Как работает механизм циркуляции
-. . Рассмотрим теперь океан как управляемую систему.1 Такая система состоит из взаимодействующих элементов или звеньев, имеющих определенные функции. На вход системы поступают внешние воздействия, которые управляют переходом системы в новые состояния. Последовательность этих состояний называется поведением, или движением, системы. Кибернетика изучает системы именно с точки зрения их Поведения под влиянием управляющих воздействий. Поэтому кибернетику •называют теорией управления. Если объект управления :и устройство, подающее управляющие воздействия, рассматриваются совместно, они объединяются под названием системы автоматического управления. В этом слу — ,чае управление осуществляется самой системой, например заложенной в ней программой.
Если рассматривать Мировой океан как объект управления, то в его систему управления надо включить Солнце, Луну, атмосферу, земную поверхность и человека. Солнце и особенно Луна вызывают приливы, воздействуя на океан по сложной и строгой программе.
Сверх того, Солнце, тоже по программе, посылает к поверхности океана лучистую энергию, которая проходит сквозь атмосферу и трансформируется на поверхности океана в тепло. Атмосфера выступает как звено системы управления. На ее вход поступает тепловая энергия поверхности океана, которая преобразуется атмосферой в кинетическую энергию крупномасштабного движения и возвращается на выход в виде механического воздействия атмосферы на океан. / ., ‘ .
Суша воздействует на океан прежде всего через атмосферу, создавая у берегов океана контрасты атмосферной температуры и давления и вызывая суточную и сезонную смену направлений ветра. Развитие материковых оледенений изменяет уровень и термическое состояние океана, а речной сток влияет на химические и биологические процессы. Наконец, с суточным вращением Земли связана отклоняющая сила (Кориолиса).
Перечисленные связи в той или иной мере взаимны даже тогда, когда это не кажется очевидным. Так, не только вращение Земли влияет на течения в океане, но и наоборот, не только Луна влияет на приливы, но й приливы влияют на движение Луны, вызывая ее «вековое ускорение». Человек уже при современном уровне техники может оказывать на океан воздействия, достаточные для изменения течений, температур и площади льдов. .
Звенья системы сами можно рассматривать как малые системы. Для этого они обладают необходимыми признаками: входом звена, принимающим воздействия; оператором звена, преобразующим воздействия; выходом звена. В кибернетике разработана не зависящая от физической природы звеньев их классификация, которая определяет принципиальные характеристики звена — свойства инерции, устойчивость, способность создавать колебания в системе и тому подобное. Характеристики элементарных звеньев могут быть выражены формулами.
Для построения модели управления наметим следующий путь. Выберем одно из существенных внешних воздействий на океан — приток солнечной радиации к поверхности океана. Этот параметр «запрограммированным» образом меняется в. пространстве по поверхности океана и во времени, а также подвержен случайным
колебаниям, связанным, например, с изменением облачности. Мы должны проследить, какими путями выбранное воздействие управляет поведением системы, на каких участках преобразуется в другие формы сообщений. Это позволит определить те элементы системы, которые существенны для ее функционирования, и выделить звенья элементов, которые обладают внутренним единством и выполняют определенную функциональную нагрузку. Каждое звено осуществляет преобразование поступающих в него сообщений, что может быть записано так: :
у = Ах, (51)
где х —сообщение, поступающее на вход звена; у— сообщение, поступающее на выход; А — оператор звена, объединяющий все математические и логические действия над х.
Зная звенья системы и связи между ними, можно составить функциональную схему системы. В схеме отдельные звенья обозначаются прямоугольниками, их взаимодействие — направленными стрелками, а форма передаваемых сообщений — индексами. Качественная схема — лишь первая ступень создания модели. Для того чтобы описать механизм управления системой и предсказать ее поведение, нужно найти формальные операторы звеньев. Эти операторы могут быть выражены в виде систем уравнений или матриц преобразований. Новая форма модели будет математической. Дальнейший шаг — ее анализ специальными методами, которыми располагает теория управления и которые позволяют судить о поведении системы по характеру и способу соединения ее звеньев.
