КОМПЛЕКТ ИНСТРУМЕНТА
КОВШОВЫЕ БУРЫ
Ковшовые буры представляют собой породоразрушающий инструмент, с помощью которого осуществляется эффективное бурение скважин большого диаметра в мягких песчано-глинистых породах с незначительными включениями обломочного материала размером до 200 мм. С меньшей эффективностью ковшовые буры могут быть использованы при бурении гравийно-галечниковых отложений и обводненных пород. Скорость углубки скважины ковшовыми бурами зависит от режима бурения, категории пород по буримости, конструктивных особенностей бура и изменяется в широких пределах — от нескольких метров до нескольких десятков метров в час.
Ковшовыми бурами оснащены буровые установки типа КШК-30, ЛБУ-50, УБСР-25, МБС-1700, С0-1200 и некоторые другие. Каждая из перечисленных установок имеет в комплекте ковшовый бур собственной конструкции, но несмотря на их конструктивные различия, возможна взаимозаменяемость буров некоторых установок. После незначительных конструктивных изменений взаимозаменяемы ковшовые буры установок КШК-30 и ЛБУ-50, МБС-1700 и СО-1200.
Возможно применение ковшовых буров установок КШК-30 и ЛБУ-50 на установке УБСР-25 и одного из буров установки УБСР-25 на ЛБУ-50.
КОВШОВЫЕ БУРЫ УСТАНОВКИ УБСР-25
В комплект буровой установки УБСР-25 входит ковшовый бур (рис. 26) с распорами, опускаемый в скважину на канате. Корпус бура представляет собой цилиндр с наружным диаметром 600 мм и внутренним 590 мм, на верхней крышке которого смонтирован механизм крепления в трубах, состоящий из секторных захватов, на которых смонтированы подвижные плашки с насечкой. При вращении обсадных труб плашки скользят по захватам (эксцентрикам), благодаря чему создаются дополнительные распирающие усилия.
Механизм подвески ковшового бура на канате представляет собой три угловых рычага и втулку с буртиком и шайбой, на которую опирается распорная пружина.
Кассета ковшового бура состоит из крышки, двух боковых стенок, днища и стягивающего штока с опережающим двухперьевым долотом. Кассета с днищем является основным рабочим органом бура. Этот узел легко заменяется.
Днище бура представляет собой конус с углом 120° и двумя проходными отверстиями овальной формы. К днищу приварены два овальных ножа, лезвия их имеют зубчатую форму и армированы твердым сплавом.
Рис. 26. Ковшовый бур с распорами уста — Рис. 27. Ковшовый бур на штангах установки УБСР-25. новки УБСР-25.
/ — днище; 2 — корпус; 3 — секторный за — 1 — днище; 2 — кассета; 3 — корпус; 4—
хват; 4 — плашки; 5 — эксцентрик; 6— крышка; 5, 6 и 7 — пальцы; 8 — трехгран-
кронштейи; 7 — угловой рычаг; 8— меха — ный хвостовик,
ннэм подвески; 9 — в<гулка; 10 — распорная пружина; // — крышка; 12 — стенка кассеты; 13 — стягивающий шток.
Для обработки стенок скважины к днищу приварены два калибрующих сектора, режущие кромки которых также армированы твердым сплавом и выступают на 5 мм за наружный диаметр ковшового бура. На внутренней поверхности днища бура укреплены клапаны для перекрытия приемных отверстий при подъеме бура из скважины.
Принцип работы ковшового бура заключается в следующем. При опускании его на канате в скважину распорная пружина сжата под действием веса бура, а распорные секторные захваты подняты в крайнее верхнее положение. Внутренний диаметр обсадных труб больше, чем диаметр секторных захватов, благодаря чему ковшовый бур свободно опускается в скважину. Когда бур достигает забоя скважины, натяжение каната ослабевает. Под действием распорной пружины и веса механизма подвески через угловые рычаги секторые захваты опускаются и распираются внутри обсадной трубы.
При создании нагрузки реактивная сила от действия грунта на днище ковшового бура еще больше увеличивает сцепление секторных захватов с обсадной трубой, так как механизм сцепления работает на принципе самозаклинивания. При вращении в связи с эксцентричным расположением секторных захватов по отношению к радиусу обсадной трубы, усилие сцепления бура с трубами увеличивается. Этому способствуют подвижные плашки.
