К определению эффективных закупочных цен на электроэнергию ветроэлектрических станций
В соответствии с [84], суммарная установленная мощность ВЭС в России к 2020 г. должна составить около 7000 ГВт с ежегодной выработкой электроэнергии до 17,5млрд. кВТ*ч. Ценовая политика в отношении электроэнергии ВЭС при этом должна обеспечивать ее окупаемость и разумную рентабельность.
Себестоимость электроэнергии ВЭС определяется как отношение затрат на его возведение и эксплуатацию к количеству выработанной им энергии и исчисляется как для определенных периодов (чаще всего по годам), так и для полного срока эксплуатации ВЭС.
В рамках использованной в работе методики выработка ВЭС определяется на основе полуэмпирической модели технической готовности (availability) ВЭУ, развитой авторами в работе [24] и описанной выше в разделе 3.2. При этом используется расчетная прогнозная динамика многолетней (на протяжении ресурсного периода » 20 лет) работопригодности ВЭУ.
Капитальные затраты на ВЭС в России определены по известной на 2008 г. стоимости ВЭУ у производителей, а также стоимости доставки, монтажа и пуско-наладочных работ с учетом правил российского налогообложения. Стоимость сопутствующих работ (строительство подъездных путей и подсобных зданий, изготовление фундамента, прокладка ЛЭП и пр.) оценена по средним рыночным ценам с возможными погрешностями, связанными с местной климатической, геологической, ценовой и прочей спецификой в разных регионах страны, однако доля этих не точно определенных работ в суммарных капитальных затратах на ВЭС относительно мала в смысле точности их прогноза.
Структура капитальных вложений в ВЭС определялась в соответствии с приведенными в разделе 3.2 статистическими данными мирового опыта с учетом имеющегося опыта возведения ВЭС и ветродизельных электростанций в России. В расчетах также учитывалась эмпирически установленная авторами [24] зависимость удельных капитальных затрат на возведение ВЭС от мощности и высоты башен базовых ВЭУ, описанная в разделе 3.2.
Долгосрочное прогнозирование эксплуатационных затрат на содержание ВЭС проведено с использованием развитой в [24] полуэмпирической математической модели, построенной по известным опытным данным о многолетней динамике затрат на эксплуатацию ВЭС за рубежом, также описанной в разделе 3.2. При этом учитывалась сложившаяся в последние годы международная практика эксплуатационного сопровождения ВЭС большой мощности, включающая двухлетнюю или однолетнюю (соответственно для новых и бывших в употреблении ВЭУ) гарантию производителя и дальнейшее их ремонтно-техническое сопровождение самими производителями ВЭУ на основе долгосрочного договора, заключаемого на срок до 10 лет, начиная со второго или третьего года работы ВЭС с ежегодной оплатой, составляющей по договоренности сторон от 1,5 до 3,0% от некоторой базовой стоимости, которая в международной практике варьируется от первоначальной цены ВЭУ до капитальных затрат на строительство ВЭС.
Сложившийся в мировой практике договорный 10-летний срок технического сопровождения ВЭС компаниями-производителями сформирован с учетом показателей надежности ВЭУ, в соответствии с которыми рекомендуется капитальный ремонт ВЭУ на 11 — 13 год службы ВЭУ. 10-летний срок в этом случае избавляет производителя от необходимости проведения значительного по временным и финансовым (до 7 — 10% от первоначальной стоимости ВЭУ и более) затратам на капитальный ремонт.
Методические расчеты оценок себестоимости проводились в работе для двух возможных вариантов комплектования ВЭС.
Первый базируется на вновь изготовленных серийных ВЭУ рассмотренного типа либо их современных аналогов по цене = 1000 EURO
за 1 кВт номинальной мощности ВЭУ (уровень 2007 года) и проводится с учетом приведенных выше данных об экономике сухопутных ВЭС.
