Солнечная электростанция 30кВт - бизнес под ключ за 27000$

15.08.2018 Солнце в сеть




Производство оборудования и технологии
Рубрики

Анализ возможных и выбор перспективных вариантов политики ценообразования в отношении ВИЭ для обеспечения ускоренного и крупномасштабного их развития

В данном разделе приведены результаты параметрического исследо­вания влияния на экономические показатели проектов ВИЭ всех видов разных по величине надбавок с учетом возможных инфляционных сце­нариев роста цен, ресурсов возобновляемых энергоносителей и техни­ко-экономических показателей ВИЭ.

Согласно [82], цена на энергию ВИЭ является суммой цены оптового рынка и надбавки, дифференцируемой по видам ВИЭ по размеру и сро­ку действия.

Зависимость цены энергии ВИЭ от рыночных цен в предложенной схеме представляется логичной, однако, в силу трудности ее долгосроч­ного прогнозирования создает существенную неопределенность для по­тенциального инвестора. Поэтому анализ ценовой политики при такой схеме должен проводиться с использованием максимально достоверных прогностических моделей многолетней динамики цен оптового рынка России.

Адекватность таких моделей тесно увязана с внутренними и мировы­ми ценами на энергоносители, которые, как показывает мировой опыт последних лет, прогнозируются весьма сложно. Данную неопределенность в оптовых рыночных ценах при схеме [82] призваны перекрывать весьма большие (по сравнению с другими странами) надбавки.

Предложенные в Проекте Постановления [82] Правительству РФ над­бавки за вырабатывемую ВИЭ электроэнергию приведены в табл. 6.1.

Наряду с балансовой разумностью схемы следует отметить ее недоста­точную проработанность в части источников и схем практической реали­зации. Изначально подразумевается, что восполнение затрат на надбав­ки будет возложено на потребителя электроэнергии. Однако в связи с хо­зяйственной разобщенностью субъектов электроэнергетики в России при больших вводах ВИЭ следует ожидать известных социальных проблем, обостряющихся в условиях России слабой платежеспособностью населе­ния и большинства предприятий.

Таблица 6.1

Проект надбавок при продаже электроэнергии ВИЭ и срока их действия согласно [82] (курс рубля соответствует лету 2009 г.: 1 EURO = 44 руб.)

Вид ВИЭ

Надбавка в руб./кВтч

Надбавка в EURO/кВтч

Срок действия надбавки, лет

Фотоэлектрические станции

16,73

0,380

15

ВЭС — ветроэлектрические станции

4,75

0,108

10

ВЭС в северных районах

5,35

0,122

10

Малые ГЭС

2.28

0.052

10

Геотермальные станции

3,59

0,082

10

Биоэнергетические станции на от­ходах лесопереработки

1,95

0.044

7

Биоэнергетические станции на от­ходах сельскохозяйственного про­изводства

2,28

0,052

7

Тепловые насосы

2,28

0,052

10

На наш взгляд, в решении данного вопроса недостаточно рассмотре­на схема финансирования доплат за энергию ВИЭ из государственного бюджета, весьма перспективная с учетом огромных ежегодных бюджет­ных затрат в России на северный завоз и возможности сверхприбыль­ной для государства экспортной реализации замещенного за счет ВИЭ органического топлива (в основном газа).

Идея увязки широкомасштабного использования ВИЭ с последую­щей реализацией на экспорт замещенного топлива имеет принципи­альное значение для России, как ведущего экспортера природного газа. Результатом развития этой идеи явился предложенный авторами уни­версальный, доступный в реализации способ установления целесооб­разных закупочных цен на электроэнергию всех рассмотренных видов ВИЭ с учетом совокупности местных региональных условий, согласно которому закупочные цены на электроэнергию ВИЭ должны быть не ниже суммы цен оптового рынка и региональной стоимости замещен­ного ими базового для субъекта РФ органического топлива и экологи­ческого бонуса, исчисляемого затратами на очистку выбросов тепло­вых электростанций, снабжающих энергией данный регион. Данный подход стимулирует выбор технологий энергопроизводства, замещаю­щих органическое топливо, которое при его экспортной реализации не только восполняет все затраты по оплате электроэнергии ВИЭ по пред­ложенной схеме, но и приносит существенный дополнительный доход государству. Данный подход весьма эффективен в условиях и оптово­го, и розничного, и регулируемого рынков, в том числе в зонах децент­рализованного электроснабжения.

