Оценка окупаемости ВЭС за счет экономии замещенного. органического топлива
Оценка окупаемости ВЭС на основе экономии замещенного при их использовании органического топлива при наличии прогноза его стоимости в достаточно отдаленном будущем (порядка 10 — 15 лет и более) осуществляется следующим образом.
В предположении бесперебойной работы ВЭУ с определенным для данного места коэффициентом использования ее номинальной мощности 7СИНМ и расходу мазута или дизельного топлива на 1 кВт • ч вырабатываемой ТЭЦ и ДЭС электроэнергии (около 0,325 кг/кВт • ч мазута и 0,250 кг/кВт • ч дизтоплива соответственно) определяется посезонная и годовая их экономия за счет замещения ТЭЦ и ДЭС на ВЭС.
Цены на основные виды углеводородного топлива на внутреннем отечественном рынке в последние годы постоянно растут и достигли в 2008 г. следующего уровня: для угля и газа — до 80 EURO/т, для мазута — до 400 EURO/т, для дизельного топлива — до 1000 EURO/t.
В табл. 3.11 для примера приведены результаты расчетов годовой экономии угля, газа, мазута и дизельного топлива за счет использования ВЭУ, работающих с различными коэффициентами использования номинальной мощности #инм.
С учетом реально достижимой стоимости капитальных вложений при возведении ВЭС в России = 1400 — 1600 EURO/кВт из данных табл. 3.11 следует, что даже без учета инфляционного роста цен на мазут, газ и дизельное топливо, их сэкономленная стоимость достигает уровня капзатрат на ВЭС, работающих с #инм > 30%, менее чем за 10, 7 и 3 года, соответственно. С учетом эксплуатационных затрат на содержание ВЭС, их период окупаемости за счет сэкономленного топлива без учета инфляции, исходя из данных табл. 3.11, не превышает 15, 10 и 5 лет соответственно для мазута, газа и дизтоплива.
Заметим, что при имеющихся ценах на органическое топливо, топливосжигающие технологии производства энергии являются принципиально затратными или неокупаемыми.
Таблица 3.11 Средние удельные (на 1 кВт номинальной мощности ВЭУ) сезонные экономии угля, газа, мазута и дизтоплива (в тоннах) за счет замещения ТЭЦ или ДЭС на ВЭС
|
*1 Расход газа в таб. 3.11 исчислен в энергетически эквивалентных весовых единицах
Для примера, в табл. 3.12 приведены некоторые результаты анализа окупаемости ДЭС с ресурсом 25 000 часов до капитального ремонта в зависимости от ее удельной стоимости (320, 480, 640 EURO/kBt) [87].
Таблица 3.12
Рыночная цена топлива. EURO/t |
320 |
480 |
640 |
800 |
Себестоимость энергии ДЭС (рыночная цена топлива EURO/кВт-ч) |
>0.13 |
>0.18 |
>0.25 |
>0.35 |
Окупающая ДЭС отпускная цена на энергию (рыночная цена топлива EURO /кВт-ч) |
>0.11 |
>0.17 |
>0.24 |
>0.33 |
Из проведенного анализа следует, что при рыночных ценах на дизельное топливо > 0.6 EURO/кг (Московский уровень 2007 г.) и тарифах на энергию (от 0,05 до 0,10 EURO/кВт *ч), выработка энергии на ДЭС не может быть прибыльной при любых самых эффективных энергетических показателях ДЭС. Последние повышения цен (до « 0.8 — 1,0 EURO/кг и выше в труднодоступных районах Камчатки, Якутии, Чукотки) при действующих там или где-либо в России самых высоких тарифах на электроэнергию опустили экономические показатели ДЭС до
уровня безнадежной убыточности, а себестоимость электроэнергии ДЭС оказывается при этом в 10 — 20 раз выше отпускных тарифов. При современных российских экономических и политических условиях такие научно-технические мероприятия как повышение ресурса, снижение цены, снижение потребления топлива ДЭС теряют практический смысл.
