Анализ возможных и выбор перспективных вариантов политики ценообразования в отношении ВИЭ для обеспечения ускоренного и крупномасштабного их развития
В данном разделе приведены результаты параметрического исследования влияния на экономические показатели проектов ВИЭ всех видов разных по величине надбавок с учетом возможных инфляционных сценариев роста цен, ресурсов возобновляемых энергоносителей и технико-экономических показателей ВИЭ.
Согласно [82], цена на энергию ВИЭ является суммой цены оптового рынка и надбавки, дифференцируемой по видам ВИЭ по размеру и сроку действия.
Зависимость цены энергии ВИЭ от рыночных цен в предложенной схеме представляется логичной, однако, в силу трудности ее долгосрочного прогнозирования создает существенную неопределенность для потенциального инвестора. Поэтому анализ ценовой политики при такой схеме должен проводиться с использованием максимально достоверных прогностических моделей многолетней динамики цен оптового рынка России.
Адекватность таких моделей тесно увязана с внутренними и мировыми ценами на энергоносители, которые, как показывает мировой опыт последних лет, прогнозируются весьма сложно. Данную неопределенность в оптовых рыночных ценах при схеме [82] призваны перекрывать весьма большие (по сравнению с другими странами) надбавки.
Предложенные в Проекте Постановления [82] Правительству РФ надбавки за вырабатывемую ВИЭ электроэнергию приведены в табл. 6.1.
Наряду с балансовой разумностью схемы следует отметить ее недостаточную проработанность в части источников и схем практической реализации. Изначально подразумевается, что восполнение затрат на надбавки будет возложено на потребителя электроэнергии. Однако в связи с хозяйственной разобщенностью субъектов электроэнергетики в России при больших вводах ВИЭ следует ожидать известных социальных проблем, обостряющихся в условиях России слабой платежеспособностью населения и большинства предприятий.
Таблица 6.1 Проект надбавок при продаже электроэнергии ВИЭ и срока их действия согласно [82] (курс рубля соответствует лету 2009 г.: 1 EURO = 44 руб.)
|
На наш взгляд, в решении данного вопроса недостаточно рассмотрена схема финансирования доплат за энергию ВИЭ из государственного бюджета, весьма перспективная с учетом огромных ежегодных бюджетных затрат в России на северный завоз и возможности сверхприбыльной для государства экспортной реализации замещенного за счет ВИЭ органического топлива (в основном газа).
Идея увязки широкомасштабного использования ВИЭ с последующей реализацией на экспорт замещенного топлива имеет принципиальное значение для России, как ведущего экспортера природного газа. Результатом развития этой идеи явился предложенный авторами универсальный, доступный в реализации способ установления целесообразных закупочных цен на электроэнергию всех рассмотренных видов ВИЭ с учетом совокупности местных региональных условий, согласно которому закупочные цены на электроэнергию ВИЭ должны быть не ниже суммы цен оптового рынка и региональной стоимости замещенного ими базового для субъекта РФ органического топлива и экологического бонуса, исчисляемого затратами на очистку выбросов тепловых электростанций, снабжающих энергией данный регион. Данный подход стимулирует выбор технологий энергопроизводства, замещающих органическое топливо, которое при его экспортной реализации не только восполняет все затраты по оплате электроэнергии ВИЭ по предложенной схеме, но и приносит существенный дополнительный доход государству. Данный подход весьма эффективен в условиях и оптового, и розничного, и регулируемого рынков, в том числе в зонах децентрализованного электроснабжения.
Основу методики определения эффективности ценовой политики в отношении ВИЗ составляет разработанный в проекте TACIS универсальный, наглядный и достаточно объктивный способ анализа и оценки эффективности как содержащихся в проекте Постановления Правительства РФ надбавок и ценовой политики в отношении ВИЗ разных видов, так и прочих возможных их вариантов. Способ основан на многолетнем расчете баланса доходов и расходов при использовании ВИЗ, определяющего и представляющего основные экономические показатели ВИЗ: себестоимость, период окупаемости, рентабельность.
Расчетные результаты получены с использованием последних технико-экономических данных о ВИЗ российского и мирового производства, о ценовых уровнях российского оптового энергетического рынка и о макроэкономических показателях российской энергетики.
В случаях недостаточности начальных данных проведен параметрический анализ возможной эффективности предполагаемой ценовой политики рассматриваемых проектов.
Эффективная ценовая политика должна обеспечивать минимальные сроки окупаемости и себестоимость 1 кВт • ч электроэнергии, максимальную рентабельность и по возможности минимальные сроки и удельные капитальные затраты при возведения ВИЗ, а также минимальные трудозатраты при производстве энергии (в чел.-час/кВт • ч), что обусловлено людским и кадровым дефицитом в энергетике современной России, и, в первую очередь, в области ВИЗ.
При определении экономической эффективности различных вариантов ценовой политики в отношении ВИЗ разного типа в данном разделе использованы экономические критерии и факторы их экономической эффективности, изложенные в разделе 3.1, а также технические и энергетические параметры ВИЗ, приведенные в табл. 6.2.
Таблица 6.2
Технические п энергетические параметры,
___________ определяющие экономическую эффективность ВИЗ_________
Номинальная мощность ЭС. кВт
Ресурсный период ВИЗ: до капитального ремонта и полный, в часах или годах Средние месячные и годовой коэффициенты использования номинальной мощности в % или число часов работы ЭУ с номинальной мощностью в час_____________________________________________________________
Месячные, сезонные и годовая выработки энергии. кВт*час_________________________
Выработка энергии на единицу топлива и годовой его расход. кВт*час/кг и т__________
Техническая готовность ВИЗ, %
Точность оценок экономических показателей (себестоимость электроэнергии, окупаемость и пр.) энергоисточников определяется, во-первых, точностью прогнозируемых энергетических показателей ЭС, во — вторых, точностью используемых данных о структуре капитальных и эксплуатационных затрат (включая капитальный ремонт) на каждую ЭС в целом по годам и за срок службы (ресурсный период), и, в-третьих, надежностью долгосрочного прогнозирования схем и параметров налогообложения, оплаты и возврата инвестиций, кредитов, а также динамики цен на электроэнергию и топливо в твердой валюте и инфляцию.