Второй — на базе ВЭУ «Second hand», отработавших часть своего ресурса (7-8 лет из заявленных 20) по цене ~ 350 — 500 EURO за 1кВт номинальной мощности и прошедших соответствующую предпродажную подготовку с последующей их заменой на тех же фундаментах в 2015 -2017 гг. на новые соответствующего класса тех же производителей, но уже по меньшей (в 1,3 — 1,5 раза в соответствии с прогнозами) цене (= 600 — 700 EURO/кВт номинальной мощности).
Определение прогнозной себестоимости электроэнергии ВЭУ и ВЭС в современной России проведено в работе в соответствии со схемой российского налогообложения и кредитной системы, а также с учетом возможных сценариев динамики инфляции.
Наиболее важным при оценках себестоимости электроэнергии ВЭС и прочих экономических показателей является коэффициент использования номинальной мощности базовых ВЭУ #инм, определяющий выработку энергии за сезон, год и за ресурсный период.
В рамках развитой методики доходная часть от внедрения и использования ВЭС определяется объемом и ценой продаж электроэнергии ВЭС. Объем продаж рассчитывается по описанной выше методике. Цены продаж электроэнергии, вырабатываемой ВЭС, рассчитываются с учетом возможной многолетней динамики цен оптового рынка электроэнергии России и моделей ценовых надбавок к производимой ВЭС энергии.
Оценка окупаемости сетевых ВЭС в настоящей работе проведена на основе анализа многолетнего хода баланса ежегодных доходов и расходов на ВЭС, структура которых детально описана выше с использованием долгосрочного (до 20 лет и более) прогноза динамики тарифов на электроэнергию, инфляции и цен на покупку электроэнергии, вырабатываемой данной ВЭС и реализована в соответствии с методикой, алгоритмами и формулами, описанными в начале раздела 3.2 в следующей последовательности:
1) с использованием моделей инфляции, моделей вероятностей отказа ВЭУ, условиями погашения кредита (при кредитном финансировании строительства ВЭС) определяются по отдельным годам и накопленные на конец N-го года расходы на сооружение, содержание и ремонт ВЭС;
2) с использованием модели многолетней динамики закупочных цен на энергию, вырабатываемую ВЭС, определяются по отдельным годам и накопленные на конец JV-ro года доходы от продаж электрической энергии, вырабатываемой ВЭС с коэффициентом использования номинальной или установленной мощности #инм.
Показатели эффективности возможных вариантов ценовой политики, направленной на поддержку развития и масштабного использования ВЭС в России, представлены на рис. 6.2.
можных схемах закупочных цен на ее электроэнергию |
Основные выводы из проведенных авторами расчетов сводятся к следующему:
1. Средняя за 20 лет приведенная к докризисным ценам 2009 г. себестоимость электроэнергии ВЭС с капзатратами при ее строительстве в 2009 г. = 1500 EURO/кВт, работающей с #инм = 30% , составит в российских условиях = 0,051 EURO/kBt • ч, что ниже себестоимости традиционных ЭС на природном газе (> 0,06 EURO/kBt • ч).
2. При отсутствии каких-либо надбавок к цене оптового рынка период окупаемости ВЭС, работающей с #ини = 30%, при мировых ценах на ВЭУ в 2008 г. составляет в российских условиях 17-18 лет, что, по всей видимости, не представляет интереса как для зарубежного, так и для российского инвестора.
3. При закупках электроэнергии ВЭС с надбавками к цене оптового рынка, равными стоимости замещенного газа, период окупаемости ВЭС, работающей с Яинм = 30%, составляет в российских условиях = 10 лет, что является вполне приемлемым для традиционной электроэнергетики России, но, по мнению авторов, не представляет большого интереса для российского инвестора.
4. При закупках электроэнергии ВЭС с надбавками к цене оптового рынка, равными сумме стоимости замещенного газа и экологического бонуса (из расчета 20 EURO/т выбросов), период окупаемости ВЭС, работающей с Кшм = 30%, уменьшается до = 8 — 9 лет, что вполне приемлемо для современной электроэнергетики России и может представлять интерес для зарубежного и даже для российского инвесторов. Итоговая за 20 лет рентабельность проектов ВЭС при такой финансовой поддержке в приведенных к 2009 г. ценах составляет до 100% (на вложенный в 2009 г. рубль — к 2028 г. после вычетов на инфляцию и 24% — ного налога на прибыль — возвращается 2 рубля).