После окончания рейса секторные захваты канатом лебедки через тяги поворачиваются кверху, отходят от внутренней поверхности обсадной трубы и ковшовый бур свободно поднимется из скважины.
Разборка бура и разгрузка его от породы осуществляется в следующем порядке. Сначала выбивается верхний клин стягивающего штока. Затем лебедкой корпус бура снимается с кассеты и отводится на канате в сторону, выбивается нижний клин, снимаются верхняя крышка и боковые стенки кассеты. Выбуренная порода остается на открытом днище. Собирается ковшовый бур в обратном порядке. Ковшовый бур, опускаемый в скважину на штангах (рис. 27), имеет ту же принципиальную схему, что и бур с упорами, но вместо распорного устройства предусмотрен трехгранный хвостовик. Этот бур предназначен в основном для бурения скважин в устойчивых породах или для бурения с большим опережением забоя по отношению к башмаку обсадных труб. Крутящий момент и осевые усилия от ротора на бур передаются через специальную вилку, ведущую квадратную штангу и бурильные трубы. Сборка и разборка этого бура производятся так же, как и бура с распорами.
КОВШОВЫЙ БУР УСТАНОВКИ КІЩ-30
Ковшовый бур КШК-30 (рис. 28) состоит из цилиндрического корпуса 11, центральной трубы 6, двух фигурных створок 12 и расширителя. Полая центральная труба с двумя фигурными шпонками 13 в нижней части и посадочным кольцом 5 для расширителя в верхней части соединена соосно с корпусом бура посредством траверсы 18 и наклонных перемычек 15. Створки 12 свободно поворачиваются на осях кронштейнов 14. В рабочем положении створки фиксируются с помощью полуавтоматического запирающего устройства, состоящего из собачек 3, закрепленных на каждой створке, и двух подпружиненных стоек 4 с фиксатором. При этом их наружные цилиндрические поверхности образуют совместно с поверхностью корпуса цилиндр, а конические совместно с перемычками — конусное днище бура (угол конусности бура 120°) с двумя проходными окнами. На перемычках 15 болтами закрепляются ножи 16 с отвалами. Через окна в бур поступает разрушенная порода, а отвалы направляют поступающую внутрь бура породу вертикально вверх. В зависимости от характера разбуриваемой породы применяются ножи сплошные, с зубьями или кольцеобразные из высокопрочной стали, либо армированные твердым сплавом. Угол резания ножей устанавливается в пределах от 0 до 90°.
Диаметр образуемой ножами скважины на 60 мм больше диаметра корпуса бура, следовательно, между стенками скважины и наружными боковыми стенками бура при бурении образуется зазор, равный 30 мм.
Рис. 28. Ковшовый бур установки КШК-30.
д |
/—отражатели; 2 — цепи; 3 — собачка; 4 — стойка; 5 — посадочное кольцо; 6 — центральная труба; 7 — ролик; 8 — трос; 9 — иожедержатель; 10 — иож; // —корпус; 12 — откидывающаяся створка; 13—фигурная шпонка; 14 — кронштейн; 15 — наклонная перемычка; 16 — нож днища; 17 — пружина; 18 — траверса; 19 — фиксатор.
Расширение скважины до диаметра 1250 мм осуществляется поворотными ножами 10, которые устанавливаются в рабочее положение пружинами 17. Складывание ножей осуществляется с помощью троса 8, проходящего через ролик 7, расположенный на центральной трубе, и механизма складывания, который надевается на посадочное кольцо 5. При расширении скважины ноже — держатели 9 упираются в фиксаторы 19, закрепленные на траверсе 18. Разрушенная ножами 10 порода поступает в бур сверху, а для устранения попадания ее в кольцевое пространство между стенками и буром на корпусе установлены отражатели 1.
Центральная труба бура надевается на гладкую бурильную колонну диаметром 114 мм, которая не поднимается на поверхность до окончания бурения скважины и выполняет роль направляющей при подъеме и спуске бура, подвешенного на канате лебедки. Крутящий момент и осевая нагрузка на бур передаются через бурильную колонну, для чего предусмотрены две шпонки на нижней трубе колонны бурильных труб. Эти шпонки автоматически входят в зацепление со шпонками 13 центральной трубы бура.