Итак, проследим один из циклов поведения системы под воздействием солнечной радиации. Сначала примем во внимание лишь пространственное изменение поступающей радиации, полагая, что Солнце находится в плоскости земного экватора. В этом случае изменение притока радиации с широтой выразится формулой
‘ — . ■ R (?) = R0 cos?, (52)
где Ro — поступление лучистой энергии на экваторе.
Поток лучистой энергии, проникающий в воду (которая занимает около семи десятых поверхности планеты),
поглощается водой и превращается в тепло по экспоненциальной зависимости от глубины. В первом сантиметре воды около 30% радиации, а в первом метре около 60% переходит в тепловое движение молекул. Таким образом, тепло генерируется (создается) из лучистой энергии у поверхности, откуда оно, с одной стороны, передается в атмосферу и путем турбулентного перемешивания воздуха переносится вверх, а, с другой стороны, путем турбулентного перемешивания воды уходит вниз — в морские глубины. Вертикальный перенос тепла в воде затруднен тем, что нагревание ее сверху вызывает, как правило, устойчивую стратификацию плотности, а перенос в воздухе облегчен тем, что нагревание снизу вызывает неустойчивую стратификацию в атмосфере. Нагревание приводит к расширению воздуха и пропорциональному удлинению столба атмосферы над океаном. Поскольку нагревание изменяется с географической широтой, то соответственно" изменяется и высота атмосферы. .
Мысленно вырезанные в атмосфере вертикальные столбы воздуха мы можем рассматривать как измерительные устройства на входе системы управления. Изменения их длины с некоторым опозданием и искажением регистрируют. величину поступления в. атмосферу тепла, вызванного инсоляцией подстилающей поверхности. Если изменение радиации вдоль меридиана обозначить через AR, а изменение высоты столба атмосферы [13] АН, то соответствие между выходом и входом звена можно записать с помощью оператора А\
ДЯ = Л1Д/?. (53)
Изменение высоты атмосферы создает горизонтальный градиент давления, направленный вдоль меридиана. Пока столбы воздуха, изменяя свою высоту, сохраняют первоначальную массу, градиент давления возникает лишь на большой высоте от поверхности планеты.
Формула (52) справедлива, как уже было отмечено, при условии, что Солнце находится в плоскости экватора. Если приток радиации к разным широтам осреднить
за год, то получим связь, показанную на рис. 12 а. На рис. 12 б показана среднегодовая температура поверхности планеты и на рис. 12 в — среднегодовое положение изолинии атмосферного давления (изобара), равного 200 миллибаров (1 мбар — давление в 1000 дин на
I см2 поверхности). Эта изолиния проходит на высотах
II — 12 км. Сходные с ней очертания имеют изобары
°С |
|
40 |
|
20 |
— |
0 |
— |
-20 |
|
-40 |
6} |
JL |
кш/см |
км 12 |
30 |
в) |
30 сж. 60
. і |
J |
11
90 сж 60 30 О
— , ‘ Рис. 12. Изменение с широтой радиации, темпера
туры и давления. ‘
. а — годовое поступление солнечной радиации к верхней
границе атмосферы на разных широтах; б — среднегодовые температуры поверхности Земли разных широт северного полушария; в — изобара 200 мбар — пример типичного для высот 3—15 км среднегодового наклона поверхности равного атмосферного давления.
300, 400, 500 мбаров. Все показанные на рисунке линии — могут быть приблизительно описаны косинусоидой с ар — тументом 2ф. Например, если обозначить среднее давление по меридиану на высоте h буквой р, а давление на той же высоте h и широте ф знаком р(ц>), отклонение давления от среднего приблизительно выразится формулой
Р (?) — р — В cos 2-f, . (54)
где В — амплитуда изменений давления на высоте.
