования и осуществление всех работ только после положительного заключения государственной экологической экспертизы; во-вторых, как обязательность выполнения тех выводов, которые содержаться в заключении экспертизы.
Принцип научной обоснованности означает, что все выводы экологической экспертизы должны быть научно аргументированы, базироваться на принципах охраны окружающей природной среды и прежде всего на научно обоснованном сочетании экологических и экономических интересов, обеспечивающим приоритет охраны жизни и здоровья человека, реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду.
Эколого-экспертный процесс должен развиваться на твердой законодательной основе, т. е. необходимо наличие правовых норм, регулирующих порядок назначения и проведения экологической экспертизы: это Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», Федеральный закон «О государственной экологической экспертизе» и т. д.
Независимость и вневедомственностъ экологической экспертизы призваны обеспечивать свободу волеизъявления экологоэкспертной комиссии. Она должна руководствоваться только фактами, научными принципами их обоснования и действующими законами.
Широкая гласность в существовании и функционировании объекта или предполагаемом его появлении, назначении по данному поводу государственной экологической экспертизы вытекает из обязанности государственных органов охраны окружающей природной среды об обеспечении населения необходимой и своевременной экологической информацией.
Гласность экологической информации тесно связана с привлечением общественности к участию в проведении экологической экспертизы. (Законодательная основа участия общественности и граждан в назначении и проведении экологической экспертизы заложена в ст. 12, 13 Закона РФ «Об охране окружающей среды».)
Государственной экологической экспертизе подлежат предплановые материалы, проекты генеральных планов застройки территорий, в том числе территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности; техникоэкономические обоснования предприятий и организаций; проекты комплексных схем охраны и использования природных ресурсов; материалы обследования для придания статуса особо охраняемого объекта либо зоны, нуждающейся в соответствующей реабилитации; обоснования для внедрения новой техники и новой технологии, в том числе ввозимой из-за рубежа.
Обязательной государственной экспертизе также подлежат экологические обоснования лицензий и сертификатов, проекты нормативной технической документации и нормативно-правовые акты в части охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
Особого внимания требуют проведения специальных исследований, дополнительных научных и проектных работ: атомная промышленность, энергетика, металлургия, нефтехимия, нефте — и газопереработка, химическая промышленность, добыча полезных ископаемых; транспорт нефти и газа и продуктов их переработки, производство целлюлозы и бумаги, картона; производство, хранение, утилизация, захоронение токсичных и ядовитых отходов, животноводческие комплексы, птицефабрики, мелиоративные системы, крупные склады для хранения нефтяных, химических продуктов, ядохимикатов и пестицидов.
Особым объектом экологической экспертизы является человек, его жизнь и здоровье во взаимосвязи с окружающей средой, в первую очередь водной и воздушной. Это эколого-санитарная экспертиза. Она устанавливает причинную связь между состоянием здоровья человека, его изменениями и вредным воздействием окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности. Экспертиза важна для решения вопроса о возмещении вреда здоровью граждан от неблагоприятного воздействия окружающей среды.
Задачей эколдго-нормативной экспертизы является исследование соответствия требованиям экологической безопасности нормативов качества окружающей природной среды: предельно допустимых концентраций, выбросов, сбросов вредных веществ, предельно допустимого уровня радиационного воздействия, воздействия шума, вибрации, магнитных полей. Проверяется эффективность показателей качества окружающей природной среды с точки зрения здоровья человека, охраны его генетического фонда.
Эколого-экспертный процесс. Он включает пять стадий: 1) назначение экспертизы; 2) сбор, обобщение, оценку информации; 3) формирование предварительного заключения и ознакомление с ним общественности; 4) представление заключения экспертизы и утверждение его руководителем’ компетентного органа; 5) разрешение споров.
Итак, первая стадия — назначение экспертизы зависит от ее вида. Государственная экологическая экспертиза назначается специально уполномоченным на то органом государства в области охраны окружающей природной среды — в данном случае Министерством природы России (МПР) и еґо специально уполномоченными территориальными органами. Непосредственно МПР назначает экспертизу по объектам и мероприятиям федерального уровня, а также другим объектам, если затрагиваются интересы двух и более субъектов Федерации. МПР организует экологическую экспертизу, обосновывающую объявление территорий зонами экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. По остальным проектам строительства, реконструкции, расширения, ликвидации объектов хозяйственной деятельности экспертные комиссии создаются в территориальных органах охраны окружающей природной среды.
