ПРИНЦИПЫ НОРМИРОВАНИЯ КА ЧЕСГВА ВОДЫ В ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ
«Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах».
«Водный кодекс РФ», ст. 35
5.1. Нормирование качества воды в водных объектах
Нормирование качества окружающей природной среды, включая водную, — центральная идея Закона РФ «Об охране окружающей среды» (от 19 апреля 1991 г.).
Назначение нормативов качества окружающей природной среды различно. Одни из них дают оценку окружающей экологической среды, другие — лимитируют источники вредного воздействия. Но все нормативы качества являются экологическими нормативами, ибо определяют качество не социальной, а природной среды.
Качеством окружающей природной среды считается такое состояние ее экологических систем, которое постоянно и неизменно обеспечивает процесс обмена веществ и энергии в природе между природой и человеком и воспроизводит жизнь. Качество природы обеспечивается самой природой путем саморегуляции, самоочищения от вредных для нее веществ. Обмен веществом и энергией в природе построен по принципам безотходного процесса, где конечный продукт служит сырьем для исходного продукта следующего цикла.
Человеческое производство построено на отходной технологии. Конечный продукт потребляется лишь в небольшом проценте и не служит исходным для следующего цикла. Воздействие человеческого производства на природную среду и поставило вопрос о регулировании качества той природной среды, в которой живет и проявляет себя человек.
Нормирование качества окружающей природной среды представляет собой деятельность по установлению нормативов предельно допустимых воздействий человека на окружающую природную среду. Загрязнением окружающей природной среды считается физическое, химическое, биологическое изменение окружающей природной среды, вызванное антропогенной деятельностью человека, содержащей угрозу причинения вреда жизни и здоровью человека, состоянию растительного и животного мира, экологическим системам природы. Нормативами качества окружающей природной среды являются предельно допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду со стороны антропогенной деятельности человека (хозяйственной, рекреационной и иной деятельности).
Общие требования к содержанию этих норм сформулированы в выше названном Законе РФ:
— экологическая безопасность населения;
— сохранение генетического фонда (речь идет не только о фондах растений и животных, но и о генетическом фонде человека);
— обеспечение рационального использования и воспроизводства природных условий устойчивого развития хозяйственной деятельности.
Конечная цель этих требований — обеспечение научно обоснованного сочетания экономических и экологических интересов как основы общественного прогресса. Предельно допустимые нормативы — это своего рода компромисс, достигнутый между экономикой и экологией, компромисс вынужденный, позволяющий на взаимовыгодных началах развивать хозяйство и охранять жизнь, благополучие человека.
В основах нормативов качества лежат три показателя: медицинский (пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе), технологический (способность экономики обеспечить выполнение установленных пределов воздействия на человека и среду его жизни), научно-технический (возможность научно-технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем его параметрам).
Нормативы качества — это технические или технико-экономические нормы. Они не обладают юридической силой, но становятся юридически обязательными с момента утверждения их компетентным органом. Для нормативов качества окружающей природной среды такими органами являются Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора при Правительстве Российской Федерации (Госкомсанэпиднадзор) и Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации. Закон юридически закрепляет основные требования к нормативам качества, виды нормативов качества, органы, их утверждающие, обязанности их выполнения и соблюдения, последствия за невыполнение. Сами нормативы, как технические нормы, не входят в содержание закона (так как они не относятся к правовым нормам), а публикуются в специальных изданиях.
Экологические нормативы с экономической точки зрения — ■это база для определения степени воздействия предприятия на окружающую среду. Они в общем понимании представляют собой степень максимального вмешательства человека в экологические системы, обеспечивающие сохранение их структуры и динамических качеств. Для разработки проектных материалов используются природоохранные нормы и правила проектирования и строительства. Они представляют собой систему унифицированных регламентов, соблюдение которых природопользователем при осуществлении им хозяйственной деятельности предотвращает разрушение и деградацию природных территориальных комплексов (ландшафтов), воды, воздуха, земель, недр, растительного и животного мира, атмосферы.
Основой природоохранных норм и правил проектирования и строительства (ПНиП) /являются научно обоснованные и законодательно установленные величины предельно допустимого воздействия на окружающую среду. ПНиП содержатся в нормативнотехнической документации. В нашей стране наиболее разработанными являются ПНиП проектирования мероприятий по предотвращению загрязнения водных объектов, атмосферного воздуха, земель, недр, по борьбе с шумом. В меньшей степени разработаны или вообще отсутствуют нормы и правила по разработке мер по охране животного и растительного мира.
Базируясь на Законодательной основе нормирования, В. В. Петров [28] подразделяет все нормативы качества окружающей природной среды на три группы:
1. Санитарно-гигиенические нормативы. К ним относятся нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ
— химических, биологических, физических воздействий и т. д., нормативы санитарных, защитных зон, предельно допустимых уровней радиационного воздействия и др. Цель таких нормативов
— определить показатели качества окружающей среды применительно к здоровью человека. Это наиболее разработанная часть нормативов качества окружающей среды, особенно для питьевого водоснабжения и культурно-бытового водопользования (ПДКВ).
2. Производственно-хозяйственные нормативы. Возглавляют эту группу нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС) вредных веществ. Они устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенной пороговой величиной. К числу указанных нормативов могут быть отнесены всякие другие требования, предъявляемые к источникам (стационарным, передвижным) с целью охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Поэтому в данную категорию следует отнести технологические, строительные, градостроительные правила, содержащие экологические требования охраны окружающей природной среды.
3. Комплексные нормативы качества, сочетающие в себе признаки первой и второй групп: предельно допустимые нормы (ПДН) окружающей среды, нормы защитных и санитарных зон и т. п.
Рассмотрим подробно каждую из этих групп.
Санитарно-гигиенические нормативы качества. Эта группа экологических нормативов ориентирована на показатели здоровья человека и его зависимости от состояния внешней окружающей среды.
В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей среды» к данной группе нормативов можно отнести нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) воздействия радиации, шума, вибрации, магнитных полей, нормативы предельно допустимых остаточных количеств вредных веществ в продуктах питания.
Согласно этому же Закону РФ (ст. 26), нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих воду, атмосферный воздух, почву, устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда растительного и животного мира. ПДК вредных веществ — прежде всего санитарно-гигиенический норматив, ибо основная масса его показателей относится к здоровью человека.
Первые нормы ПДК вредных веществ для питьевой воды были утверждены в 1939 г. К 1991 г. число таких норм ПДК для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения достигло 1900.
Роскомгидромет имеет сеть наблюдательных постов и станций, где совместно с санитарно-эпидемиологической службой Российской Федерации осуществляет программу наблюдений, связанную с измерением концентрации вредных веществ в городах и поселках, в водных объектах, атмосфере, почве.
В течение одного только 1989 г. в водные объекты России со сточными водами поступило 1,6 млн т взвешенных частиц, 20,5 млн т неорганических веществ, 1,5 млн т Органических соединений, в результате качество воды основных рек на территории России во многих местах оценивалось как неудовлетворительное почти для всех видов водопользования — хозяйственно-питьевого, культурно-бытового, рыбохозяйственного и водопОя скота. Многочисленные очаги загрязнения подземных вод промышленностью, сельским хозяйством, коммунально-бытовыми отходами наблюдаются вокруг крупных городов и промышленных центров. Это приводит к дефициту пресной воды, угрожает здоровью людей.
Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ едины и обязательны для всех независимо от формы собственности и подчиненности на территории Российской Федерации. В своем большинстве это нормативы, утвержденные еще Минздравом СССР, но они признаются действующими, поскольку не противоречат российскому законодательству и не заменяются новыми нормативами.