Солнечная электростанция 30кВт - бизнес под ключ за 27000$

15.08.2018 Солнце в сеть




Производство оборудования и технологии
Рубрики

РЕЖИМЫ БУРЕНИЯ

Эффективность работы долота на забое скважины можно оценить рядом показателей, к важнейшим из которых относятся: механическая (мгновенная) скорость бурения ам; проходка за

рейсЛр=^1 ьы<И (где 1С, — продолжительность механического бу-

о

репия; общая проходка па долото 1г (для колонковых и алмаз­ных долот для долот других типов й = Лр); средняя меха­

ническая скорость бурения £>ср = Лр/7б; рейсовая скорость про­ходки 1>р=/гр/(/б-Ин), (где /„—продолжительность паузы между рейсами, включающей затраты времени на спуск-подъем, смену долота и вес вспомогательные операции, необходимые для осу­ществления рейса); стоимость 1 м проходки С= Сб<б Сп<п

к Лр

(где С д — стоимость долота; Съ— стоимость 1 ч механического бурения; Сп — стоимость 1 ч операций по замене долота в дан­ном интервале скважины).

Эти показатели связаны между собой и находятся в слож­ной зависимости от параметров режима бурения — осевой на­грузки на долото, частоты вращения долота, количества и ка­чества промывочной жидкости. Так, зависимость механической скорости от параметров режима определяется выражением

где /г(„ а, Ь — коэффициенты, зависящие от совершенства очи­стки забоя, конструкции долота и степени его износа, механиче­ских свойств пород, величины горного и гидростатического дав­лений.

Связь между долговечностью вооружения долота и парамет­рами режима может быть описана формулой вида

(8.27)

Подпись: (8.27)^__ . Д]

РЬхпЬ3

Аналогичным выражением определяется и зависимость дол­говечности опоры долота и от режимных параметров.

Изменение механической скорости в течение рейса принято характеризовать экспоненциальной зависимостью вида

= Ч*ГЧ (8-28)

где /ги — коэффициент износа.

С учетом зависимости им и И от времени легко определяется и изменение рейсовой скорости во времени, которое с уче­том износа вооружения долота имеет экстремальный характер. Исследование зависимости ^р=[(^б) на максимум показывает, что рейсовая скорость достигает максимального значения в тот момент времени £р, когда она становится равной мгновенной скорости проходки, т. е.

Ъртгх. = Уы(?р). (8.29)

Сочетание режимных параметров, обеспечивающих достиже­ние максимальной рейсовой скорости, можно было бы назвать оптимальным режимом бурения. Однако при другом сочета­нии режимных параметров может быть получено иное зна­чение Ортах, которое может быть и больше первого. Следова — тельно, оптимальным по критерию рейсовой скорости может быть назван только такой режим, который обеспечивает до­стижение максимально возможного для данной технической

вооруженности буровой значения рейсовой скорости »р (макси­

мум максиморум). Практически такой режим может быть реа­лизован далеко не во всех случаях.

Своеобразие режимов бурения нефтяных и газовых сква­жин определяется влиянием ряда факторов: глубиной сква­жины, конструкцией долота, особенностями его износа, прису­щими тому или иному способу бурения, особенностями изме­нения режимных параметров, уровня технического оснащения и способов выполнения спуско-подъемных и других вспомогатель­ных операций.

Так, при небольшой глубине забоя соотношение затрат вре­мени <б и таково, что /оВ этих условиях наиболее су­щественным становится достижение максимально возможного значения механической скорости им = тах, что равносильно применению критериев ур=тах и с=шш. Для глубоких забоев
(более 3000 м) наибольшее значение имеет критерий макси­мально возможной проходки па долото h=max, что равносильно использованию критериев уг = тах и с=шш, а критерий им= =тах неприменим.

При небольшой глубине забоя долговечность вооружения до­лота ta обычно превышает затраты времени и продолжи­тельность рейса /р, соответствующая достижению vp=max, по­лучается меньше in. Долото требует замены до износа воору­жения при i>p=max. Для глубоких забоев, наоборот, #в<^п и £р>£в, т. е. подъем долота должен производиться ранее дости­жения 17р=шах из-за износа вооружения. При выходе из строя опор долота оно должно быть поднято немедленно, при этом В большинстве случаев h<.tv И 1>р<1>ртах. Ясно, что при этих условиях оптимальный режим не достигается.

Выражение для рейсовой скорости можно представить в виде

Dp —————- . (8.30)

/i/t>cp — Ь ^11

Зависимость h и vcp от режимных параметров обуславли­вает определенную связь их между собой, вид которой зависит от типа и конструкции долота, а также от способа изменения режимных параметров (рис. 8.43). Последний определяется особенностями привода долота, что обуславливает различие ре­жимов роторного бурения и бурения с помощью забойных дви­гателей.

