Тандем - 2, шлакоблочные станки, бетоносмесители


Производство оборудования и технологии
Рубрики

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

История материального производства одновременно является и историей познания всех его сторон, т. к. без знаний не было бы возможно совершенствование средств труда и процессов трудовой дея­тельности. Основой их современного развития является наука, которая становится ведущим фактором, как для создания техники, так и технологии производства.

Техническая деятельность зародилась из зачатков ремесла (пер­вый, праинженерный этап), и начало этого периода в разных местно­стях относится к разному времени. Затем техническая деятельность со­вершенствовалась в эпоху рабовладельчества, главным образом на строительных и архитектурных работах. Наиболее выдающимися инже­нерами этого периода были выходцы знаменитой Александрийской школы: Герон Александрийский, Архимед, Ктесибий, а также римский архитектор Марк Витрувий Поллион, создавший труд «Десять книг об архитектуре».

Второй этап Инженерной деятельности начался в эпоху Возрож­дения и развивался в условиях феодализма и зарождения машинного производства. Основной сферой деятельности продолжало оставаться строительство и создание военной техники. Поэтому у Дидро и Д’Алам­бера инженер определяется как строитель воинских укреплений и ма­шин. Самым выдающимся инженером этой эпохи был Леонардо да Винчи — архитектор, художник, механик, экспериментатор и изобрета­тель, который не обошел стороной и область бурения скважин.

Третий этап Становления и расцвета инженерной деятельности относится к эпохе промышленного переворота и распространения рабо­чих машин с приводом от парового двигателя (т. е. мануфaктyp). Одно­временно быстрыми темпами шло развитие технических наук и инже­нерной деятельности, что дало толчок к формированию высшего техни­ческого образования, которое в свою очередь привело к новым формам технической деятельности. Если на ранних стадиях носителем техниче­ской деятельности был ремесленник и работник мануфактур, то позже им становится рабочий и инженер.

Термин Инженер (от французского ingenium — ум, изобретатель­ность, врождённые способности) появился и получил большое распространение в Западной Европе в ХIП-XN вв. В XVII в. через француз­ский и немецкий языки это слово проникло в Россию.

Четвёртый этап Инженерной деятельности на базе машин и практических наук относится к периоду монополистического капитализма.

В середине XIX в. потребности материально-технического производства привели к возникновению технических наук и, соответственно, к научно обоснованной технической деятельности, которая с этого времени стала считаться инженерной. С этих пор подготовка любого производства стала по преимуществу инженерно-конструкторской и технологической, а инженер — главным образом машиностроителем. Не зря К. Маркс и Ф. Энгельс считали инженерную деятельность сугубо производственной отраслью, связанной с сознательным применением науки, а и инженеров ­

Научно образованными работниками.

Пятый этап — формирование современного инженера в эпоху научно-технической революции. Во второй половине ХХ в. происходит качественный скачок: наука становится непосредственной производи­тельной силой, а инженеры — людьми, превращающими науку в такую силу.

Современный инженер — это специалист в какой-либо области техники и технологии с высшим техническим образованием. Инженер­ные работники поглощают основную долю затрат при создании новой техники и технологий, а количество инженеров значительно превышает количество научных работников и продолжает расти. При производстве новых уникальных технических объектов (оборудования для сверхглу­бокого бурения, бурения с морских оснований, бурения по многокило­метровым ледниковым отложениям и т. п.) трудозатраты инженеров достигают, а часто и превышают трудозатраты рабочих.

Таким образом, инженерная деятельность превратилась в само­стоятельный вид деятельности в результате разделения труда и развития производительных сил и производственных отношений. Техника и тех­нология есть то, что объединяет всех инженеров, независимо от их кон­кретных областей деятельности.

Инженерная деятельность не тождественна научной, даже в об­ласти технических наук. Учёный преследует познавательные цели, а ин­женер- конкретные, практические: создать технический или технологический объект, причём в ограниченный срок при минимальных затратах средств. Техническая деятельность — это применение науки, направлен­ной на создание техники и технологических приёмов часто в их непосредственной взаимосвязи. Однако если при создании техники и техно­логии инженер наталкивается на нерешенные научные задачи, то он вы­нужден решать их, т. е. выполнять роль учёного. Здесь часто возникают два варианта. Если успешная инженерная деятельность тормозится принципиальной неизученностью встреченного явления, то его исследо­вание может быть передано профессиональным учёным или исследо­ваться совместно. Если же требуются исследования каких-либо деталей принципиально уже изученного явления, то в этом случае, как правило, инженеры занимаются исследованиями самостоятельно. Творчество вы­дающихся деятелей науки и техники, таких, как Архимед, Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносов, И. В. Курчатов, с. п. Королёв и многих других, убедительно доказывает возможность и необходимость совмещения на­учной и инженерной деятельности.

Результатом научной деятельности являются открытия ранее не­известных явлений, изучение их природы, создание методик расчёта, за­висимостей, правил и Т. д. Инженеры, используя результаты учёных, раз­рабатывают на их основе конкретные технические или технологические проекты, а рабочие воплощают их в жизнь. Таким образом, инженерная деятельность представляет собой промежуточный этап между научной и производственной деятельностью, но очень существенный, т. к. инженер является непосредственным разработчиком новой техники и технологии.

Из всего изложенного следует, что основными инженерными спе­циализациями являются: Инженер-исследователь, инженер-конструктор(проектировщик) и Инженер-технолог. Первый выполняет сбор, обра­ботку информации и исследование всего неизученного, относящегося к проекту, второй — разработку рабочего (конструкторского или техноло­гического) проекта, третий — его реализацию (руководство производст­вом). Специализация инженеров в современных условиях в основном происходит непосредственно в процессе практической деятельности, т. к современный студент технического вуза обязан пройти все виды произ­водственных практик независимо от профиля будущей работы, а сро­ки практик сравнительно краткосрочны. Поэтому современные техниче­ские вузы, в сущности, давно выпускают не инженеров, а специалистов с высшим техническим образованием по определённому направлению ИШI, как сейчас принято говорить, готовят Инженеров широкого профиля.

Оставить комментарий