5. При закупках электроэнергии ВЭС с надбавками к цене оптового рынка, равными сумме стоимости замещенного газа, экологического бонуса и экспортного бонуса, исчисленного для описанных выше вариантов роста мировых и внутренних российских цен на газ и электроэнергию, период окупаемости ВЭС, работающей с #инм = 30%, уменьшается до = 5 — 6 лет, что, несомненно, представляет интерес для зарубежного и российского инвесторов, но в случае значительных для регионов вводах мощностей ВЭС может ощутимо сказаться на местных тарифах.
Итоговая за 20 лет рентабельность проектов ВЭС при такой финансовой схеме в приведенных к 2009 г. ценах составляет до 250% (на вложенный в 2009 г. рубль — к 2028 г. после вычетов на инфляцию и 24%- ного налога на прибыль — возвращается =3,5 рубля).
Данная схема, по мнению авторов, представляет значительный интерес и может составить основу энергетической политики государства, как одного из потенциальных инвесторов проектов ВИЭ. Схема позволяет в случае масштабного использования ВЭС получать государственной казне значительный доход за счет экспортных продаж замещенного на ВЭС газа, не повышая при этом внутренние тарифы на электроэнергию (увеличивая тем самым конкурентоспособность продукции отечественных энергоемких производств).
6. Надбавки к цене оптового рынка, представленные на рассмотрение и утверждение Правительству РФ, обеспечивают тот же период окупаемости ВЭС, работающей с /£инм = 30% (5 — 6 лет), а также ту же динамику возврата вложенных инвестиций в предполагаемый период их действия (10 лет), что и в предыдущем случае с экспортным бонусом. Рентабельность проектов ВЭС за 10-летний период при такой схеме достигает 80 — 90%, что, несомненно, представляет большой интерес для многих инвесторов.
Однако после окончания срока действия таких надбавок темпы роста получения прибылей при дальнейшем содержании ВЭС резко снижаются, и в оставшиеся 10 лет работы ВЭС сулят ее инвестору или владельцу рентабельность не выше 50%, что существенно снизит его стимулы к дальнейшему участию в проекте и будет побуждать к продаже ставшей малорентабельной ВЭС.
Негативным следствием этого может стать снижение качества эксп — луатационого сопровождения ВЭС с соответствующим ухудшением ее технико-экономических показателей. Единственным эффективно нейтрализующим указанный негатив действием представляется переход (выкуп) ВЭС в государственную собственность после окончания срока действия надбавок.
Отметим также, что такая схема надбавок будет стимулировать (провоцировать) инвестора к установке ВЭС либо по схеме «Secondhand» — более дешевой по капзатратам и доступной, но тормозящей развитие отечественных разработок и производства ВЭС, либо техники невысокого качества и с уменьшенным ресурсом.
7. С учетом полученных выше выводов в качестве наиболее прозрачной, аргументированной и обеспечивающей полноценное использование технико-экономических возможностей ВЭС схемой ценовых надбавок представляется схема с надбавками к цене оптового рынка, равными сумме стоимости замещенного газа и экологического бонуса, вполне достаточными для привлечения инвестиций.
На рис. 6.3. представлены зависимости экономической эффективности ВЭС от величины и сроков действия надбавок по схеме, предложенной на рассмотрение Правительству РФ.
Рис. 6.3. Зависимость баланса расходов — доходов ВЭС #инм = 30% при разных схемах закупочных цен на ее электроэнергию |
Уменьшение размера надбавок до 75% от предложенных существенно снижает инвестиционную привлекательность ветроэнергетических проектов, а уменьшение их вдвое практически сводит на нет эффект стимулирования по такой схеме.
Отметим также, что возможность варьирования экономики ВЭС за счет изменения указанных параметров надбавок, тем не менее не избавляет предложенную схему от указанных выше недостатков и не добавляет ей прозрачности и упрощения реализации.