Оценка себестоимости электроэнергии ВИЗ в разных регионах территории РФ проведена в данной работе с учетом многолетнего прогноза инфляции, кредитных ставок, вероятностей отказа ВИЗ, а также стоимости органического топлива, с которой согласовываются цены на оборудование и эксплуатацию ВИЗ.
Определение себестоимости электроэнергии, выработанной ВИЗ разных видов, а также их окупаемости проведено с использованием методики, описанной в разделе 3.1. Учет возможных сценариев многолетней динамики роста тарифов и цен на энергию и энергоносители (топливо) осуществлен в работе параметрическими расчетами с использованием экспоненциальных моделей (3.2) и (3.3) (см. раздел 3.1).
Отметим, что развитая и численно реализованная методика позволяет оперативно проводить массовые вариантные расчеты по оценке энергетической и экономической эффективности ВИЗ с любыми другими моделями многолетней динамики инфляции, роста цен на топливо и энергию, описывающими иные сценарии.
При расчетах предполагалось, что эксплуатационные расходы (заработная плата обслуживающего персонала, стоимость оплаты ремонтных работ и пр.) пропорциональны среднегодовым индексам официально объявляемой инфляции в РФ, а затраты на импортные комплектующие и запчасти пропорциональны среднегодовым индексам инфляции в Европейском Союзе (в случае европейских производителей оборудования ВИЗ) или среднемировой инфляции (в случае импорта ВЭУ из Индии, Китая, США, Японии и др. стран).
Пример, поясняющий логику и алгоритмы анализа и оценки эффективности политики поддержки ВИЗ разного вида с использованием ценовых надбавок за выработанную ими энергию приведен на рис. 6.1, на котором построены графики многолетнего (за время порядка ресурсного периода ВИЗ, равного для большинства типов ВИЗ за 20 лет) накопления удельного баланса расходов и доходов ВИЗ исследуемых в работе типов, каждый номинальной мощности 1 кВт, работающих с характерными для условий исследуемых в проекте TACIS регионов коэффициентами использования номинальной мощности.
Для решения задачи на входе в программу задаются фиксированные технические и экономические параметры ВИЗ, а на выходе программы — временные (погодичные) ряды расчетных энергетических и эконо-
мических показателей ВИЭ и его интегральные и средние показатели с учетом или без учета дисконтирования. Источником доходов в приведенном примере является продажа электрической или тепловой энергий, вырабатываемой ВИЭ при начальной на год пуска ВИЭ в эксплуатацию (2010 г.) цене закупки энергии ВИЭ, равной 6 EURO-центов за 1 кВт • ч, или 2,10 руб./кВт • ч, растущей пропорционально инфляции.
Капитальные и эксплуатационные затраты на ВИЭ соответствуют рыночным ценам 2008 г.
Наиболее важными в плане постановки последующих исследований данной работы являются следующие выводы из приведенного графика.
Накопленные балансы расходов и доходов ВИЭ разных типов при наличии надбавок становятся положительными (окупаемыми) за период от 5 до 8 лет. Периоды окупаемости ВИЭ разных видов (определяемые точкой пересечения графиков с осью абсцисс) зависят от капитальных и эксплуатационных затрат, выработки энергии и цены ее продажи.
При рассмотренном сценарии роста цен на электричество за заявляемый ресурсный период (20 лет) медленнее всех (с периодом более 12-14 лет) окупаются солнечные электростанции (за счет больших капзатрат и малости коэффициента использования номинальной мощности).
При таком росте цен на электричество за счет высокой топливной составляющей весьма медленно окупаются и традиционные ЭС на газе (ГазЭС), являющиеся самыми экономичными из отечественных электростанций (см. рис. 6.1).
Поскольку ГазЭС являются основой электроэнергетики РФ (вырабатывающими около половины электроэнергии страны), ценовая политика государства будет выстраиваться в сторону увеличения закупочных цен на электроэнергию (выше 6,0 EURO-центов/кВт • ч), что при введе
нии ценовых надбавок для ВИЭ не изменит общего соотношения эффективности ВИЭ и газовых ЭС.
В силу существенной зависимости экономической эффективности ВИЭ от многих параметров и их количественных значений, особую актуальность при экономическом обосновании проектов ВИЭ приобретает качество, эффективность и достоверность предпроектного анализа и технико-экономического обоснования.
Рассмотренные в работе варианты ценообразования на энергию ВИЭ приведены в табл. 6.3.
Таблица 6.3
№ |
Ценовая схема закупки энергии ВИЭ |
1 |
По оптовым ценам рынка |
2 |
По оптовым ценам рынка + стоимость замещенного топлива |
3 |
По оптовым ценам рынка + стоимость замещенного топлива + экооонус |
4 |
По оптовым ценам рынка + стоимость замещенного топлива + экобонус + экспортный бонус |
5 |
По ценам рынка с надбавками проекта Постановления Правительства РФ |
Экобонус исчисляется величиной экологического штрафа за выбросы С02 при сжигании замещенного ВИЭ топлива, типичные его значения составляют 15-20 EURO/т С02. Экспортный бонус равен разности экспортной и внутренней стоимости замещенного ВИЭ базового для региона или для России топлива (газа).