Основу методики определения эффективности ценовой политики в отношении ВИЗ составляет разработанный в проекте TACIS универсаль­ный, наглядный и достаточно объктивный способ анализа и оценки эф­фективности как содержащихся в проекте Постановления Правитель­ства РФ надбавок и ценовой политики в отношении ВИЗ разных видов, так и прочих возможных их вариантов. Способ основан на многолетнем расчете баланса доходов и расходов при использовании ВИЗ, определя­ющего и представляющего основные экономические показатели ВИЗ: себестоимость, период окупаемости, рентабельность.

Расчетные результаты получены с использованием последних техни­ко-экономических данных о ВИЗ российского и мирового производства, о ценовых уровнях российского оптового энергетического рынка и о мак­роэкономических показателях российской энергетики.

В случаях недостаточности начальных данных проведен параметри­ческий анализ возможной эффективности предполагаемой ценовой по­литики рассматриваемых проектов.

Эффективная ценовая политика должна обеспечивать минимальные сроки окупаемости и себестоимость 1 кВт • ч электроэнергии, максималь­ную рентабельность и по возможности минимальные сроки и удельные капитальные затраты при возведения ВИЗ, а также минимальные тру­дозатраты при производстве энергии (в чел.-час/кВт • ч), что обусловле­но людским и кадровым дефицитом в энергетике современной России, и, в первую очередь, в области ВИЗ.

При определении экономической эффективности различных вариан­тов ценовой политики в отношении ВИЗ разного типа в данном разделе использованы экономические критерии и факторы их экономической эффективности, изложенные в разделе 3.1, а также технические и энер­гетические параметры ВИЗ, приведенные в табл. 6.2.

Таблица 6.2

Технические п энергетические параметры,

___________ определяющие экономическую эффективность ВИЗ_________

Номинальная мощность ЭС. кВт

Ресурсный период ВИЗ: до капитального ремонта и полный, в часах или годах Средние месячные и годовой коэффициенты использования номинальной мощно­сти в % или число часов работы ЭУ с номинальной мощностью в час_____________________________________________________________

Месячные, сезонные и годовая выработки энергии. кВт*час_________________________

Выработка энергии на единицу топлива и годовой его расход. кВт*час/кг и т__________

Техническая готовность ВИЗ, %

Точность оценок экономических показателей (себестоимость элект­роэнергии, окупаемость и пр.) энергоисточников определяется, во-пер­вых, точностью прогнозируемых энергетических показателей ЭС, во — вторых, точностью используемых данных о структуре капитальных и эксплуатационных затрат (включая капитальный ремонт) на каждую ЭС в целом по годам и за срок службы (ресурсный период), и, в-третьих, на­дежностью долгосрочного прогнозирования схем и параметров налогооб­ложения, оплаты и возврата инвестиций, кредитов, а также динамики цен на электроэнергию и топливо в твердой валюте и инфляцию.

Оценка себестоимости электроэнергии ВИЗ в разных регионах тер­ритории РФ проведена в данной работе с учетом многолетнего прогноза инфляции, кредитных ставок, вероятностей отказа ВИЗ, а также сто­имости органического топлива, с которой согласовываются цены на обо­рудование и эксплуатацию ВИЗ.

Определение себестоимости электроэнергии, выработанной ВИЗ раз­ных видов, а также их окупаемости проведено с использованием мето­дики, описанной в разделе 3.1. Учет возможных сценариев многолет­ней динамики роста тарифов и цен на энергию и энергоносители (топли­во) осуществлен в работе параметрическими расчетами с использовани­ем экспоненциальных моделей (3.2) и (3.3) (см. раздел 3.1).

Отметим, что развитая и численно реализованная методика позволя­ет оперативно проводить массовые вариантные расчеты по оценке энер­гетической и экономической эффективности ВИЗ с любыми другими моделями многолетней динамики инфляции, роста цен на топливо и энергию, описывающими иные сценарии.

