Солнечная электростанция 30кВт - бизнес под ключ за 27000$

15.08.2018 Солнце в сеть




Производство оборудования и технологии
Рубрики

О причинах преждевременной остановки колонн

Анализ фактических материалов по недопуску обсадных ко­лонн на нефтепромысловых площадях Кубани показал, что преждевременные остановки колонн происходят в основном по двум причинам:

1) вследствие сужения стволов буровых скважин;

2) при образовании в скважинах желобов.

Большая часть недопусков колонн происходит вследствие сужений стволов буровых скважин. Например, из 27 рассмотрен­ных случаев недопуска колонн за 1956 г. по Краонодарнефти 26 приходится на недопуск их из-за сужения стволов и только один случай — вследствие заклинивания колонны в желобе. Та­кое количество недопусков колонн по причине сужений стволов можно объяснить тем, что почти до последнего времени в прак­тике бурения было принято считать, что против глинистой части разреза и других малопроницаемых пород. глинистая корка не отлагается, отсюда сложился определенный практический под­ход к подготовке ствола скважины перед спуском колонны.

Скважину перед спуском колонн против глин, как правило, или совершенно не прорабатывали или прорабатывали некаче­ственно со скоростью свыше 100 м/час и очень часто пикообраз-

ным долотом без установки над ним расширителя. В действи­тельности сужения стволов скважин на Кубани против глини­стой части разреза довольно широко распространены почти во всех нефтепромысловых и разведочных районах. На рис. 26 при­ведены фактические данные о пределах и величинах распростра-

Скв. 11 Скв. 9

Украинская Крымская

11%’ 9%"

222630 18,8 218

Скв.16 С к в. 2 Скв. 39 С к 8.76

Калуга Днастасивск. Дыш. В-Северск.

п

13%"

25 31 35

11%" 26 30 _и.

9%’

11%

П 2226 30

i 111

16,8 26,8

‘ 11 ‘

520

1820

860

то

1670

600

1350

1860

2187

2320

1620

1960

2680

2590

W2S

1575

2000

1730

2150

2760

Рис. 26. Фактические типовым скважинам

величины сужении против глин по различных месторождений Краснодар­ского края.

нения сужений против глин по типовым скважинам различных месторождений Краснодарнефти. Как видно из рис. 26, пределы колебания средних величин сужения стволов против глинистой части разреза составляют от 35 мм по скв. 16 Калужская до 70—80 мм по скв. 2 Анастасиевская, находящейся на расстоя­нии 120 км западнее Калужской.

Анализ материала по недопуску колонн за последние 4 года показал, что в скважинах, где проработку стволов производили без учета данных каверномера, а интервалы против залегания

С к 8.1 с кв. 75 Скв. 3 С кв. 158

Петровская СеВ-Украинская Петровская ЛнастпсиеВская 13%" И%" 13%" П%“

О причинах преждевременной остановки колонн

Рис. 27. Схема преждевременной остановки колонн.

/ _ Глина; 2 — песок; 3 — песчаник; 4 — известняк.

глин вообще не прорабатывали, колонны, как правило, шли с посадками и часто не доходили до забоя. На рис. 27 приве­дена схема, изображающая преждевременную остановку ко­лонн. Из этой схемы видно, что в скв. 1 Петровская КРД" техни-

ческая колонна остановилась на глубине 1560 м при забое 1900 м вследствие того, что скважину проработали только в ин­тервале 1728—1900 м, в то время как по каверномеру в пределах 500—1660 м ствол был сужен. В скв. 75 Северо-Украинской пло­щади ствол перед спуском 65/в// колонны проработали только в интервале 2340—2503 м, между тем как значительные суже­ния по каверномеру отмечены в интервале 1480—2340 лг, по этой причине 65/8" колонна остановилась на глубине 2156 м и дальше не пошла.

В скв. 3 Петровская и 158 Анастасиевская также выше интер­валов проработки имелись суженные участки ствола, что и яви­лось причиной остановки 103/4" технической колонны в скв. 3 на глубине 1460 м при забое 1800 м и 65/8" эксплуатационной ко­лонны в скв. 158 на глубине 1466 м при забое 1646 м.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что преждевре­менные остановки колонн происходили вследствие того, что план проработки скважин обычно составляли и осуществляли без учета данных кавернограмм, а возможность сужения ство­лов за счет налипания корок против глин при циркуляции гли­нистого раствора часто не учитывали.

