ПОВЫШЕНИЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАТИВНОСТИ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СКВАЖИН ПО ПРОМЫВОЧНОЙ ЖИДКОСТИ
Методы с задержкой информации на величину «отставания» промывочной жидкости включают в себя комплекс измерений физико-химических свойств промывочной жидкости, прошедшей через забой скважины и за счет этого обогатившейся забойной информацией, а также комплекс измерений по шламу, отобранному из промывочной жидкости на дневной поверхности.
Таким образом, промывочная жидкость, движущаяся по за — г трубному пространству скважины, является для этих методов как каналом связи (для выноса шлама), так и источником информации (для определения ее физико-химических свойств).
Особенностью движущейся промывочной жидкости как канала связи является задержка информации на величину «отставания» промывочной жидкости, т. е. на время, необходимое для перемещения раствора, изменившего свои свойства при омыва — нии забоя, от забоя до места установки датчиков информации на дневной поверхности.
Этот интервал времени определяется следующим выражением
V
Тот = ^6—мин, (5.1)
где К — объем затрубного пространства скважины, м3;
(?вых — расход на выходе из скважины, л/с.
Для регистрации газокаротажных параметров необходимо учитывать время транспортировки газовоздушной смеси от дегазатора к станции («отставание» в вакуумной линии — 4 л). При использовании данной формулы необходимо достаточно точно определять как 0ВЫХ, так и Ус, причем объем затрубного пространства скважины желательно определять с учетом реального кавер — нообразования, а также с учетом реальной реологии промывочной жидкости.
Например, при ламинарном движении жидкости в затрубном пространстве даже при наличии больших каверн большая часть объема каверн будет застойной [40], в то время как при турбулентном движении происходит обмен жидкости в большей части каверн, что приводит к увеличению времени «отставания». Поэтому реально задействованный для движения жидкости объем затрубного пространства наиболее точно может быть определен при известном: расходе методом индикатора с использованием в качестве последнего бензина, карбида кальция и т. п. Из общего времени движения индикатора необходимо вычесть время его движения по трубам, внутренний объем которых известен. В последних моделях отечественных газокаротажных станций и станции СГТ имеются специальные «запоминающие» устройства, которые задерживают сигналы действующих глубин на переменный интервал времени Тт эвакуации из скважины объема бурового раствора Ус, что позволяет фиксировать газокаротажные данные в масштабе глубин с высокой точностью привязки к истинным глубинам [22, 43, 81].
Для привязки шлама к истинным глубинам необходимо учитывать не только перемещение бурового раствора в затрубном пространстве скважины, но и перемещение частиц шлама в буровом растворе.
При перемещении бурового раствора от забоя до устья скважины под действием силы тяжести в нем происходит седиментация частиц шлама. Поэтому скорость движения частиц шлама и бурового раствора в затрубном пространстве в общем случае различна.
Это различие учитывается соответствующими формулами и палетками, позволяющими осуществить точную привязку к истинным глубинам образцов шлама различных фракций [22, 43].
К методам с задержкой информации на величину «отставания» промывочной жидкости можно отнести газовый каротаж, термометрию по выходящему раствору, методы исследования шлама, методы изучения физико-химических свойств промывочной жидкости и т. д. Сюда же относятся и так называемые «электрические» способы выявления коллекторов [81], основанные на
Рис. 5.1. Выявление истинных аномалий суммарного газосодержания и привязка их к глубине
шести зарегистрированных аномалий заслуживают внимания только две, остальные являются помехой. Привязка аномалий к разрезу (к меткам глубин) осуществляется сдвигом информации (в сторону подлинника) на величину времени Т„р == 7′, + 7Ф.
Диаграмму, подобную изображенной на рис. 5.1 и полученную путем копирования, можно получить и однократной регистрацией информации одним временным каналом, но одновременно двумя пишущими устройствами (перьями), разнесенными друг от друга на величину Тц. На рис. 5.1 эти перья обозначены как основное и дополнительное. Данный пример получен с помощью катарометра ДГРП, который реагирует не только на метан, но и на другие углеводородные газы. Предпочтительнее использовать аппаратуру, избирательно реагирующую только на наиболее быстро дегазируемый метан (ГИАМ-5М), т. к. в этом случае повторные аномалии будут существенно уменьшены или исчезнут полностью.
Классификация информации, получаемой по промывочной жидкости, показана на рис. 5.2 [79]. К настоящему времени созданы аппаратурно-методические основы для автоматического непрерывного и дискретного определения целого ряда параметров ПЖ, отражающих как изменение физико-химического состава ПЖ за счет контакта с забойным флюидом, так и изменение нефтегазонасыщенности [79, 81, 94], рассмотрены свойства канала связи с «отставанием» как части специфической подсистемы ИИС ГТИ [79, 94, 105, 106], оценены информационные особенности данного канала связи.