Такой ход Давления должен вызвать перенос воздуха от экватора в сторону полюсов. Этот перенос действительно наблюдается и начинается у экватора на высотах 5 км и более. Перенос приводит к оттоку воздуха от экватора и уменьшает массу экваториальной атмосферы и ее приземное давление. Одновременно вблизи 30-х параллелей создается нагон воздуха и вызванный им динамический пояс высокого приземного давления атмосферы. <
Необходимо рассчитать этот пёренос, чтобы связать звенья системы управления. Однако вопрос, к которому мы решаемся приступить, труден и не имеет простого решения. Большинство авторов, занимавшихся им, исходили из гипотезы установившегося движения без ускорений. Его наиболее простой вариант — геострофичес — кое равновесие (см. раздел «Математические модели течений») — не может дать никакого переноса по меридиану. Тогда к расчетам привлекается боковое перемешивание атмосферных потоков,’ волны давления и другие сложные процессы.
Мы обратим внимание на другое обстоятельство. На рис. 2 а показана траектория частицы, рассчитанная методом Лагранжа, с учетом полного ускорения движения. Траектории радиозондов, выпускавшихся’ в зоне экватора, очень близко напоминают форму первой части траектории на рис. 2 а до той точки, где частица, достигнув вершины рисунка, начинает возвратное движение.[14] Такого возвратного движения шары-зонды не показывают. Надо полагать, что оно и невозможно. Действительно, — представим, что пространство, занимавшееся частицей, вышедшей из начальной точки траектории (рис. 2 а), мгновенно заполнилось частицей, пришедшей не сбоку, а снизу, как и должно быть на экваторе. Эта новая частица устремилась вслед за — первой, за ней движется следующая, и таким образом траектория одной частицы превращается в непрерывную струю воздуха. Но если условия вдоль экватора однородны, то соседние струи заполняют все пространство горизонтальной плоскости.
Пока эти соседствующие струи удаляются от экватора, они не будут мешать движению друг друга. Но,
как только одна из них начнет поворачивать обратно, она. столкнется со встречным потоком и будет остановлена. Удовлетворившись таким объяснением, попытаемся рассчитать’первую часть траектории (рис. 2 а), исходя из реальных условий хода давления вдоль меридиана и учитывая изменение силы Кориолиса с широтой.
Траектория получается из уравнений:
(55)
du у г» . -jf — = uy2<s> sin ср, |
(56)
Ось х направлена к востоку, ось у — к северу. Введем в расстояние у широту места: у=сц>, где с — длина одного градуса широты в метрах. Подставим также в уравнение (56) величину давления по формуле (54). После этого уравнения (55) и (56) целесообразно переписать так:
(57) |
Решение составленных уравнений не сложно, но для рассматриваемой’задачи оно никем не проводилось. Интегрируем (57) по времени t
== 2шс J sin ср —- J dt — j — Сх = — 2о)С cos 9 + Си
(59)
Если движение начинается на линии экватора, то можно записать условие:
(60) |
О при 9 = 0°.
Отсюда Ci=2(x)C, а составляющая скорости вдоль Параллели,
(611 |
— == 2юс (1 — cos <р).
Будем теперь искать составляющую скорости вдоль меридиана. Подставим формулу (61) в уравнение (58):
■ = 4(о2с sin у (cos ср — 1)+ …. Z? sin2cp. (62)
Порядок уравнения (62) понизим путем подстановки:
cd’jj cd2tр dv dv cd<? vdv /соч
dt ~V’ ~dW~ dt ~cdtp dt~~ cdf * " ‘
Тогда уравнение (62) получит вид.
vdv — 4ш2с2 (sin ср cos <рdy — sin <pd<?) +
-J—sin 2<?df. (64)
Интегрируя, найдем: ,
-і — v2 = 2со2с2 sin2 ср -f — 4(о2с2 cos ср •—— cos 2ср + С2. (65)
Учитывая, что на экваторе скорость равна нулю (v = 0 при ф = 0°), определим С2: . .