На рис. 6.4. представлены зависимости экономической эффективности ВЭС от коэффициента использования номинальной мощности Ктш при разных схемах надбавок.
Схема с замещением топлива естественным образом ограничивает инвестора от желания вкладывать средства в ветроэнергетические проекты с недостаточной энергетической эффективностью (#инм < 25%) за счет увеличенных сроков окупаемости (13-14 лет и более).
Рис. 6.4. Зависимость баланса расходов — доходов БЭС от коэффициента использования номинальной мощности Ку1ЮЛ |
В то же время схема, предложенная Правительству, обеспечивающая малые сроки окупаемости ВЭС, стимулирует их установку в местах с недостаточным по международным нормам ветропотенциалом ^инм < 25%), что может приводить к нерациональному расходованию средств. При этом уменьшение размера надбавок, с одной стороны, поправляет ситуацию, но, с другой стороны, снижает, как было показано выше, инвестиционную привлекательность ветроэнергетических проектов в целом.
На рис. 6.5. представлены зависимости экономической эффективности ВЭС от цен оптового рынка, являющихся одной из двух составляющих ценовой политики Государства в отношении ВИЭ.
Рис. 6.5. Зависимость баланса расходов — доходов ВЭС при разных расценках оптового рынка |
Три рассмотренных и приведенных на рисунке варианта примерно соответствуют ценам оптового рынка Сибирского, Центрального и Южного административных округов России. Обращает на себя внимание практически прекращение роста прибыли от ВЭС при малых ценах оптового рынка в схеме, предложенной правительству. Этот факт может негативно отразиться на развитии ветроэнергетики в Западной Сибири и на Дальнем Востоке (в зоне малых оптовых рыночных цен).
На рис. 6.6. представлены зависимости экономической эффективности ВЭС в различных ценовых зонах, предусматривающих разные ценовые надбавки (5,35 руб./кВт • ч при установке ВЭС выше 1 км и 4,31 руб./кВт • ч — в остальных случаях).
Рис. 6.6. Зависимость баланса расходов — доходов ВЭС от различия надбавок в разных ценовых зон |
Предложенная схема дифференциации надбавок представляется нелогичной уже потому, что провоцирует строительство ВЭС в горных районах с невысоким ветропотенциалом.
Оптимальной для России представляется распределение по зонам надбавок по принципу обычные и северные районы с давно и объективно установленными надбавочными строительными коэффициентами, учитывающими геологическую и климатическую сложность регионов.
Предложенная Правительству схема ценообразования на вырабатываемую ветроэлектрическими станциями энергию содержит, с нашей точки зрения, еще один существенный момент, суть которого поясняется на рис. 6.7.
На рис. 6.7 приведены расчетные графики балансов денежных потоков для ВЭС на базе новых и бывших в употреблении ВЭУ. В данном примере рассмотрены ВЭУ, отработавшие 8 лет (с остатком ресурса — 12 лет) с покупной стоимостью 40% от новых, остальные составляющие капзатрат приняты как для новых ВЭУ. Эксплуатационные затраты и годо-
Рис. 6.7. Балансы расходов — доходов БЭС, устанавливаемых на базе новых и бывших в употреблении ВЭУ |
вые выработки как новых ВЭУ, так и ВЭУ б/у рассчитаны с учетом описанной выше модели работопригодности.
С учетом надбавок, предложенных Правительству, более выгодным с точки зрения инвестора окажется вариант ВЭС на базе ВЭУ «Second hand». К концу срока действия надбавок (10-го года) эксплуатации такой ВЭС обеспечивает максимальную рентабельность на уровне 200%, и примерно к этому же времени истекает остаточный ресурс ВЭУ б/у. После чего ВЭС демонтируется, а полученная прибыль начинает работать в других проектах.
Отрицательным моментом в данном случае является стимулирование инвестора к использованию зарубежной техники с ограниченным остаточным ресурсом и отсутствие стимулов для развития отечественного производства ВЭУ.