Производственно-хозяйственные нормативы качества
Это вторая группа экологических нормативов. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ (ст. 27), а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и вредных последствий по каждому источнику загрязнения — согласно действующим нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей природной среде.
Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ дают экологическую и санитарно-гигиеническую оценку состояния окружающей природной среды, но не указывают на источник вредного воздействия и не регулируют его поведение. Эту функцию выполняют нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ.
Согласно ГОСТу 17.1.1.01-77, сбросом называется поступление вещества, находящегося в сточных водах, в водный объект.
Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов принят Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1992 г. № 545.
Согласно ГОСТу 17.1.3.13-86, устанавливается такое правило: сброс сточных вод в поверхностные воды, а также проведение различного рода работ в пределах водных объектов и водоохранных зон производится только с разрешения, выдаваемого компетентным органом, в данном случае Министерством природы России. Сброс сточных вод в поверхностные и подземные воды допускается только при условии их очистки от загрязнения. Степень очистки определяется их составом и свойствами, ассимилирующей способностью водного объекта, требованиями водопользователей к качеству воды.
Если концентрация вредных веществ уже превышает ПДК, а значения ПДВ (ПДС) по причинам объективного характера предприятием не могут быть достигнуты, для таких предприятий устанавливаются временно согласованные выбросы вредных веществ (ВСВ) и сбросы (ВСС). Вводится поэтапное снижение показателей выбросов вредных веществ до значений, которые обеспечивают соблюдение ПДВ (ПДС).
Однако практика жизни не всегда умещается в логику рассуждений. Статистика весьма противоречива. В нормативы ПДВ (ПДС) сейчас укладывается лишь 15-20 % загрязняющих производств. Значительная доля остается за предприятиями, которые работают на 40-50 % ВСВ (временно согласованных выбросах вредных веществ), остальные, а их немало, загрязняют среду на основе лимитных выбросов и сбросов, которые определяются по фактическому выбросу-сбросу на определенном отрезке времени. Но парадокс заключается в том, что ни одного из этих загрязнителей нельзя привлечь к уголовной или административной ответственности, так как все они действуют на основе разрешений на выброс (сброс), выдаваемых органами охраны окружающей среды Минприроды России. Единственной формой ответственности здесь является возмещение вреда, возлагаемое на причинителя вреда — предприятие как источник вредных выбросов, сбросов. Такое возмещение вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в виде экономической (платежи за загрязнение) и эколого-правовой ответственности предприятия-загрязнителя как источника повышенной опасности (см. комментарий к статьям 20, 88 Закона РФ «Об окружающей окружающей среды»).
Комплексные нормативы качества. Это третья труппа экологических нормативов. Во-первых, к ним относятся предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду. Они устанавливаются при формировании территориально-производственных комплексов, развитии промышленности, сельского хозяйства, строительства и реконструкции городов и других населенных пунктов.
Предельно допустимые нормы нагрузки на природную среду (ПДН) — это размеры антропогенного воздействия на природные ресурсы или природные комплексы, не приводящие к нарушению экологических функций природной среды. Для определения таких нагрузок важное значение имеет понятие емкости природной среды. Ее показатели свидетельствуют о потенциальных способностях природной среды перенести ту или иную антропогенную нагрузку без нарушения своей экологической функции.
Цель разработки и применения норм ПДН состоит в том, чтобы обеспечить рациональное сочетание хозяйственной и рекреационной деятельности по использованию и потреблению природных ресурсов с охраной природы.
Существуют отраслевые ПДН применительно к отдельным видам природных ресурсов (например, предельные нормы пребывания людей в лесу).
Региональные ПДН разрабатываются с учетом хозяйственной или рекреационной нагрузки на природные комплексы. Известны разработанные нормы допустимых воздействий на экосистему озера Байкал.
Виновные в несоблюдении нормативов предельно допустимых нагрузок на природную среду должностные лица, предприятия, организации должны нести ответственность в виде возмещения причиненного ущерба, если они не докажут, что вред наступил в результате непреодолимой силы (например, стихийного бедствия) или что причинитель вреда не мог знать, исходя из обстоятельств дела, о возможности возникновения вреда.
Во-вторых, к комплексным нормативам качества относятся нормативы санитарных и защитных зон. Нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-оздоровительных зон населенных пунктов и других территорий от загрязнения и вредных воздействий.
Каждая из существующих зон имеет свои конкретные задачи. Так, в одном из первых постановлений по данному вопросу ЦИК и СНК СССР от 17 мая 1937 г. «О санитарной охране водопроводов и источников водоснабжения» (СП СССР, 1937, № 35, ст. 143) предусматривалось образование зон санитарной охраны открытых и подземных источников водоснабжения. В дальнейшем, согласно ГОСТу 17.1.01-77, такая зона была определена как территория или акватория, на которой устанавливается особый санитарноэпидемиологический режим (для предотвращения ухудшения качества воды источников центрального хозяйственно-питьевого водоснабжения) и охрана водопроводных сооружений.
Для охраны и улучшения гидрологического режима, благоустройства рек, озер, водохранилищ и их прибрежных территорий создается водоохранная зона, в рамках которой устанавливается специальный режим охраны от загрязнения, засорения и истощения вод.