ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КИСЛОРОДНЫХ ЭЛЕКТРОДОВ НА ВОЗДУХЕ
Применение воздуха вместо чистого кислорода в качестве окислителя в ЭХГ позволит существенно снизить стоимость соответствующих энергоустановок и генерируемой электроэнергии. Кроме того, при использовании воздуха автоматически отпадает проблема хранения и транспортировки окислителя. Однако при создании топливно-воздушных систем возникает ряд трудностей, главная из которых — разработка высокоэффективного воздушного электрода.
3.3.1. Механизм работы воздушных электродов
Как известно, потенциал воздушного электрода ниже потенциала кислородного электрода вследствие меньшего содержания кислорода. При замене чистого кислорода воздухом меняется механизм транспорта реагента через газовую фазу электрода к активной поверхности 114
катализатора, и поэтому можно ожидать некоторого отличия в поведении электродов на воздухе по сравнению с поведением в кислороде [3.12—3.14, 3.42].
Активный слой кислородных и воздушных электродов представляет собой смесь частиц катализатора (обычно Pt) и фторопласта (рис. 3.18).
Гипотетический процесс электрохимического восстановления кислорода состоит из следующих стадий: диффузия кислорода в воздушной смеси и глубь электрода; растворение кислорода в электролите, заполняющем гидрофильные слои катализатора; диффузия растворенного кислорода в глубь пористого слоя катализатора, сопровождающаяся электрохимической реакцией. Влияние парциального давления
заторами и с различным содержанием гидрофобизатора изучалось посредством электровосстановления кисло
го в смеси изменялось от 4 до 100 кПа, а избыточное давление газа во всех случаях составляло 6,7 кПа. Электрохимическое поведение электродов исследовалось путем снятия стацио — 8*
нарных поляризационных кривых в растворах 7 н. КОН и 3 н. H2S04.
Анализ поляризационных кривых в координатах <р, lg I показывает, что наклон прямолинейного участка одинаков для воздуха и кислорода, но отклонение от прямолинейной зависимости для воздуха начинается при меньших токах (рис. 3.19). Следовательно, при использовании воздуха, начиная с плотности тока 0,05 А/см2, возникают значительно большие транспортные затруднения в протекании электродного процесса, чем в случае чистого кислорода. Сравнение токов при постоянном потенциале для воздуха и кислорода показывает, что в пределах линейного участка ток при данном потенциале в 4—5 раз выше для чистого кислорода, т. е. скорость реакции примерно пропорциональна концентрации кислорода.
В отличие от кислородных электродов воздушные электроды в исследованной области токов имеют предельный ток. Зависимость предельной плотности тока Jd от парциального давления кислорода при изменении последнего от 4 до 70 кПа носит прямолинейный характер (рис. 3.20). При переходе к чистому кислороду наблюдается отклонение от линейности в сторону больших значений предельной плотности тока: экстраполяция линейной зависимости па Р0г= 1 дает значение J=0,7~ 0,8 А/см2, фактически для чистого кислорода предельный ток не достигается при /=2 А/см2. Так как перенос реагента в газовой фазе в случае чистого кислорода становится фильтрационным, т. е. значительно более быстрым, чем диффузионный, а механизм переноса в пленке жидкости не меняется, можно полагать, что в случае диффузионного механизма переноса кислорода (р0і>1) предельный ток на электродах с большим содержанием фторопласта обусловлен затруднениями по переносу в газовой фазе. Дополнительным фактором, увеличива — 116
ющим Jd для чистого кислорода, может быть значительное разогревание электрода при больших токах.
Предельная плотность тока Jd для воздушных электродов с постоянным количеством платинового катализатора и различным содержанием гидрофобизатора с увеличением последнего резко возрастет, а затем по-
Рис. 3.21. Зависимость активности электродов от С* в 7 н. КОН при <р=0,9 В н ро2, равных 0,1 МПа для кривых 3, 6, 9, 12; 0,02 МПа для 2, 5, 8, 11; 0,04 МПа для 1, 4, 7, 10. Содержание платины: 50 г/м2 для кривых 1—3; 100 г/м2 для 4—6; 200 г/м2 для 7—9 и 500 г/м2 для 10—12. |
степенно снижается (рис. 3.20). Максимум на кривой зависимости Jd от Сф находится при Сф=1,5% (Сф— отношение массы фторопласта в активном слое к массе платины, %) и составляет около 0,27 А/см2. Наличие резкого максимума можно объяснить следующим образом. В области до максимума предельный ток, по-видимому, обусловлен предельной скоростью диффузии кислорода через пленку жидкости к работающей поверхности катализатора. Рост Jd с увеличением Сф от 0,4 до 1,5% происходит вследствие резкого увеличения поверхности раздела газ—электролит, так как, начиная с Сф=1,5%, наступает область пробоя по газу и газ распределяется более или менее равномерно по толщине. С увеличением количества фторопласта от 1,5 до 45% спад связан с увеличением пути диффузии в газовой фазе, так как, с одной стороны, увеличивается толщина активного слоя, а, с другой стороны, зона реакции перемещается дальше на электролитную сторону из-за снижения эффективной проводимости.
