Гидравлические забойные двигатели для бурения наклонных и горизонтальных скважин
Турбобур всегда являлся наиболее эффективным средством проводки наклоннонаправленных сква
Жин. В настоящее время объем наклоннонаправленного бурения в России составляет около 90% от общего объема проходки. Однако в последние годы серийные турбобуры все больше уступают свои позиции винтовым забойным двигателям. Современные винтовые двигатели обладают не только приемлемой энергетической характеристикой, обеспечивающей эффективную работу трехшарошечных долот с герметизированными маслонаполненными опорами, но и лучше турбобура могут быть использованы в качестве силового элемента КНБК, обладающего более компактной геометрией благодаря их короткой длине (не более 6.8 м) и уменьшенному диаметру корпуса.
Серия двигателей с наружным диаметром от 60 до 172 мм.
При использовании ВЗД в горизонтальном бурении реализуются их преимущества по сравнению с турбобурами, в частности меньшая зависимость от диаметра, а также повышенный удельный момент двигателя. Это позволяет сконструировать силовую секцию длиной 1 – 2 м с наружным диаметром, существенно меньшим, чему турбобура для аналогичных целей.
Основные особенности ДГ:
Уменьшенная длина, достигаемая сокращением как силовой, так и шпиндельной секций, при этом силовая секция двухшаговая, что обеспечивает необходимую мощность;
Уменьшенный наружный диаметр, что при сохранении оптимальных характеристик ВЗД. Обеспечивает надежную проходимость двигателя с опорно-центрирующими элементами в стволе скважины и улучшенную гидродинамическую ситуацию в затрубном пространстве;
Многообразие механизмов искривления корпуса, что позволяет использовать различные технологии проводки скважин;
Возможность размещения на корпусе двигателя опорно-центрирующих элементов;
Усовершенствованное соединение ротора и вала шпинделя, гарантирующее надежную работу с большими углами перекоса.
Винтовые забойные двигатели типа ДГ (рис. 3.28) Предназначены для бурения горизонтальных скважин, в том числе с малым радиусом искривления.
Рис. 3.28. Винтовой забойный двигатель типа ДГ-108:
1 — переводник верхний; 2 — ротор в сборе; 3 — статор; 4 — вал гибкий; 5 — шарнир; 6 корпус шпинделя; 7 — опора осевая; 8 — опора радиальная; 9 — переводник наддолотный.
В отличие от других ВЗД двигатель имеет укороченный шпиндель, оснащен опорно-центрирующими элементами и корпусными шарнирами, обеспечивающими эффективную проводку горизонтальных скважин по заданной проектом траектории. Кроме этого, созданы ВЗД типов ДР и ДГР, предназначенные для капитального Ремонта скважин, отличающиеся от других типов наличием искривленного переводника с регулируемым утлом перекоса.