Разрушение породы на забое осуществляется ножами, геометрические параметры которых (выход под днищем бура, угол заточки, передний и задний углы резания) могут изменяться в зависимости от физико-механических свойств пород. Центральная зона забоя разрушается двухперым долотом, присоединенным к последней трубе бурильной колонны.
Для разгрузки бур поднимается из скважины, раскрывается устройство, запирающее створки, и последние откидываются в крайнее нижнее положение, заполняющая бур порода вываливается под действием собственного веса.
КОВШОВЫЙ БУР УСТАНОВКИ ЛБУ-50
Ковшовый бур установки ЛБУ-50 (рис. 29) аналогичен буру установки КШК-30 и предназначен для бурения скважин диаметром 750 мм (при расширении до 1050 мм).
Бур состоит из центральной трубы 11, верхней 7 и нижней 12 крышек, четырех поворотных лопастей 8 и подвесной головки 3. Центральная труба является основным несущим и силовым элементом конструкции бура. К ней жестко присоединяется крышка, выполняющая роль днища бура, верхняя крышка и головка. Последняя может свободно проворачиваться относительно центральной трубы. Специальными шпонками центральная труба соединяется с нижней трубой бурильной колонны, с помощью которой передается вращение и нагрузка.
В отверстия верхней и нижней крышек установлены четыре стойки 9, являющиеся осями поворотных лопастей 8. Поворот каждой лопасти вокруг оси осуществляется специальным гидравлическим ключом посредством рычага 6. Конечные положения лопастей устанавливаются фиксаторами 14 и 15.
Днище бура (нижняя крышка 12) имеет два окна для прохода кусков разрушенной породы, два съемных ножа и два клапана.
Для расширения скважины предназначены ножи 13, шарнирно закрепленные на двух диаметрально противоположных стойках 9. В случае необходимости ножи могут убираться в транспортное положение с помощью тросов 6.
Подвесная головка 3 и ролики 1 служат для спуска и подъема бура на канате лебедки, а также управления ножами расширителя.
Для предотвращения скручивания каната на подвесной головке закреплено шарнирное коромысло, состоящее из подвижных рычагов 2 и 5 и роликов 4. Острые кромки роликов врезаются в стенки скважины, препятствуя коромыслу, а вместе с ним и подвесной головке проворачиваться вокруг своей оси.
В процессе углубки скважины порода на забое разрушается ножами днища бура и двухперым долотом, закрепленным на нижней трубе бурильной колонны диаметром 112 мм. При расширении скважины бурение осуществляется ножами 13, при этом разрушенная порода поступает в бур сверху через окна в верхней крышке.
Разгрузка бура осуществляется последовательным поворотом всех четырех створок вокруг своих осей гидравлическим ключом. Порода выталкивается из корпуса бура той частью створки, которая заходит внутрь бура, а оставшаяся часть породы выгружается вручную.
КОВШОВЫЙ БУР УСТАНОВКИ СО-1200
Ковшовый бур установки СО-1200 (рис. 30) состоит из цилиндрического корпуса 4, днища 1 с ножами 16, соединительного фланца 10 и устройства для запирания днища. В верхней части корпуса укреплена крестовина 13 с пластиной 12, хвостовиком 9, соединительным фланцем 10 и направляющим стержнем 11. Снизу к корпусу на шарнире 14 присоединяется днище конической формы (угол конусности 120°) с двумя ножами 16 и двумя окнами для поступления разрушенной породы внутрь бура. Окна закрыты свободно вращающимися на осях клапанами 17.
Для передачи крутящего момента от корпуса к днищу на двух диаметрально противоположных сторонах последнего имеются замковые скобы, плотно входящие при закрытом днище в соответствующие пазы на корпусе бура. Для увеличения прочности на внутренней стороне днища размещаются ребра жесткости 15.
Ножи 16 пластинчатой или зубчатой формы с углом резания 40° изготавливаются из высококачественной стали. Рабочая по
верхность ножей армируется твердым сплавом, а на пластине 12 размещаются элементы устройства для запирания днища: поворотный рычаг 6, поворотная ось 5 с крюком 2 и защелка 8.
При бурении центральная часть забоя разрушается забурником. Ковшовый бур СО-1200 работает совместно с погружным электродвигателем и соединяется с фланцем на валу ротора двигателя шестью болтами. Разгрузка ковшового бура происходит под действием собственного веса разрушенной породы, после того как будет освобождена защелка 8 и поворотом рычага 6 откроется днище.
