Соображения по разработке и принятию Россией правовой базы в обеспечение привлечения инвестиций для ускоренного и крупномасштабного развития возобновляемой энергетики в России
Последние 2-3 года во исполнение ФЗ от 4 ноября 2007 г. N 250-ФЗ «Об электроэнергетике» в России было разработано и частично принято несколько проектов Федерального и ряда Региональных законов, Постановлений Правительства РФ, нормативно-технических документов, создающих правовую базу и регламентирующих развитие ВИЭ в РФ.
Первые редакции проектов рассматриваемых документов были подготовлены и переданы на согласование в профильные министерства, ведомства и компании весной 2008 г.
Их появление и обсуждение сопровождалось заметным повышением внимания к проблеме развития и использования ВИЭ и активности со стороны потенциальных заказчиков на ВИЭ и инвесторов разного уровня (от частных с малым капиталом до крупных зарубежных банков), а также производителей оборудования ВИЭ. Наибольший интерес при этом проявлялся к проектам ВЭС, БиоЭС, тепловым солнечным нагревателям, тепловым насосам.
В соответствии с Распоряжением премьер-министра РФ указанные документы должны были быть доработаны, согласованы и приняты законодательно к октябрю-ноябрю 2008 г., однако на данный момент законодательно утвержден лишь первый документ. Остальные по причинам недоработки и несогласованности в части установления механизмов и источников финансирования их практической реализации не узаконены до сих пор (вопреки установке максимально высокого правительственного уровня) с неясной перспективой последующего их прохождения и утверждения.
Как отмечают многие специалисты, работающие в области возобновляемой энергетики, на замедление принятия законодательной базы бизнес и инвестиционный сектор уже к осени ответил заметным снижением интереса и активности в данной области.
Ситуацию в значительной степени усугубил мировой и российский финансовый кризис, в результате которого были полностью свернуты или сокращены в значительной степени инвестиционные программы по возобновляемой энергетике во многих известных авторам компаниях (ОАО «РусГидро», ОАО «Лукойл» и др.).
По содержанию проектов Постановлений Правительства, становясь на позицию потенциального инвестора, следует отметить следующее.
При несомненной важности каждого из восьми документов, следует отметить разную их значимость для инвестора, принципиальную важность для которого представляют, прежде всего, Постановления [80, 82, 83, 84].
Уже первые обсуждения проектов Постановлений выявили недостаточную детальность проработки реализующих их механизмов, оставляющих значительную неопределенность и долю риска для потенциального инвестора.
Проект Постановления Правительства РФ «Критерии и порядок предоставления из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения квалифицированных генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВт» не разъясняет в полной мере технологии, объемы и сроки как восполнения затрат на присоединение, так и предельные сроки самого присоединения объектов ВИЗ.
Известные нарекания в этом проекте Постановления вызвало установление предельной мощности в 25 МВт, противоречащее мировой практике, по крайней мере, в ветроэнергетике, где наиболее экономически эффективными в настоящее время являются ВЭС мощностью от 50 МВт и выше. Исходя из этого, основания для установления предельной мощности для ВЭС, малых ГЭС и ГеоТЭЦ в размере меньшем 100 МВт представляются недостаточно убедительными.
Неопределенностью готовящегося Постановления, с одной стороны, для сетевых компаний, ответственных за присоединение вводимых мощностей ВИЭ в части механизмов компенсации, и, с другой стороны, для инвестора в части предельных сроков и объемов присоединения существенно снижают в силу увеличения риска инвестиционную привлекательность ВИЭ.
В представленном Правительству виде не решает в необходимой мере проблемы повышения инвестиционной привлекательности отечественной возобновляемой энергетики и Проект Постановления Правительства РФ «Порядок установления и применения надбавки к равновесной цене оптового рынка для определения цены электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования ВИЭ квалифицированных генерирующих объектах», содержащий по меньшей мере ряд недоработок.
Во-первых, проект Документа образца весны 2008 г. не содержит разъяснений об источниках и порядке выплаты надбавок, причем перспективы доработки Документа в данном направлении в 2009 г. в силу мирового и отечественного экономического кризиса, по нашему мнению, существенно снизились.
Но наибольшие сомнения в данном проекте вызывает сама схема надбавок, анализ и оценка эффективности которой проведены ранее в работах [89, 90], а также в разделе 6.1 настоящей главы. В представленном виде схема надбавок представляется недостаточно эффективной для привлечения в российский энергетический сектор ВИЭ масштабных инвестиций.
По процедуре подготовки, обсуждения и принятия проектов Постановлений Правительства следует отметить слабую коллегиальность их подготовки, неизбежно связанную с этим недостаточно детальную проработку ряда положений и комплексную их увязку, как между собой, так и с правовыми нормами в других областях энергетики.
Разработка проектов проводилась при фактическом отсутствии их обсуждения и общественной и научно-технической экспертизы на этапе разработки и рецензирования выходных документов.
Как показывает передовой мировой и европейский опыт, проработка законодательной базы в области возобновляемой энергетики в силу ее научно-технической, экономической и социальной новизны и значимости должна проводиться с большой тщательностью и с привлечением широких слоев общества.
В связи с этим отметим возможную опасность выхолащивания ряда принципиальных для инвестора положений из представленных проектов на этапе их дальнейшего обсуждения, особенно в условиях ограниченного участия в нем научно-технической общественности.
По существу законодательного формата представленных проектов Постановлений Правительства следует отметить, что набор Постановлений Правительства (даже лишенных указанных выше изъянов) может оказаться недостаточно убедительным правовым основанием и стимулом для проявления инвестиционной активности, необходимой для масштабного развития сектора ВИЭ в России. Более основательной и надежной в правовом отношении является формат Закона о возобновляемых источниках энергии.
Отметим, что изначальной и неоднократно возникавшей идеей создания правовой базы ВИЭ в России являлась разработка именно Закона о возобновляемых источниках энергии. Проект первого из них был подготовлен и принят Законодательным Собранием РФ (Думой) в 1996 г., но не был подписан Президентом России Б. Н. Ельциным.
Второй проект Закона о ВИЭ был достаточно детально разработан и представлен для широкого обсуждения в 2007 г. Проект Закона включал в себя большинство положений, вошедших впоследствии в проекты обсуждавшихся выше Постановлений Правительства РФ о ВИЭ.
Продвижению и принятию этого Проекта помешало принятие Закона РФ № 250 в конце 2007 г., который включил в себя раздел о ВИЭ в виде рамочных норм. В результате, вместо полноценного в правовом отношении Закона о ВИЗ прямого действия Россия получила процесс неопределенной продолжительности по принятию разрозненных Постановлений Правительства, имеющих более низкий юридический статус.
С учетом сделанных выше комментариев и затягивающегося и усложняющегося кризисом процесса согласования и принятия проектов Постановлений Правительства РФ, нам представляется целесообразным возвращение к идее подготовки и принятия Закона прямого действия о ВИЗ. В ходе его подготовки могут быть существенно пересмотрены с учетом современных условий и сделанных ранее рекомендаций ряд положений, вошедших в рассматриваемые проекты Постановлений.