Оптимальный или рациональный режимы бурения, кроме определенных количественных, характеризуются получением также требуемых качественных показателей бурения (интен­сивность искривления скважины, предотвращение осложнений в процессе бурения, процент выхода керна и т. п.). При этом качественные показатели устанавливаются несколько ниже ма­ксимально возможного уровня. Для получения максимальных качественных показателей требуется применение специальных режимов бурения, которые характеризуются иными сочета­ниями режимных параметров и, как правило, более низкими количественными показателями.

Роторное бурение. Роторное бурение характеризуется воз­можностью ‘ независимого изменения режимных параметров и установления любого разумного их сочетания в пределах огра­ничений, накладываемых прочностью долота и технической ос­нащенностью буровой. При выборе рациональных режимов ро­торного бурения принимают во внимание физические свойства пород и условия их залегания, технические возможности буро­вой установки, опыт передовых буровых бригад, а также осо­бенности влияния каждого нз режимных параметров на показа­тели бурения. С учетом этих данных составляется программа проведения исследований по выявлению влияпня режимных
параметров на показатели работы долот, которая реализуется при бурении опорно-технологических скважин. При бурении этих скважин благодаря созданию различных сочетаний пара­метров должны быть получены функциональные зависимости типа (8.26), 8.27) ,и другие, которые позволили бы достаточно достоверно прогнозировать результаты бурения последующих скважин в зависимости от принятых сочетаний режимных па­раметров. На основе полученных результатов разрабатываются рациональные (оптимальные) режимы бурения и составляются конструктивно-техпологическне карты. На всех этапах разра-

Л А ‘ ь

РЕЖИМЫ БУРЕНИЯ

Рис. 8.43. Характер зависимости h = f(vс,,) при роторном (У, II) и турбинном (III) бурении и износе долот по вооружению (1) или опоре (2):

1 — Р=ат п—const; 11 —Р=const; n=var; 111 — P=var; n=var

ботки рациональных режимов бурения весьма эффективно при­менение электронно-вычислительной техники.

(8.31)

Подпись: (8.31)Для рационального режима роторного бурения характерно ступенчатое изменение режимных параметров по интервалам глубины скважины в соответствии с изменением частоты вра­щения ротора, определяемым кинематикой данной буровой установки и ограничениями, обусловленными установленной мощностью привода ротора и прочностью бурильной колонны. Таким образом, для каждого интервала n=const, а нагрузка на долото Р и количество промывочной жидкости Q подбира­ются так, чтобы либо vM = max (неглубокий забой), либо h = =шах (глубокий забой). При этом при бурении начальных ин­тервалов скважины шарошечными долотами частота вращения ротора может быть принята максимально возможной для дан­ной буровой установки, а осевая нагрузка на долото установ­лена по условию получения максимального процента объемного разрушения породы с учетом допустимой по условиям проч­ности долота нагрузки

Р — в/7,/7<рдо1І>

где © — процент объемного разрушения породы в течение рейса долота; Гб — площадь контакта зубьев долота с забоем при

их износе па 3/4—5/6 максимальной высоты; р — твердость породы по штампу.

Если твердость пород. еще неизвестна, осевую нагрузку можно предварительно установить, исходя из удельной на­грузки на 1 см диаметра долота (табл. 8. 13).

С увеличением глубины скважины частоту вращения долота уменьшают во избежание чрезмерных затрат мощности и ви­браций бурильной колонны, что, несмотря на снижение меха­нической скорости, приводит, как показывает график рис. 8.43,

Таблица 8.13

Значения удельной нагрузки на долото, кНІсм

Характеристика порид

Типы

Шарошечные

долот

Лопастные

Очень мягкие

3—4 ‘

Мягкие

3—5

4—6

Средней твердости

5-8

Твердые

8-Ю

Крепкие и очень крепкие

10 13

к росту проходки па долото. Чтобы увеличить проходку па до­лото, осевую нагрузку при этом целесообразно уменьшить, до­биваясь рациональной отработки долот в зависимости от осо­бенностей их износа и свойств проходимых пород.

Для реализации рациональных режимов роторного бурения большое значение имеет подведение к забою максимальной гид­равлической мощности, что так же, как и в турбинном бурении, имеет место при определенном соотношении полезного пере­пада давлений (в данном случае в насадках долота ) и давле­ния, развиваемого насосами (рк=2/3ри) ■ Для использования этого перепада давлений необходимо применение гидромони­торных долот, при этом весьма важно обеспечить необходимое для качественной очистки забоя превышение перепада давле­ний в насадках долота над дифференциальным давлением (Ря—3^-5Ар).