Ковшовый бур установки |
/ — днище; 2— крюк; 3 — скоба; 4 — корпус; 5 — поворотная ось; 6 — рычаг поворота; 7 — шпоиочиое соединение; 5 —защелка; 9 — хвостовик; 10 — фланец; И — направляющий стержень; 12 — пластина; 13 — крестовина; 14 — шарнир; 15 — ребра жесткости; 16 — иожи; 17 — клапаны. |
В комплект буровой установки СО-1200 входят два однотипных ковшовых бура диаметром 980 и 1200 мм.
КОВШОВЫЙ БУР УСТАНОВКИ МБС-1700
Рис. 30 С0-1200. |
Ковшовый бур МБС-1700 (рис. 31) состоит из цилиндрического корпуса 4 с коническим днищем 9, хвостовика 1 квадратного сечения и устройства для запирания днища. Корпус закрыт сверху крышкой, на которой размещается хвостовик с ребрами жесткости, кронштейны крепления запирающего устройства и две пружины. Для выхода воздуха при заполнении бура породой в крышке имеется отверстие, а на боковой поверхности находятся два окна 7, через которые в бур попадает порода, срезанная установленными там же двумя калибрующими резцами, над которыми приварены пластины, предохраняющие их от ударов об обсадную трубу при подъеме снаряда. В нижней части, на внутренней поверхности корпуса, размещаются шарнир 10, кронштейн с защелкой 5 и шесть пальцев, передающих крутящий момент на днище бура.
Днище бура, имеющее конусность 170°, с двумя окнами для прохода разрушенной породы прикрепляется к корпусу при по-
Рнс, 31. Ковшовый бур установки МБС-1700.
/ — хвостовик; 2 — ролик с коромыслом; 3 — отверстие для пальца; 4 — корпус; 5 — защелка; 6 — карманы; 7 — боковые окна; 8 — резцедержатель; 9 — днище; 10 — шарнир; //— двухперое долото; 12 — окна с клапанами.
мощи шарнира 10, на внутренней поверхности днища размещаются два клапана 12 и запирающая собачка, а по периферии днища просверлены шесть отверстий, в которые входят пальцы.
На нижней поверхности днища закреплены семь съемных резцов, установленных в шахматном порядке в резцедержателе 8, и двухперое долото 11. Резцы с углом резания 60° вместе с двухперым долотом полностью перекрывают забой скважины, а боковые зубья формируют при бурении скважину, диаметр которой несколько больше диаметра бура. При разбуривании скважины до диаметра обсадной трубы устанавливается верхний боковой резец большей длины.
Устройство для запирания днища состоит из кронштейна, рычагов, пружин, защелки 5 и запирающей собачки. При нажатии на ролик коромысла 2 происходит раскрытие запирающего устройства и днище свободно открывается, поворачиваясь на шарнире 10 под действием собственного веса. Закрывается и фиксируется днище автоматически при постановке бура на землю.
Хвостовиком 1 бур присоединяется к ведущей телескопической трубе квадратного сечения и закрепляется в таком положении соединительным пальцем, проходящим через отверстие 3.
Одноканатный грейфер предназначен для бурения скважин в рыхлых отложениях с включениями валунов размером до 500 мм. Грейфер спускается в скважину на тросе лебедки, который подсоединяется к подвесной штанге через вертлюг.
Лебедкой выбирается трос полиспаста, поднимающий подвесную штангу и рычажную втулку, которая воздействует на челюсти, поворачивая их до полного соприкосновения между собой. Для раскрытия челюстей под головку грейфера гидроцилиндром подводится вилка укосины. Трос лебедки освобождается и грейфер висит на вилке. При этом под действием пружины происходит раскрытие челюстей (разгрузка породы) и фиксация подвесной штанги в головке собачками. Для опускания грейфера в скважину трос натягивается лебедкой, грейфер поднимается над вилкой (вилка отводится), а укосина с грейфером подводится к устью скважины.
После этого грейфер с раскрытыми челюстями сбрасывается в скважину. При ударе о забой происходит освобождение подвесной штанги и в дальнейшем при натягивании троса — закрытие челюстей.