Целый ряд исследователей [98, 99, 175] неоднократно делал попытки использовать данные газового каротажа для определения характера насыщения пласта не через параметры остаточного газосодержания — Ег и остаточного нефтегазосодержания —
[52, 79], а через газосодержание пласта [99] или газонасыщен — ность флюида пласта [52, 79].
Эти работы, направленные на непосредственную оценку состояния газа в пласте, повышают достоверность определения характера насыщения пласта-коллектора, но тем не менее количественными эти методики, как и основную методику [99], можно назвать лишь условно. Относительная ошибка определения одного из основных параметров, входящего во все уравнения, — газосодержания, приведенного к объему выбуренной породы, — Гпр — 10~3дЕ (где д — газонасыщенность промывочной жидкости, см3/л; Е— коэффициент разбавления), составляет в лучшем случае ЪГпр » 0,5 [52]. Причиной этого является
информация, получаемая по промывочной #еи<?хосгт/
Химический СОС/ПО& |
Фшмесме/е параметры |
Неф/7?*еазс#асб/и/е#*’0сг+
н §* *1 ч» ^ а.5« 41 |
II |
г I 5 [5?|ч§ |
|
|
||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
Определение плас’по^’сго — статического и &и*аничесгоео Зифферещаамнаго Зсо/генай, торамёгра РейисЛ*Зоа, устсмсмсни* момента Рым/тия <ол/!е*/г>ерр/у прегирли/>с£аыце зсм
Прогнаирс&ние лм’ ЛВПД, определение мгмехы £с*р>рчя Колле/стсро#.прогнел нерпе — еазонаг&течьоет/ к&ыехто*
рг£
Спреселеше момента §серш$
и ‘$ы$еле»ие нвфтееаюнасы — щеммш хгллех/перо/, ранее орнерчжение п. юагАилаци* аеф’ъееам>г>р°я£леше
Рис. 5.2. Классификация информации, получаемой по промывочной жидкости
большая относительная ошибка определения газосодержания промывочной жидкости — от Ьд = 0,4 для контурного дегазатора до 6<7 >> 1 для метода отбора проб бутылками, поплавкового и других типов дегазаторов [52].
Таким образом, решение задачи перехода к истинно количественной интерпретации данных газового каротажа лежит в области повышения достоверности определения газосодержания промывочной жидкости, так как ошибка в определении остальных необходимых параметров не превышает 0,05+0,1 [81] и может быть существенно снижена за счет применения новых технических средств.
Для повышения достоверности определения газосодержания промывочной жидкости существует несколько направлений:
1. Принципиально изменить систему дегазации ПЖ, направив все усилия на повышение постоянства коэффициента дегазации.
2. Отказаться от дегазации вообще, направив все усилия на сбор и определение количества газа, выделившегося из ПЖ при ее контакте с атмосферой на выходе из скважины путем естественной дегазации.
3. Определить газосодержание ПЖ физическими методами на входе в скважину и на выходе из нее с высокой точностью и в дальнейших расчетах оперировать величиной приращения газосодержания ПЖ на выходе из скважины — Ад.
Рассмотрим наиболее перспективные методы повышения достоверности определения газосодержания промывочной жидкости по каждому из трех вышеназванных направлений и соответствующие новые методики проведения газового каротажа в процессе бурения.
Новые методики проведения газового каротажа в процессе бурения в значительной мере базируются на предыдущих исследованиях одного из авторов [79, 80, 81, 88] и результатах опробования и совершенствования технических средств ГТИ.
Так, результаты опробования оптико-акустического газоанализатора ГИАМ-5М, фиксирующего (в отличие от катарометра ДГРП) содержание в газовоздушной смеси (ГВС) только метана, позволили сделать очень важный практический вывод о том, что в реальных условиях проведения газового каротажа в Западной Сибири аномалии по метану, зафиксированные после выхода из скважины, в дальнейшем не прослеживаются. Таким образом, доказано, что свободный метан полностью дегазируется из ПЖ в
реальных условиях желобной системы, применяемой в Западной Сибири, при движении от устья до насосов. Это обстоятельство имеет принципиальное значение, так как существенно упрощает методику проведения работ из-за ненадобности учета газонасы — щенности ПЖ метаном на входе в скважину [82].
Интересные результаты, объясняющие механизм поведения пластового газа в ПЖ при ее движении к дневной поверхности, получены при опробовании аппаратуры радиоизотопного плотномера ПЖ [167], при поисках новых физических методов прямого определения газонасыщенности ПЖ [52].
Все эти работы и позволили по-новому подойти к проблеме повышения геологической информативности методов исследования скважин по промывочной жидкости.