ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА И ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ [1] [2]
В Законе о возобновляемых источниках энергии прописаны минимальные цены, которые гарантированно получают продавцы электрической энергии, выработанной из возобновляемых источников [Rich-
tlinie 2009/28/EG…, 2009].
энергия воды
при применении гидроэнергетических установок мощностью до 500 кВт продавцы электроэнергии получают 7,67 центов за 1 кВт-ч, установки с мощностью от 501 до 5 000 кВт получают минимальную оплату в размере 6,65 центов за 1 кВт-ч.
БИОМАССА
при использовании установок, работающих на биомассе, мощностью до 500 кВт цена одного кВт-ч составляет 10,02 цента, установок, мощностью до 5 МВт — 9,02 центов за кВт-ч, свыше 5 МВт — 8,52 центов за кВт-ч.
энергия ВЕТРА
Минимальная оплата для установок, которые в 2003 г. были подключены к сети, составит в первые пять лет 8,83 центов за кВт-ч. В дальнейшем, начиная с шестого года оплата составит только 6,0 центов.
Годовая дегрессия для установок, построенных позже 2003 г., составит 1,5 %. Это значит, при вводе в эксплуатацию новых установок, цена за проданную электроэнергию будет уменьшаться на 1,5 % за каждый год, начиная с 2003 г.
ГЕОТЕРМАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Для электрической энергии, вырабатываемой на геотермических установках мощностью до 20 МВт, установлена цена покупки электроэнергии в 8,95 центов за один кВт-ч, на более мощных установках — 7,16 центов за кВт-ч.
СОЛНЕЧНОЕ ФОТОЭЛЕКТРИЧЕСТВО
Для этого вида энергии, по сравнению с другими источниками, предусмотрено самое сильное увеличение цены: вместо 8,5 центов за 1 кВтч с введением закона о возобновляемых источниках энергии оплачивается 50,62 цента. Для установок, построенных в 2002 г. и позже, оплата ежегодно снижается на 5 %. Таким образом, оплата энергии, вырабатываемой установками, запущенными в эксплуатацию в 2003 г. составляла около 45,68 центов за один кВт-ч.
Следует отметить, что новый закон о возобновляемых источниках создал в Германии для инвесторов корректные и надежные рамочные условия и тем самым вызвал бум в развитии новой отрасли энергетики.
УПОРЯДОЧЕНИЕ ЗАКОНА О ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКАХ ЭНЕРГИИ
как уже отмечалось выше, закон о БИЗ германии устанавливает за выработку и продажу электрической энергии из различных регенеративных источников энергии минимальные цены. Б июле 2002 г. правительство ФРГ представило первый доклад, который стал базой для согласования условий оплаты в законе о БИЗ. Актуальный проект, который в настоящее время дискутируется и в ближайшей перспективе будет принят, предусматривает целый ряд изменений. Б частности, для всех видов регенеративных производств электрической энергии предусматривается изменение в дегрессирующей шкале. Тем самым, наряду с созданием привлекательных условий для развития технологии, одновременно ограничены расходы на оплату энергии после истечения срока окупаемости оборудования.
Запланированы следующие изменения (табл. 9).
Планируемые изменения законодательства о ВИЭ
Таблица 9
|
ЭНЕРГИЯ ВЕТРА
При очень хорошем месторасположении установок, например на побережье, тарифы несколько снижаются, чтобы избежать сверхприбылей. Для оффшорных установок время, требуемое для выгодной оплаты, продлевается.
солнечное фотоэлектричество
поскольку программа 100 тыс. крыш в середине 2003 г. закончилась, то, как следствие, оплата за электрическую энергию, вырабатываемую солнечными батареями. в новом законе основная (базовая) оплата за кВт-ч устанавливается в размере 45,7 центов. Если фотоэлектрическая установка расположена у здания или на здании, эта сумма повышается до 57,4 цента (установки мощностью до 30 кВт) и до 55,0 цента (установки, мощностью свыше 30 кВт). При расположении установок на фасадах есть дополнительные наценки в 5 центов за каждый кВт-ч.
электрический ток из биомассы
Для установок малой мощности (до 150 кВт) оплата несколько повышается. Дополнительная наценка должна составить 2,5 цента за один кВт-ч.
энергия воды
проект предусматривает ограничения для малых гидроэлектростанций (до 5 МВт). Начиная с 2006 г. монтаж новых агрегатов на уже существующих плотинах будет запрещен. Для больших гидроэлектростанций допускается при определенных условиях создание новых мощностей.