С2 = —4Л2 + 4-. (66)
И наконец, получим расчетную формулу для нахождения скорости переноса по меридиану:
uy = v = 2~[sin2 у (А — (oV У) , (67J
Из условия равенства этой скорости нулю найдем ту широту, на которой прекращается свободное движение частиц к полюсу (верхняя точка траектории на рис. 2 а). Обозначим эту широту через фь
_8 т2г2 I — cos Ф! __ п — в.
о 1 -|- COS фх ’ : : ^1 о)2с2а + В * . ‘ )
Легко решить и обратную задачу — найти амплитуду давления В, необходимую для выхода частицы на заданную широту фі:
В1 — со2с2о ] 7 cos 91 ■. (69)
. [15] . 1 + COS ср, v ’
Приведём теперь пример вычисления. С январской карты давления на высоте 5 км снимем разность давления между экватором и полюсом 26—70 мбаров. Подставим в формуле (68) значения 5i=35- 105г/(м-с2); с— = 111 • 103 м; (0=4,18-10~3 град/с; о=650 г/м3. Находим фі = 18° с. ш. Примерно в этих широтах или несколько южнее начинается пояс высокого давления, достигающий максимума у 30° с. ш. Чтобы получить центр пояса, нужно найти среднее фі по высоте атмосферы или внести эмпирическую поправку D.
Допустим, что Это можно сделать так:
Таким образом, наша система пришла в движение. Неравномерность поступления радиации на поверхность планеты привела к распределению температуры и давления, показанному на рис. 12. Это вызвало меридиональный перенос воздуха на высотах, называемый антипассатом. Траектории антипассата, наблюденные и рассчитанные по формулам (61) и (67), показаны на рис. 13.1 Схождение потоков антипассата на широте фі создало динамическую зону высокого давления с максимумом на широте фі*. Эта зона вызвала систему приземных ветров (рис. 11) и систему касательного напряжения ветра о воду (рис. 6). Ветер привел субтропические воды в антициклоническое движение с центром, смещенным, по теореме Праудмена, к западному берегу океана. Величина этого смещения может быть вычислена по полю ветра. Затем вся система течений, не прекращая антициклонического вращения, смещается под действием силы Кориолиса к экватору. Здесь происходит встреча вод северного и южного полушарий. Этим вызывается схождение вод, и их избыток, имеющий наибольшую
величину у западных берегов, создает компенсационные течения к полюсам. Наиболее изученным примером такого течения служит Гольфстрим. За последние десятилетия в Тихом океане (1951 г.), Атлантическом (1959г.) и, в Индийском (1960—1963 гг.) у экватора были сделаны неожиданные открытия. Оказалось, что на глубине, начиная с 50—100 и до 200—400 м под поверхностью, существуют узкие (от 2° с. ш. до 2° ю. ш.), но
Рис. 13. Траектория частиц в антипассате. . Сплошные стрелки — наблюдения в де- кабре 1956 г. (по Колону, 1960), пунктир ная линия — расчет по формулам (61) и _ (67). . |
сильные потоки, пересекающие океаны с запада на вое — ток. В Атлантическом океане — это открытое советскими учеными течение Ломоносова. Оно имеет расход, сравнимый с Гольфстримом, — 37 млн. м3/с и скорость около 120 см/с. Скорость такого же течения в Тихом океане 150 см/с,.расход около 40 млн. м3/с. В Индийском океане течение имеет сезонный характер, оно развивается зимой северного полушария, во время северовосточного муссона, и исчезает летом с началом юго-западного муссона. В период максимального развития скорость течения в стрежне составляет 60 см/с. Мы вспомнили об этих потоках после того, как заметили, что максимальное схождение вод у экватора должно наблюдаться, в западной части океанов, откуда и движутся эти потоки.