Аналогичная в качественном отношении картина по зависимости /<* от Сф наблюдается и для парциального давления кислорода 400 Па.
При рассмотрении зависимости / от Сф для разных р02 (рис. 3.21) в области умеренных поляризаций можно отметить, что при снижении р0а, в частности при переходе от чистого кислорода к воздуху, положение максимума электрохимической активности почти не изменяется и соответствует в растворе КОН Сф=5%. Однако спад тока с увеличением содержания фторопласта выше оптимального становится менее резким, что, очевидно,
Рис. 3.22. Зависимость общей активности воздушных электродов от эффективной толщины при ср = 0,9 В и
различных Сф, %.
/ — 5%: 2-1,5%; 3-17.5%: 4- 35%; о — 45%; 6-0,4%; 7-0,1%.
связано со снижением абсолютных потерь значений тока и соответственно омических потерь в электролите, определяющих нисходящую ветвь кривой. При увеличении поляризации наклон нисходящей ветви Id, Сф кривых соответственно возрастает.
Все зависимости от p0i в растворах H2SO4 аналогичны полученным В КОН.
Для выяснения особенностей поведения воздушного электрода важное значение имеет пространственное распределение электрохимического процесса по толщине. На рис. 3.22 представлены кривые зависимости общей активности воздушных электродов, различающихся содержанием фторопласта, от толщины. Из рис. 3.22 видно, что воздушные электроды в зависимости от Сф качественно ведут себя аналогично кислородным, а количественно отличаются тем, что при одинаковой поляризации эффективная толщина б их заметно выше (примерно в 1,5 раза), что связано с более низкими токами. Если сравнивать электроды с мало отличающейся нагрузкой, то б при разных р0з довольно близки. Приведенные на рис. 3.21 кривые зависимости / от Сф для 118
разных толщин электродов показывают, что для всех р0г максимальный эффект при увеличении толщины слоя наблюдается в максимуме зависимости / от Сф. Это означает, что для воздушного электрода, так же как и для кислородного, эффективная толщина электрода максимальна при Сф=5%.
С увеличением температуры активность воздушных электродов возрастет, причем положение максимума на кривых зависимости J от Сф, как и в случае кислородных электродов, несколько смещается (от Сф=5% при 25°С до Сф=10-^12% при 75°С), а спад тока после прохождения максимума становится более плавным. Кажущаяся энергия активации, рассчитанная по уравнению Q= =—R d(ln J)/d(l/T), колеблется от 2 до 12 кДж/моль, что характерно для транспортной лимитирующей стадии.
Зависимость J or р0г в области небольших поляризаций (линейных участок тафелевской кривой), а также в области предельных токов носит почти линейный характер (наклон lg^/lg/^ кривой равен 0,9— 1). Линейная зависи.
мость может быть объяснена тем, что электрод работает при малых поляризациях в кинетическом режиме, а в области предельного тока — во внешнедиффузионном режиме. Очевидно, что в промежуточной области будет смешанный режим, обусловленный постепенным переходом от кинетического режима к внутридиффузи- онному или внутриомическому (наклон 0,5) и, наконец, к внешнедиффузионному. Экспериментальные значения наклона кривых в этой области колеблются от 0,5 до 0,73. Так как точка перехода от одного режима к другому будет очень сильно зависеть от структуры электродов, трудно ожидать хорошего совпадения наклонов при данном фг для разных электродов.
Хотя ряд закономерностей для воздушного электрода имеет тот же характер, что и для кислородного, особенностью воздушного электрода следует считать наличие диффузионных затруднений в газовой фазе гидрофобного и активного слоев, которые наблюдаются и при большом содержании гидрофобизатора, причем в области не только предельного тока, но и умеренных поляризаций.
Основное отличие воздушного гидрофобизированного электрода от кислородного состоит в том, что в воздушном электроде надо учитывать дополнительно еще одну стадию, лимитирующую токообразование,— конечную
скорость массопёрёйоса кйслорода в Воздушной смёсй, заполняющей пористый электрод. В кислородном электроде обычно предполагается, что эта стадия не является определяющей [3.12]. Теория работы воздушного гидрофобизированного электрода в основном подтверждается экспериментами [3.14].