Возражение против проекта закона шли не только со стороны хозяйственников, но и со стороны сторонников защиты окружающей среды. В особенности протестуют сторонники использования угля, выступающие против быстро растущего из года в год количества регенеративной энергии, так как она вытесняет в первую очередь из рынка угольные электростанции. В этом отношении многие фирмы-монополисты требуют также снижения оплаты за энергию ветра, так как с их точки зрения ветровые установки, построенные только в 2002 г., вытесняют почти 5 % электрической энергии, производимой на угольных электростанциях.
модели квот и установленные предписанием способы выработки энергии
Для выработки электрической энергии регенеративным способом есть два различных подхода. с одной стороны, энергетическая политика может предписать твердую минимальную оплату за электроснабжение (как, например, в законе о возобновляемых источниках энергии). в каком объеме будут строиться установки виэ, регулирует рынок.
высокая оплата предполагает большие инвестиции, малая оплата тормозит инвестиционную деятельность. наряду с так называемыми моделями, регулирующими цены, есть большое количество моделей, регулирующих выработку, поставки, транспортировку: квотная модель и предписываемый порядок выработки. общим для них является то, что энергетическая политика задает объемы выработки.
при квотной модели твердо установлено, какой процент выработки электрического тока или же сбыта электроэнергии должен быть покрыт возобновляемыми источниками энергии (квоты). определение квот осуществляется через сертификаты, которые получает производитель регенеративного электричества (например, сертификат на 10 000 кБт). фирмы, которые производят энергии меньше (больше), чем предписано квотой, могут сертификаты продавать. Тот, кто хочет производить больше энергии (меньше), должен сертификаты покупать. Цена на сертификаты регулируется спросом и предложением. Для того, чтобы регулирование квот не пошло на самотек, есть контролирующая инстанция, которая осуществляет надзор за распределением сертификатов и при невыполнении квот выносит соответствующие штрафные санкции. при указанной выше энергетической политике доводится твердый объем выработки и продажи электроэнергии. Инвесторы могут затем представить предложения по инвестиции для части этого объема. наиболее активные оференты получают доплату.
такие модели характеризуются сторонниками как более действенные, чем оплата за подачу электрической энергии, потому что конкуренция усиливается и тем самым расходы, например на электрический ток, производимый ветряными установками, могут быть снижены.
Следует отметить, что Дания, Германия и Испания относительно возобновляемых источников энергии ориентируются на регулирование минимальных цен (оплата за подачу электрического электрической энергии), в то время как Великобритания, Ирландия и Франция придерживаются способа сертифицирования. Анализ показывает, что общая мощность ветроагрегатов в странах с твердо установленной оплатой подачи электрической энергии в 17 раз выше, чем в странах, которые применяют метод сертификатов.
Как уже упоминалось выше, директивой ЕС (2009/28/EG) предусматривается к 2020 г. довести долю вИэ в общем энергопотреблении в странах-членах ЕС до 20 %, в Германии эта цифра в 2009 г. составляет 18 %. Поэтому Германия в рамках интегрированного и климатического
пакета поставила перед собой задачу довести к 2020 г. долю ВИЭ на рынке электроэнергии до 30 %, а к 2030 г. — до 50 %.
опыт развития ветроэнергетики в государствах-членах Ес отчетливо показывает, что отдельные страны находятся на различных этапах развития. это обуславливается прежде всего существующими рамочными условиями в энергетической политике, при этом меньшее влияние на темпы внедрения оказывает имеющийся в странах потенциал. в отчете Еврокомиссии в январе 2008 г. констатируется, что основным инструментом для стимулирования развития виэ на европейском рынке электроэнергетики является закон о виэ и модели стимулирования, как это было показано выше на примере германии. существующая в некоторых странах система квот оказалась менее эффективной по сравнению с тарифной системой, поскольку она требует больших затрат, применение квот при регулировании развития энергетики связано с высокими рисками для предприятий, эксплуатирующих установки и производящих электроэнергию.
на начало 2009 г. более 60 стран мира приняли законы, регулирующие и стимулирующие производство электрической энергии из возобновляемых источников [REN21 …, 2009]. Однако, как видно из информации, приведенной ниже (табл. 10), в этих странах существуют принципиально различающиеся модели стимулирования.
Таблица 10
Модели стимулирования ВИЭ в странах Европейского союза [Ragwitz, М. 2008]
|
Новая директива ЕС, касающаяся развития возобновляемых источников энергии, предоставляет странам-членам ЕС возможность гибкого применения различных тарифных моделей в зависимости от специфики стран (табл. 11).
Формы реализации моделей стимулирования ВИЭ в странах
Европейского союза [Klein, A., 2008]
Таблица 11
|