К северу от антициклонической системы, смещающейся к экватору, расположена циклоническая область движения, имеющая тенденцию смещаться к полюсу. Между этими системами в направлении с запада на восток устремляется Гольфстрим.
У читателя может возникнуть вопрос, нельзя ли’определить области низкого атмосферного давления таким же путем, как и зону высокого, т. е. исходя из изменения радиации с широтой.4 Оказывается, нельзя. С приближением к полюсу сила Кориолиса возрастает и устойчивые меридиональные движения становятся невозможными. Новые области имеют в значительной мере сезонный характер (особенно над материками) и называются не динамическими, а термическими областями давления.
Очень наглядно изменение характера меридиональных движений с увеличением силы Кориолиса демонстрирует вращающаяся модель известного шведского геофизика К — Россби. В этой модели величина поворотной силы Кориолиса подбирается путем изменения скорости вращения. Малая скорость соответствует тропическим широтам, высокая скорость умеренным и полярным. Воздух в модели заменен водой, которая окрашивается и подогревается со стороны внешней стенки, ближе расположенной к экватору. При малых скоростях движения на модели видны траектории окрашенных струй, которые соответствуют сделанным выше расчетам антипассата, если перевести цилиндрические координаты модели в декартовы. При больших скоростях вращения упорядоченный характер переноса к полюсу исчезает — развиваются крупномасштабные горизонтальные вихри или волны, очень похожие на картины движения в умеренных широтах на высотных синоптических картах. Два вида траектории частиц в модели показаны на рис. 14 а, б. .
Итак, области аномального давления приполярных и умеренных широт имеют непосредственно термическое происхождение, связанное с температурой именно данной области. Над материками эти области в течение года меняются.. Зимой здесь высокое давление (антициклон), летом—низкое (циклон). Однако над океаном
пониженное давление может сохраняться круглый год. Мы видели это на примере взаимодействия Гольфстрима с исландским минимумом давления. Поддерживая этот минимум, Гольфстрим обл. егчает свое проникновение в Арктику.
Здесь мы подходим, возможно, к самому важному звену системы — полярным льдам океана. Значение этого звена связано с его неустойчивостью. Расчета показывают, что нужно сравнительно небольшое увеличение
Рис. 14. Токи нагреваемой с периферии воды на вращающейся модели (рисунок по фотографии из статьи К. Г. Россби, 1959). а — малая скорость вращения (тропики); б — большая скорость вращения и охлаждение модели в центре (умеренные широты). |
притока тепла к полюсу, чтобы за несколько лет арктические льды растаяли. По расчетам крупнейшего советского климатолога М. И. Будыко[16] при положительной аномалии летних температур воздуха,’равной 4°,. «лед толщиной 4 м в средних климатических условиях Центральной Арктики полностью исчезает через четыре года». После этого ледяной покров будет иметь сезонный характер, появляясь только во время полярной ночи. Будыко далее пишет: «Ясно, однако, что полученная
здесь оценка аномалии температуры, при которой многолетние арктические льды разрушаются, является максимальной. ТаК как при сокращении площади льдов на свободной поверхности океана значительно увеличивается количество поглощенной радиации, то после уничтожения части льдов может произойти дальнейшее увеличение температуры, которое в свою очередь усилит таяние льдов».[17]
Уничтожение постоянного ледяного покрова Арктики нарушило бы равновесие всей системы океан — атмосфера. Картину переходного процесса к новому равновесию пытались рассчитать многие авторы. Наиболее известны широкому читателю работы советского инженера и географа П. М. Борисова и прежде всего его книга «Может ли человек изменить климат» (М., «Наука», 1970. 192 с.). Борисов считает возможным уничтожить льды путем создания «прямотока» (по терминологии Борисова) Гольфстрима из Атлантики в Тихий океан через Северный Ледовитый океа! н и Берингов пролив. В этом проливе, имеющем глубину всего около 45 м и ширину около 80 км, Борисов предлагает создать плотину с перекачкой, воды турбинами из Арктики, в Тихий океан. Инженерный проект плотины’опубликован и подсчитан размер финансирования строительства 24 млрд. рублей.