Для предупреждения преждевременной остановки колонн как наиболее распространенного осложнения и некоторых дру­гих осложнений при спуске обсадных труб можно рекомендо­вать следующие основные мероприятия.

1. Ствол скважины перед спуском колонны необходимо про­рабатывать в интервалах сужений согласно диаграммам кавер­номера, причем целесообразнее всего шарошечным долотом, обеспечивающим тщательную шаблонировку ствола.

2. Для скважин, в которых при проработке возможна зарезка нового ствола, следует рекомендовать пикообразные долота с обязательной установкой над долотом шарошечного расшири­теля.

3. Скорость потока раствора в кольцевом пространстве при проработке должна быть не меньше, чем при бурении, т. е. для скважин диаметром 133U"—153Д" не менее 0,6—0,7 м/сек, а для скважин меньших диаметров — свыше 1,0 м/сек.

4. Вопрос о необходимости установки обратного клапана сле­дует рассматривать конкретно для каждой скважины, в ослож­ненную скважину целесообразнее колонну спускать без обрат­ного клапана, за исключением случаев возможных газо-водо — нефтепроявлений при спуске.

5. В целях предупреждения прихвата колонны при оставле­нии ее без движения во время спуска в глинистый раствор в процессе проработки скважины необходимо вводить 8—10% парафиниетой нефти.

6. При спуске колонн в глубокие скважины обязательно про­изводить промежуточные промывки через определенные интер­валы, устанавливаемые для каждой скважины.

7. Для обеспечения нормальных условий спуска обсадных колонн можно рекомендовать соотношения между диаметрами скважин и обсадных колонн, приведенные в табл. 12.

Таблица 12

Номинальный диаметр обсад­ных труб, дюймы

Наружный диаметр, мм

Размер

долота

Кольцевой зазор в стволе, мм

трубы

муфты

мм

по муфте

по обсадной трубе

43/4

121

136

8 ■

190

27

35

53/4

146

166

8

190

24

44

53/«

146

166

10

243

38

48

‘ 66/8

168

188

11

269

40

50

‘•/в

194

216

12

295

40

50

86/в

219

243

12

295

26

38

9в/„

245

269

14

346

38

50

юз/4

273

298

14

346

24

36

113/4

299

325

16

394

35

• 48

123/4

325

351

16

394

49

35

8. Для предупреждения смятия колонны при спуске ее с обратным клапаном не допускать скорости спуска колонны в скважину свыше 0,5 м/сек, а колебаний нагрузки по индика­тору веса — свыше 10 т.

ОСЛОЖНЕНИЯ ПРИ ЦЕМЕНТИРОВКЕ КОЛОНН

Основными осложнениями, возникающими ‘при цементи­ровке обсадных колонн и могущими привести к неудачной за­ливке или нарушению целостности колонны, являются.

1. Преждевременное схватывание цемента: а) при цементи­ровке колонны; б) во время ремонтно-изоляционных работ;

в) при установке цементных мостов.

2. Резкое повышение давления при закачке и продавке це­мента вследствие: а) закупорки отверстий в нижней пробке после посадки ее на кольцо «стоп»; б) заклинивания верхней пробки при уплотнении ее при помощи мешка с песком, глиной или цементом; в) значительного повышения СНС глинистого раствора в скважине после спуска колонны; г) закупорки коль­цевого пространства сальником или осыпавшейся породой; д) загустевания цемента при оставлении его без движения после закачки в скважину.

3. Снижение давления при продавке цемента вследствие: а) порыва колонны; б) поглощения на забое.

4. Неравномерное заполнение кольцевого пространства це­ментом вследствие: а) сужений ствола; б) кавернозности ствола; в) неправильной установки центрирующих фонарей или их отсутствия; г) низкой скорости продавки цемента; д) недо — статочого удельного веса цементного раствора.

Комментарии запрещены.