При неизменности данных условий рентабельное производство энергии следует связывать либо с установками, потребляющими дешевые виды топлива (с ценой < 200 USD/т при отпускных тарифах не более 0,06 — 0,10 EURO/kBt*4), либо с переходом на возобновляемые (бестопливные) источники энергии, наиболее экономичными из которых являются современные ВЭС.
Результаты расчетов окупаемости за счет экономии мазута при использовании ВЭС на базе ВЭУ Vestas V-44 и Enercon Е-40 (обе ВЭУ номинальной мощности 600 кВт) в составе с ТЭЦ приведены в табл. 3.13 на примере г. Петропавловск-Камчатский, полученные для двух значений цен на мазут с учетом прогнозной динамики инфляции и реальных экономических и эксплуатационных условий для ВЭС в данном регионе [87].
Таблица 3.13 Окупаемость ВЭС в годах для ВЭУ Vestas V-44 / Enercon Е-40 с ТЭЦ
|
Аналогичные закономерности имеют силу и в исследуемых по проекту TACIS регионах.
Расчеты окупаемости проведены для цен на мазут 120 EURO/т (верхняя строка) и 180 EURO/т (нижняя строка) и его потреблении из расчета 330 г/кВт • ч для новых ТЭЦ и 400 г/кВт • ч для ТЭЦ со старым оборудованием. Приведенные данные для исследуемых в работе регионов уточнены с учетом реальных данных о потреблении топлива на 1 кВт • ч вырабатываемой ТЭЦ электроэнергии и динамики цен на мазут.
Жизненно важными для России, две трети территории которой не охвачено централизованным энергоснабжением и запитываются электроэнергией от дизельных электростанций, являются проблемы финансовой доступности, обеспеченности и доставки, и, в конечном итоге, экономии дизельного топлива. В масштабах страны объем так называемого «северного завоза» (в основном дизтоплива) составляет по публикуемым данным свыше 20 млн. т. В связи с этим особую акту-
альность приобретает оценка окупаемости ветроэнергетических и ветродизельных станций (ВДЭС) в различных регионах России.
Оценки окупаемости ВДЭС основываются на данных о существующих затратах на производство электроэнергии на ДЭС региона и прогнозе их долгосрочного роста в достаточно отдаленном будущем (порядка 10 лет и более). Основным производителем электроэнергии для районов, не объединенных централизованной электросетью страны, являются ДЭС, работающие на ставшем в последние годы чрезвычайно дорогим дизельном топливе (в 2008 г. цена дизтоплива в отдаленных регионах России достигла уровня 28 — 36 тысяч рублей, или 850 — 1000 EURO/т), за счет экономии которого при использовании ВЭС в их составе и осуществляется окупаемость последних. Исходными данными для расчетов при этом являются эксплуатационные издержки на ДЭС на 1 кВт • ч вырабатываемой ими электроэнергии, современные цены на дизельное топливо, а также прогноз эксплуатационных издержек и цен на дизтопливо (прогноз себестоимости 1 кВт • ч электроэнергии ДЭС) на период порядка ресурса ВЭУ (^ 20 лет).
Точность прогноза цен себестоимости 1 кВт • ч электроэнергии ДЭС определяет точность оценки окупаемости ВЭС.
В качестве примера приведем данные оценок средних сезонных и годовой экономии дизельного топлива за счет использования ВЭС в составе ВДЭС в ряде пунктов Камчатской области, полученные в предположении работы ВЭУ с ІСИНМ, определенными по данным метеорологических измерений ветра на ближайших к рассмотренным пунктам ГМС Камчатской области, и по данным о расходе дизтоплива на 1 кВт • ч вырабатываемой ДЭС электроэнергии (около 0,260 кг/кВт • ч у лучших современных зарубежных ДЭС и 320 — 380 кг/кВт • ч для большинства отечественных ДЭС, отработавших в настоящее время большую часть своего ресурса).
Результаты расчетов посезонного и годового замещения дизельного топлива при его потреблении из расчета 260 г/кВт • ч для новых ДЭС и 350 г/кВт *ч — для ДЭС на старом оборудовании, за счет использования в составе ВДЭС ВЭУ Vestas V-44 и Enercon Е-40, приведены в табл. 3.14 в на примере ряда пунктов Камчатки [24].
