ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
История материального производства одновременно является и историей познания всех его сторон, т. к. без знаний не было бы возможно совершенствование средств труда и процессов трудовой деятельности. Основой их современного развития является наука, которая становится ведущим фактором, как для создания техники, так и технологии производства.
Техническая деятельность зародилась из зачатков ремесла (первый, праинженерный этап), и начало этого периода в разных местностях относится к разному времени. Затем техническая деятельность совершенствовалась в эпоху рабовладельчества, главным образом на строительных и архитектурных работах. Наиболее выдающимися инженерами этого периода были выходцы знаменитой Александрийской школы: Герон Александрийский, Архимед, Ктесибий, а также римский архитектор Марк Витрувий Поллион, создавший труд «Десять книг об архитектуре».
Второй этап Инженерной деятельности начался в эпоху Возрождения и развивался в условиях феодализма и зарождения машинного производства. Основной сферой деятельности продолжало оставаться строительство и создание военной техники. Поэтому у Дидро и Д’Аламбера инженер определяется как строитель воинских укреплений и машин. Самым выдающимся инженером этой эпохи был Леонардо да Винчи — архитектор, художник, механик, экспериментатор и изобретатель, который не обошел стороной и область бурения скважин.
Третий этап Становления и расцвета инженерной деятельности относится к эпохе промышленного переворота и распространения рабочих машин с приводом от парового двигателя (т. е. мануфaктyp). Одновременно быстрыми темпами шло развитие технических наук и инженерной деятельности, что дало толчок к формированию высшего технического образования, которое в свою очередь привело к новым формам технической деятельности. Если на ранних стадиях носителем технической деятельности был ремесленник и работник мануфактур, то позже им становится рабочий и инженер.
Термин Инженер (от французского ingenium — ум, изобретательность, врождённые способности) появился и получил большое распространение в Западной Европе в ХIП-XN вв. В XVII в. через французский и немецкий языки это слово проникло в Россию.
Четвёртый этап Инженерной деятельности на базе машин и практических наук относится к периоду монополистического капитализма.
В середине XIX в. потребности материально-технического производства привели к возникновению технических наук и, соответственно, к научно обоснованной технической деятельности, которая с этого времени стала считаться инженерной. С этих пор подготовка любого производства стала по преимуществу инженерно-конструкторской и технологической, а инженер — главным образом машиностроителем. Не зря К. Маркс и Ф. Энгельс считали инженерную деятельность сугубо производственной отраслью, связанной с сознательным применением науки, а и инженеров
Научно образованными работниками.
Пятый этап — формирование современного инженера в эпоху научно-технической революции. Во второй половине ХХ в. происходит качественный скачок: наука становится непосредственной производительной силой, а инженеры — людьми, превращающими науку в такую силу.
Современный инженер — это специалист в какой-либо области техники и технологии с высшим техническим образованием. Инженерные работники поглощают основную долю затрат при создании новой техники и технологий, а количество инженеров значительно превышает количество научных работников и продолжает расти. При производстве новых уникальных технических объектов (оборудования для сверхглубокого бурения, бурения с морских оснований, бурения по многокилометровым ледниковым отложениям и т. п.) трудозатраты инженеров достигают, а часто и превышают трудозатраты рабочих.
Таким образом, инженерная деятельность превратилась в самостоятельный вид деятельности в результате разделения труда и развития производительных сил и производственных отношений. Техника и технология есть то, что объединяет всех инженеров, независимо от их конкретных областей деятельности.
Инженерная деятельность не тождественна научной, даже в области технических наук. Учёный преследует познавательные цели, а инженер- конкретные, практические: создать технический или технологический объект, причём в ограниченный срок при минимальных затратах средств. Техническая деятельность — это применение науки, направленной на создание техники и технологических приёмов часто в их непосредственной взаимосвязи. Однако если при создании техники и технологии инженер наталкивается на нерешенные научные задачи, то он вынужден решать их, т. е. выполнять роль учёного. Здесь часто возникают два варианта. Если успешная инженерная деятельность тормозится принципиальной неизученностью встреченного явления, то его исследование может быть передано профессиональным учёным или исследоваться совместно. Если же требуются исследования каких-либо деталей принципиально уже изученного явления, то в этом случае, как правило, инженеры занимаются исследованиями самостоятельно. Творчество выдающихся деятелей науки и техники, таких, как Архимед, Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносов, И. В. Курчатов, с. п. Королёв и многих других, убедительно доказывает возможность и необходимость совмещения научной и инженерной деятельности.
Результатом научной деятельности являются открытия ранее неизвестных явлений, изучение их природы, создание методик расчёта, зависимостей, правил и Т. д. Инженеры, используя результаты учёных, разрабатывают на их основе конкретные технические или технологические проекты, а рабочие воплощают их в жизнь. Таким образом, инженерная деятельность представляет собой промежуточный этап между научной и производственной деятельностью, но очень существенный, т. к. инженер является непосредственным разработчиком новой техники и технологии.
Из всего изложенного следует, что основными инженерными специализациями являются: Инженер-исследователь, инженер-конструктор(проектировщик) и Инженер-технолог. Первый выполняет сбор, обработку информации и исследование всего неизученного, относящегося к проекту, второй — разработку рабочего (конструкторского или технологического) проекта, третий — его реализацию (руководство производством). Специализация инженеров в современных условиях в основном происходит непосредственно в процессе практической деятельности, т. к современный студент технического вуза обязан пройти все виды производственных практик независимо от профиля будущей работы, а сроки практик сравнительно краткосрочны. Поэтому современные технические вузы, в сущности, давно выпускают не инженеров, а специалистов с высшим техническим образованием по определённому направлению ИШI, как сейчас принято говорить, готовят Инженеров широкого профиля.