Для нормального выноса разбуренной породы расход про­мывочной жидкости должен обеспечивать скорость восходящего потока не менее 0,7—1,0 м/с при бурении в твердых породах и не более 1,3 м/с — в мягких породах. Параметры промывоч­ной жидкости должны подбираться так, чтобы предотвратить осложнения в процессе бурения скважины, но при этом нахо­диться на минимально возможном уровне.

Турбинное бурение. Особенностью турбиниого бурения яв­ляется взаимная связь режимных параметров — изменение од­ного из параметров вызывает автоматическое изменение других. Так, с увеличением осевой нагрузки число оборотов долота

* »

ш

ни

800

Ш

200

_ о

0

$ Ю 15 20 25 30

Осевая нагрузка на Яолояо, т

Рис. 8.44. График изменения рабочий характеристики турбобура в зависимо­сти от осевой нагрузки (/I и V отно­сятся к новому долоту; п’, б’ — к изно­шенному долоту). Заштрихована область неустойчивой работы турбобура

і

2
о

(8.32)

(8.33)

(8.34)

м.

тур

уменьшается, а вращающий момент на палу турбобура растет
до определенного значения, что вызывает соответствующий
рост мощности, развиваемой турбобуром. После достижения

определенного для данного расхода жидкости значения осевой
нагрузки частота вращения резко падает, что обуславливает
соответствующее падение мощности на валу (рис. 8.44). Меха-
ническая скорость бурения изменяется при этом примерно про-
порционально мощности, и ее максимум совпадает с максиму-
мом мощности, что весьма важно для управления режи-
мом турбинного бурения. … в X

_ * г ** 1 1! м/и N и Кг й пп/мпЫ

С увеличением подачи жид-
кости частота вращения

увеличивается, при этом
растет и значение осевой
нагрузки, соответствующее
максимуму мощности.

Осевая нагрузка и ча-
стота вращения, соответ-
ствующие режиму макси-
мальной мощности, назы-
ваются эффективными, а их
сочетание 1— оптимальным
режимом турбинного буре-
ния при ограниченной глу-
бине забоя.

Величина максималь-
ной механической скорости, которая может быть достигнута
при турбинном бурении, зависит в первую очередь от гидрав-
лической мощности, подводимой к турбобуру потоком жидкости.
Режим бурения, при котором к турбобуру подводится макси-
мум гидравлической мощности насосов, называется форсиро-
ванным. Эта мощность может быть реализована по-разному
в зависимости от рабочей характеристики турбины турбобура,
величины осевой нагрузки, потерь мощности па трение в опо-
рах турбобура, конструкции долота и степени его износа. Ос-
новными закономерностями определяющими режимы турбин-
ного бурения, являются зависимость вращающего момента на
валу турбобура от момента трения в гште.

Мг/р = Мт—Мп=-Мт—(Я—й) кг при Я>С,

■МТ—(С—Ю цг при РсЄ

и зависимость момента на долоте от осевой нагрузки

МД = МУР + М0,

РЕЖИМЫ БУРЕНИЯ

где Мт — момент, развиваемый турбиной; Я — реакция забоя скважины (/?=Рд); й — сумма гидравлической нагрузки на вал турбобура за счёт перепада давления и веса вращающихся деталей турбобура; р,— коэффициент трения в пяте турбобура; г — расчетный радиус трения в пяте; Му— удельный момент,

 

РЕЖИМЫ БУРЕНИЯ

т. е. изменение момента сопротивления долота при изменении осевой нагрузки na 1 кН; Мй — момент на долоте, не завися­щий от осевой нагрузки.

Вследствие сложной зависимости момента трения в резино­металлической опоре турбобура от частоты вращения вала (рис. 8. 45) результирующий момент на валу является нели­нейной функцией числа оборотов и растет при их уменьшении вследствие увеличения осевой нагрузки лишь до некоторого своего значения.

При некоторой величине осевой нагрузки потребный для вращения долота момент Л4Я может стать больше Л4тур,

Рис. 8.45. График моментиой характери­стики турбобура

Подпись:и турбобур остановится (левая часть графика рис. 8.45).