Результаты расчетов периодов окупаемости ВЭС за счет экономии дизельного топлива для цены на дизтопливо 675 EURO/т и его потреблении из расчета 260 г/кВт • ч для новых ДЭС и 350 г/кВт • ч для ДЭС на старом оборудовании, при использовании ВЭС на базе ВЭУ Vestas V44 и Enercon Е-40 в составе с ВДЭС в исследуемых пунктах Камчатской области, приведены соответственно в табл. 3.15 [24].
Полученные данные могут быть уточнены с учетом реальных данных о потреблении топлива на 1 кВт • ч вырабатываемой ДЭС электроэнергии и динамике цен на дизельное топливо в исследуемых в работе регионах.
Таблица 3.14 Средние сезонные экономии дизельного топлива при использовании ВЭУ Vestas V-44 / Enercon Е-40 в составе ВДЭС (в тоннах)
|
Тип ВЭУ |
Новые ВЭУ |
ВЭУ б/у |
||
Пункт |
Без кредита |
С кредитом |
Без кредита |
С кредитом |
Петропавловск- Камчатский |
2,8/2,4 |
5,0/4,4 |
1,04/0,90 |
1,66/1,45 |
Усть-Камчатск |
3,0/2,6 |
5,5/4,7 |
1,1/0,98 |
1,80/1,57 |
У сть-Бол ынерецк |
2,7/2,3 |
4,8/4,2 |
0,99/0,86 |
1,59/1,3 |
Никольское (о. Беринга) |
1,7/1,5 |
3,1/2,7 |
0,64/0,55 |
1,04/0,90 |
Таблица 3.15 |
Периоды окупаемости ВЭС в годах при использовании ВЭУ Vestas V-44 / Enercon Е-40 в составе ВДЭС при цене на дизельное топливо 675 EURO/t (данные 2007 г.) |
Результаты расчетов периодов окупаемости ВЭС на базе Vestas V-44 и Enercon Е-40 на примере Камчатского региона, приведенные в табл. 3.16 [24], сводятся к следующему:
1) периоды окупаемости как новых, так и отработавших 8 лет ВЭУ, обусловленных экономией дизельного топлива при существующей цене на него и на оборудование, составляют для новых ВЭУ от 2,3 лет (Никольское, о. Беринга) до 4,0 лет (Усть-Камчатск) для Enercon Е-40 и на 14 — 16% больше для Vestas V-44 (соответственно, 2,6 и 4,6 лет);
2) периоды окупаемости ВЭС на базе б/у 8-летних ВЭУ, купленных по цене примерно втрое меньшей от цены новых ВЭУ, оказываются примерно в 2,5 — 2,7 раза короче таковых для новых ВЭУ цен и составляют от 0,8 лет для Никольского, до 1,5 лет для Усть-Камчатска для Enercon Е-40 и на 13 — 15% больше для Vestas V-44 (соответственно, 0,9 и 1,7 лет);
3) кредитное финансирование проектов ВЭС (в случае кредита на 10 лет со ставкой 12% годовых) увеличивает периоды окупаемости как новых, так и б/у ВЭУ в 1,7 — 1,8 раза и существенно зависит от кредитной ставки;
4) периоды окупаемости ВЭС с учетом ожидаемого роста цен на дизельное топливо при использовании новых ВЭУ Vestas V-44 и Enercon Е-40 в составе ВДЭС в исследованных пунктах Камчатки (при ценах на топливо = 675 EURO/т) меньше по сравнению с безинфляционными в 1,25 — 1,3 раза и составляют от 3,3 лет (о. Беринга), до 5,7 лет (Усть- Камчатск) для Enercon Е-40 и на 14 — 16% больше для Vestas V-44 (соответственно, 3,7 и 6,6 лет) даже в случае кредитного финансирования и в 1,3 — 1,5 раз меньше для ВЭУ б/у.