В зависимости от объема и характера экспертной деятельности проведение экспертизы поручается экспертной комиссии, состав которой утверждается приказом по Минприроды России или по научно-исследовательскому учреждению (в том числе высшему учебному заведению по профилю). Экспертиза может быть поручена и отдельному специалисту, если это вытекает из объема и качества выполняемой работы.
Применительно к заказчику закон говорит о его праве проведения экспертизы и обязанности ее организации. Министерство и его территориальные органы призваны заниматься организацией экспертизы, проведение ее ложится на специалистов — ученых и практиков, не связанных с управленческой деятельностью.
Что касается общественной либо научной экспертизы, то их организация и проведение не требуют каких-либо особых установлений. Они проводятся по инициативе общественных объединений, институтов, отдельных кафедр и ученых и имеют рекомендательное значение со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако, согласно Федеральному закону «О государственной экологической экспертизе», заключение общественной экологической экспертизы может иметь силу, если эта экспертиза была зарегистрирована в органах местного самоуправления по заявлению общественных организаций и ее заключение было утверждено специально уполномоченными органами по экологической экспертизе.
На второй стадии основная задача экспертной комиссии состоит в сборе, обобщении и оценке информации. По ряду объектов экспертизы представление подобного рода экологической информации вменяется в обязанность потребителя. Для экспертизы особо опасных видов хозяйственной деятельности должны быть представлены материалы, которые в пакете называются Заявлением об экологических последствиях.
В заявлении должны быть отражены последствия воздействия на окружающую природную среду с учетом степени экологического риска и меры потребителя по нейтрализации экологически вредных последствий, оздоровлению и воспроизводству окружающей природной среды. Задача экспертов состоит в проверке правильности и научной обоснованности содержания данного документа.
Третья стадия — предварительное заключение экспертной комиссии, подготовленное и подписанное комиссией, доводится до сведения населения, общественных объединений, заинтересованных в проекте. Закон РФ «Об охране окружающей среды» (ст. 41) допускает в необходимых случаях при размещении объектов, затрагивающих экологические интересы населения, принимать решение по результатам обсуждения или референдума.
На четвертой стадии заключение экспертной комиссии по экологической экспертизе утверждается руководителем компетентного государственного органа специальной компетенции — министром, его заместителем по охране окружающей природной среды и природных ресурсов и т. д. Член экспертной комиссии, не согласный с общей оценкой, излагает собственное мнение. С утверждением заключения экспертной комиссии выводы экологической экспертизы приобретают юридическую силу.
На пятой стадии лица и организации, не согласные с заключением экспертной комиссии, вправе обратиться с жалобой в тот орган, который назначил экспертизу, в вышестоящий орган, прокуратуру, народный или арбитражный суд. Административный орган, согласившись с жалобой, может отменить заключение экспертизы, одновременно назначив повторную экологическую экспертизу. Народный или арбитражный суд по иску заинтересованной стороны вправе признать заключение экологической экспертизы недействительным, если усмотрит в нем нарушение действующего законодательства о порядке назначения и проведения государственной экологической экспертизы. По тем же основаниям прокурор в суде или арбитражном суде выражает администрации, принявшей решение, протест, предусматривающий отмену незаконно принятого заключения по экологической экспертизе.
Ответственность за экологические правонарушения и преступления наступает в трех случаях:
1. Ответственность экспертов за заведомо неправильное заключение либо выводы, сделанные в результате небрежного анализа доказательств. В этих случаях возможно привлечение в уголовной ответственности за должностные преступления: злоупотребление служебным положением и халатность (ст. 170 и 127 УК РФ).
2. Ответственность предприятий, организаций, учреждений, граждан за невыполнение условий экспертного заключения. Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды», здесь применяется административная ответственность в виде крупного денежного штрафа, накладываемого по постановлению органов охраны окружающей природной среды на должностных лиц и граждан и юридических лиц, виновных в неисполнении предписания экологической экспертизы.
3. Ответственность третьих лиц, которые понуждали или пытались понуждать к изменению выводов экологической экспертизы. Должностные лица, виновные в совершении подобных деяний (в зависимости от характера содеянного), могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. Во всех случаях лица, виновные в совершении правонарушения, возмещают нанесенный вред. (Подробнее об экологической ответственности и механизме международно-правовой охраны окружающей среды см. [28].) /