Измерение частоты вращения ротора
Датчики частоты вращения ротора поставлялись в измерительных комплексах СКУБ и Б-7 и применялись при роторном бурении скважин.
Преобразователь частоты вращения ротора ПЧР [46]
Преобразователь частоты вращения ротора в электрический сигнал типа ПЧР входит в состав комплекса СКУБ и предназначен для измерения частоты вращения ротора. Конструкция ПЧР показана на рис. 9.21. Вращение входного вала 6с коническим зубчатым колесом 7, кинематически связанным с валом привода посредством зубчатых передач, передается диску 8 с прямоугольными зубцами, число которых равно 10. При вращении диска 8 его зубцы поочередно проходят через щель катушки бесконтактного датчика 1. Генерируемые в катушках высокочастотные колебания затухают при перекрывании щели катушки зубцами диска. На вход ПЧР поступают пакеты импульсов, ширина и длительность которых зависят от частоты вращения диска.
Зубчатые передачи работают в масле. Уровень масла контролируется щупом 2. Корпус 9 ПЧР отлит из алюминиевого сплава и имеет основание 5 для установки его на буровой. На корпусе предусмотрены съемные крышки 3 и 4, обеспечивающие доступ к узлам и деталям при наладке и регулировке.
Техническая характеристика ПЧР
…. 300 …±1,5 4- +50 |
Диапазон измерения, мин-1……………………………………………….
Основная приведенная погрешность измерения, %……….
Температура окружающей среды, °С……………………. —50
Масса, кг……………………………………………………………………………
Габарит, мм………………………………………………………….. 225x195x197
Измеритель частоты вращения ротора ИСР-1 [46]
Измеритель частоты вращения ротора ИСР-1 входит в комплекс Б-7. Он представляет собой обычный электрический тахометр, состоящий из датчика 4, показывающего прибора 1, соединительного электрического кабеля 3 и клеммной коробки 2 (рис. 9.22).
Механическая связь вала ротора с тахогенератором осуществляется с помощью клиноременной передачи. При таком присое-
Л/с. Й2/. Преобразователь частоты вращения ротора ПЧР
-7 Рис. 9.22. Измеритель частоты вращения ротора ИСР-1
Рис. 9.23. Тахогенератор ДТЗ-2:
I — разъемный корпус, 2 — стяжные болты, 3 — накидная гайка,
4 — квадратный вал, 5 — электрический разъем
Признак классификации |
Тип измерителя частоты вращения ротора |
||
По принципу действия: основной |
Импульсный |
Импульсный |
Тахометрический |
дополнительный |
Колесо с прорезями |
Датчик оборотов |
Тахометр |
По типу преобразователя |
Индукционный |
Оптический |
Тахометрический (2,5—4 мВ • мин^1) |
По месту установки |
Привод ротора |
Цепное колесо ротора или вал ротора |
Цепное колесо ротора или вал ротора |
По удобству монтажа |
Неудобно |
Удобно |
Удобно |
По точности |
Низкая |
Высокая |
Высокая |
По надежности |
Низкая |
Высокая |
Высокая |
Предпочтительный тип и его характеристика: — погрешность измерения — выходной сигнал — температурный диапазон — диапазон измерения Унификация |
+ 0,1% Кодовый, импульсы ТТЛ -50 -^+50°С 0—300 мин-1 |
Н- 1,0% 0-6 В -50 — +50°С 0—300 мин-1 |
|
Все типы БУ |
динении напряжение, вырабатываемое тахогенератором, будет прямо пропорционально частоте вращения ротора. Это напряжение измеряют вольтметром, отградуированным в единицах частоты вращения ротора.
Тахогенератор устанавливают на станине и защищают кожухом от повреждений и попадания влаги и грязи. В коробке предусмотрены клеммы для подключения других потребителей информации.
Техническая характеристика ИСР-1 Диапазон измерения контролируемой
TOC o "1-5" h z величины, мин“1………………………………………………………………. 0—300
Основная приведенная погрешность измерения, %………….. ±2,5
Максимальное расстояние от датчика
до показывающего прибора, м……………………………………………… 70
Температура окружающей среды, °С……………………. —40 + +50
В ИИС ГТИ СГТ-К «Разрез-2» в качестве датчика частоты вращения ротора используется авиационный тахогенератор ДТЗ-2 (рис. 9.23) со схемой обработки сигнала, преобразующей напряжение тахогенератора в сигнал, пропорциональный частоте вращения в диапазоне 0—300 мин-1.
В табл. 9.8 показана классификация измерителей частоты вращения ротора.