Таблица 3.16
Периоды окупаемости ВЭС в годах при использовании ВЭУ Vestas V-44 /
Enercon Е-40 в составе ТЭЦ
Тип ВЭУ |
Новые ВЭУ |
ВЭУ б/у |
||
Пункт |
Без кредита |
С кредитом |
Без кредита |
С кредитом |
Петропавловск- Камчатский |
3,4/2,9 |
6,0/5,3 |
1,3/1,2 |
2,1/1.9 |
Усть-Камчатск |
3,6/3,2 |
6,6/5,7 |
1.4/1,3 |
2,3/2,0 |
У сть-Большерецк |
3,3/2,8 |
5,8/5,0 |
1,3/1,2 |
2.0/1.8 |
Никольское (о. Беринга) |
2,1/1,85 |
3,7/3,3 |
0.9/0.75 |
1,3/1,2 |
Из приведенного примера следует, что по критерию окупаемости ВЭС за счет экономии дизельного топлива использование как новых ВЭУ, так и ВЭУ б/у в качестве базовых в составе ВДЭС в Камчатском регионе, обладающем достаточно высоким ветроэнергетическим потенциалом, представляется весьма привлекательным.
Таким образом, оценки окупаемости ВЭС в обеспеченных ветровыми ресурсами регионах России и их сравнение с альтернативными топливопотребляющими источниками энергоснабжения позволяет сделать вывод о целесообразности строительства и широкомасштабного использования ВЭС для промышленной выработки электроэнергии.
Представленные подходы к оценкам себестоимости электроэнергии и окупаемости ВЭС на территории РФ при достаточно надежном (с погрешностью менее 14 — 17%) определении их энергетических показателей (мощности, выработки электроэнергии, пр.) остаются весьма приближенными, поскольку, во-первых, в отсутствие достаточного отечественного опыта основаны на использовании в основном обобщенных зарубежных данных о структуре капитальных затрат на сооружение ВЭС, не учитывающих российской специфики, во-вторых, весьма приближенно учитывают будущую динамику тарифов на электроэнергию и инфляцию, возможность снижения кредитных ставок, в-третьих, не учитывают особенности будущих схем оплаты и возврата инвестиций. Помимо того, не проработаны и не учтены возможности конкурсного выбора компаний-производите — лей, поставщиков и строителей ВЭС, являющихся важным рыночным инструментом снижения капитальных затрат на ВЭС, весьма приближенно также учтены способы и стоимости доставки ВЭС и прохождения таможенных процедур.
Однако полученные в работе с известным запасом оценки «снизу» и «сверху» могут служить не только качественной, но и весьма достоверной количественной базой для выбора оптимальных вариантов ВДЭС и достаточно точного технико-экономического их анализа.
Отметим также, что развитая в работе методика определения энергетической и экономической эффективности ВЭС и ее программная реализация при наличии реальных технико-экономических показателей, действующих в том или ином регионе, позволяют повысить точность полученных результатов до 12 — 15%, достаточную для принятия обоснованных оптимальных решений о прорабатываемых ветроэнергетических проектах.
Оценки технического, экономического и технологического ветроэнергетических потенциалов по базовым для проекта TACIS субъектам РФ приведены в табл. 3.17 .
Таблица 3.17
Субъекты Российской Федерации |
Средний ^1ШМ Р80,% |
Площадь субъекта, тыс. км2 |
Технический потенциал, млрд, к Вт *ч/год |
Экономи ческий млрд. кВт«ч/год потенциал |
Производственный потенциал млрд. кВт*ч/год |
Астраханская обл. |
34,1 |
44,1 |
75,14 |
0,376 |
1,251 |
Краснодарский край |
34,2 |
76,0 |
116,1 |
0,581 |
2,502 |
Нижегородская обл. |
28,1 |
74,8 |
83,8 |
0,419 |
0,710 |
Отметим, что реализация технологических потенциалов ветроэнергетических ресурсов рассмотренных регионов в полном объеме могла бы обеспечить покрытие прогнозируемого потребления электроэнергии регионов на 5 — 7%.