В турбобуре с более крутой линией момента это происходит при более высоких значениях осевой нагрузки, соответствую­щих меньшей _с частоте, вращения долота. Вслед­ствие этого проходка на долото возрастает. По этой причине более пред­почтительно, особенно при большой глубине за­боя, применение турбо­буров с большим от­ношением Мт/п, что ха­рактерно для секцион­ных турбобуров и турбобуров типа А с наклонной линией дав­лений. Подобный же эффект достигается применением турбобу­ров с опорами качения, отличающимися значительно меньшими потерями мощности на тренне, вследствие чего результирую­щий момент на валу (пунктир на рис. 8.45) мало отличается от момента, развиваемого турбиной. Удельный момент, опре­деляемый механическими свойствами пород, конструкций и со­стоянием долота и практически не зависящий от частоты его вращения, изменяется для трехшарошечных долот в пределах от 5—10 Н • м/кН в твердых породах до 20—30 Н • м/кН в мягких пластичных породах. В связи с этим эффективное значение осе­вой нагрузки при бурении в мягких породах оказывается

меньше, чем в твердых, и вследствие слабой реакции породы меньше гидравлической нагрузки на вал. При этом эффектив­ное число оборотов из-за большой величины момента получа­ется несколько меньше оптимального для данных конструк­ций турбины и расхода жидкости, т. е. смещается влево на забойной характеристике турбобура (рис. 8.46, а).

В твердых породах эффективное число оборотов из-за мень­шей величины удельного момента получается больше оптималь­ного, т. е. смещается вправо (рис. 8.46,6), что приводит к со­кращению проходки на долото. По мере износа долота и из­менения удельного момента максимумы забойной мощности и механической скорости смещаются в область меньших значений эффективной осевой нагрузкй, что требует постепенного из­менения этого параметра в течение рейса. Величина осевой на­грузки является единственным параметром режима, которым может управлять бурильщик, поскольку расход, промывочной жидкости определяется подведением к турбобуру максималь-

М, н-м /I/, нВг

2800

-103

■ч

/-

NN /у~

гооо

‘/

ч

1200

н

!

,1 М

1

т

ч

М, Н-м Л’нВт

280!)

103

/

/

/

‘/ООО

7 і

//

/200

Н

/ ‘

1 >

т

— 15

_

Подпись: РЕЖИМЫ БУРЕНИЯгоо воо мои

гоо вой мои

п, пб/тн

Подпись: гоо вой мои п, пб/тн 4,0(5/мин

і I——— г

Рис. 8.46. Графики забойных характеристик турбобура при бурении:

(I — мягких пород; б — твердых пород; / — крутящий момспт и мощность ца долоте;

2 — крутящий момент И мощность, развипаемыс турбиной

ной гидравлической мощности п в течение рейса изменяться не может. Благодаря совпадению максимумов забойной мощ­ности турбобура и механической скорости бурения эффективное ■ значение осевой нагрузки при ограниченной глубине забоя мо­жет быть установлено опытным путем по наблюдениям за ме­ханической скоростью бурения. При большой глубине забоя оптимальный. режим, соответствующий достижению ир=тах, требует более значительного снижения частоты вращения до­лота и увеличенных нагрузок, что связано с изменением рас­хода жидкости, применением высокомомептных, секционных и редукторных турбобуров, а также винтовых двигателей.

Бурение электробурами. При бурении электробурами, так же как и при роторном способе, параметры режима можно изменять независимо один от другого. Частота вращения вала электробура практически не зависит от осевой нагрузки и мо­жет изменяться путем варьирования частоты питающего тока или применения редукторов-вставок с различным передаточ­ным отношением. Мощность, развиваемая электробуром, выше

забойной мощности при турбинном бурении н не зависит от ко­личества и свойств промывочной жидкости, что позволяет при­менять более благоприятные для увеличения проходки на до­лото режимы. Расход промывочной жидкости, определяемый лишь условиями нормальной очистки скважины, меньше, чем при турбинном бурении, что позволяет уменьшить мощность насосной группы.

Наиболее существенным недостатком электробурения, сни­жающим его показатели, особенно при значительной глубине скважин, является сокращение межремонтного периода работы электробура из-за частых пробоев системы токонодвода и изо­ляции электродвигателя. Показатели бурения снижаются также вследствие уменьшения допустимой величины тока в статоре по условиям нагрева обмотки в связи с ростом температуры про­мывочной жидкости на большой глубине, что требует уменьше­ния нагрузки на долото.

Бурение с отбором керна. Бурение колонковыми долотами осуществляется по специальным режимам, направленным на получение максимального выхода керна. С этой целыо прини­мают меры, способствующие повышению механической скоро­сти бурения и предотвращающие размыв керна промывочной жидкостью, а также его разрушение под действием вибраций и истирания. Решающее значение при этом имеет правильный выбор забойного инструмента, количества и параметров про­мывочной жидкости.

Комментарии запрещены.