При расчетах предполагалось, что эксплуатационные расходы (зара­ботная плата обслуживающего персонала, стоимость оплаты ремонтных работ и пр.) пропорциональны среднегодовым индексам официально объявляемой инфляции в РФ, а затраты на импортные комплектующие и запчасти пропорциональны среднегодовым индексам инфляции в Ев­ропейском Союзе (в случае европейских производителей оборудования ВИЗ) или среднемировой инфляции (в случае импорта ВЭУ из Индии, Китая, США, Японии и др. стран).

Пример, поясняющий логику и алгоритмы анализа и оценки эффек­тивности политики поддержки ВИЗ разного вида с использованием це­новых надбавок за выработанную ими энергию приведен на рис. 6.1, на котором построены графики многолетнего (за время порядка ресурсно­го периода ВИЗ, равного для большинства типов ВИЗ за 20 лет) накоп­ления удельного баланса расходов и доходов ВИЗ исследуемых в работе типов, каждый номинальной мощности 1 кВт, работающих с характер­ными для условий исследуемых в проекте TACIS регионов коэффици­ентами использования номинальной мощности.

Для решения задачи на входе в программу задаются фиксированные технические и экономические параметры ВИЗ, а на выходе программы — временные (погодичные) ряды расчетных энергетических и эконо-

Анализ возможных и выбор перспективных вариантов политики ценообразования в отношении ВИЭ для обеспечения ускоренного и крупномасштабного их развития

мических показателей ВИЭ и его интегральные и средние показатели с учетом или без учета дисконтирования. Источником доходов в приве­денном примере является продажа электрической или тепловой энергий, вырабатываемой ВИЭ при начальной на год пуска ВИЭ в эксплуатацию (2010 г.) цене закупки энергии ВИЭ, равной 6 EURO-центов за 1 кВт • ч, или 2,10 руб./кВт • ч, растущей пропорционально инфляции.

Капитальные и эксплуатационные затраты на ВИЭ соответствуют рыночным ценам 2008 г.

Наиболее важными в плане постановки последующих исследований данной работы являются следующие выводы из приведенного графика.

Накопленные балансы расходов и доходов ВИЭ разных типов при на­личии надбавок становятся положительными (окупаемыми) за период от 5 до 8 лет. Периоды окупаемости ВИЭ разных видов (определяемые точ­кой пересечения графиков с осью абсцисс) зависят от капитальных и экс­плуатационных затрат, выработки энергии и цены ее продажи.

При рассмотренном сценарии роста цен на электричество за заявляе­мый ресурсный период (20 лет) медленнее всех (с периодом более 12-14 лет) окупаются солнечные электростанции (за счет больших капзатрат и малости коэффициента использования номинальной мощности).

При таком росте цен на электричество за счет высокой топливной составляющей весьма медленно окупаются и традиционные ЭС на газе (ГазЭС), являющиеся самыми экономичными из отечественных элек­тростанций (см. рис. 6.1).

Поскольку ГазЭС являются основой электроэнергетики РФ (выраба­тывающими около половины электроэнергии страны), ценовая полити­ка государства будет выстраиваться в сторону увеличения закупочных цен на электроэнергию (выше 6,0 EURO-центов/кВт • ч), что при введе­
нии ценовых надбавок для ВИЭ не изменит общего соотношения эффек­тивности ВИЭ и газовых ЭС.

В силу существенной зависимости экономической эффективности ВИЭ от многих параметров и их количественных значений, особую ак­туальность при экономическом обосновании проектов ВИЭ приобретает качество, эффективность и достоверность предпроектного анализа и тех­нико-экономического обоснования.

Рассмотренные в работе варианты ценообразования на энергию ВИЭ приведены в табл. 6.3.

Таблица 6.3

Ценовая схема закупки энергии ВИЭ

1

По оптовым ценам рынка

2

По оптовым ценам рынка + стоимость замещенного топлива

3

По оптовым ценам рынка + стоимость замещенного топлива + экооонус

4

По оптовым ценам рынка + стоимость замещенного топлива + экобонус + экспортный бонус

5

По ценам рынка с надбавками проекта Постановления Правительства РФ

Экобонус исчисляется величиной экологического штрафа за выбро­сы С02 при сжигании замещенного ВИЭ топлива, типичные его значе­ния составляют 15-20 EURO/т С02. Экспортный бонус равен разности экспортной и внутренней стоимости замещенного ВИЭ базового для ре­гиона или для России топлива (газа).

Комментарии запрещены.