Этот проект широко обсуждался учеными, в том числе и на специальной конференции, но одобрения не получил. Мы еще слишком плохо знаем количественные законы взаимодействия звеньев системы океан — атмосфера, чтобы решиться на умышленное нарушение ее равновесия. Мы далеко не уверены и в том, действительно ли плотина создаст «прямоток» Гольфстрима и улучшит климат. .
Однако можно наблюдать неумышленное вмешательство человека в равновесие системы. В первом разделе мы говорили о роли испарения для стабилизации температуры воды. На испарение расходуется около 51 % энергии, поглощаемой океаном с радиацией Солнца. Но испарение может быть замедлено, а местами и прекращено, если поверхность воды окажется покрыта мономо — лекулярными пленками. Такие пленки возникают при загрязнении воды нефтью в результате катастроф, очистки нефтяных емкостей в океане и главное добычи нефти с морского дна, которая быстро возрастает у берегов океана. .
ПодвОдя итоги проведенному обсуждению о взаимодействии элементов и звеньев системы управления, выделим следующие характеристики: ‘
1) поступление солнечной энергии на поверхность океана R;
2) меридиональные градиенты температуры поверхности океана grad.
3) изменение высоты столбов атмосферы A#;
4) градиенты давления в верхней атмосфере grad р
5) меридиональный перенос воздуха антипассатами W(A);
6) пояс высокого давления в субтропиках АР (фі);
7) ротор напряжения ветра в субтропиках rotzt;
8) смещение циркуляции к экватору — rotzxL;
9) компенсационное течение западных берегов гр (Г); . 10) температурная аномалия на границе полярной
области Д’&(ф2);
Рис. 15. Функциональная схема управления океанической циркуляцией. " На входе солнечная радиация создает градиент температуры на 1, поверхности океана..— это дает начало функционированию системы. |
11) сезонная область пониженного давления над океаном АР (ф2);
12) вынос арктических вод if> (а);
13) встреча полярных вод с Гольфстримом conv;
14) перенос тепла Гольфстримом в полярные широты т|эФ(Г);
15) загрязнение вод океана нефтью Oil;
16) площадь полярных льдов 5Л.
Взаимные связи между этими переменными показаны на схеме (рис. 15). Схемы такого типа называются функциональными схемами системы, а их создание составляет первую задачу системного анализа. Частично связи на схеме (рис. 15) уже теперь могут быть выражены в количественной форме, как мы видели на нескольких примерах. Но в основном их нужно еще определить. Приведенная схема, конечно, очень далека от завершенности, но может быть основой для дальнейших рассуждений.
Мы познакомились с частью работ, относящихся к проблеме конструирования глобальной океанской системы. Они находятся в русле традиционного исследовательского подхода, направленного на объяснение связи между явлениями. Но всегда ли необходимо иметь объяснение такой связи, знать ее причины и механизм? При сложном характере системы такое требование может стать препятствием для моделирования и прогнозов. Альтернативой к объяснительному подходу служит принцип «черного ящика», когда причинный механизм связи между явлениями или не исследуется совсем, или отходит на дальний план и рисуется в виде предположений, не влияющих на расчеты. В то же время сама связь изучается и выражается количеств’енной зависимостью, например уравнениями, графиками, таблицами. Именно в таком плане интересна работа Т. К. Ижевского «Системная основа прогнозирования океанологических условий и воспроизводства промысловых рыб» (М., изд. ВНИРО, 1964, 166 с). Ижевский делил Мировой океан на несколько систем, процессы в которых находятся в противофазе: если в одной системе увеличивается запас тепла, влаги и пищевых ресурсов, то в соседних с нею в это же время происходит их уменьшение. В Северной Атлантике Ижевский выделял три системы, исследование систем велось методом корреляции, и были сделаны долгосрочные прогнозы продуктивности. ~