Измеритель крутящего момента стола ротора типа ИМР-2
Измеритель момента типа ИМР-2 предназначен для измерения крутящего момента стола ротора с цепным приводом и может применяться на буровьГх установках грузоподъемностью да 200 т. Принцип действия прибора основан на измерении натяжения ведущей ветви цепи привода ротора. ‘
Принципиальная схема измерения крутящего момента стола ротора приведена на рис. 1.2.
Усилие натяжения цепи через звездочку рычажного приспособления / передается на датчик момента 2. Это усилие, пропорциональное измеряемому моменту, преобразуется в угол поворота бесконтактного сельсина-датчика 3. _
г |
-127В |
/ |
/ |
/ |
5 < |
3 4 |
/
7 |
2 |
7
В
Рис. 1.2. Схема измерения крутящего момента стола ротора
Угол поворота сельсина-датчика к приемному сельсину-указателю 4 передается по трансформаторной схеме. При такой схеме напряжение питания подается только к обмоткам возбуждения датчика. Электродвижущие силы, возникающие в фазных обмотках датчика, вызывают токи в фазных цепях обоих сельсинов, в результате чего на однофазной обмотке приемника наводится напряжение переменного тока, величина и фаза которого определяются разностью между мгновенными положениями роторов датчика и приемника.
Это напряжение через фазосдвигающую цепочку подается на вход фазочувствительного усилителя 5, который управляет реверсивным двигателем 6 типа РД-09. Ось двигателя механически связана с ротором приемного сельсина, благодаря чему вращение двигателя прекращается после того, как ротор приемного сельсина согласуется с ротором датчика.
С осью реверсивного двигателя через редуктор 7 связаны стрелка указателя момента 8 и второй сельсин-датчик 9 типа БД-404, который используется в случае подключения регистратора момента 10.
В состав измерителя момента входят: датчик момента типа ДМР, приспособление для установки датчика типа ПДМ, блок указателя момента, блок питания и комплект соединительных кабелей.
Технические данные ИМР-2
Диапазон измерения крутящего момента, кН • м…………………………………………. О—30; 0—50
(в зависимости от заказа)
TOC o "1-5" h z Основная приведенная погрешность измерения усилия, действующего на датчик, % ……… ±2,5
Дополнительная методическая погрешность измерения момента
из-за неточности установки датчика на буровой, %……………………………………… ±2,5
Дополнительная приведенная погрешность измерения, %:
от изменения температуры ………………………………………………………….. ±1
от колебания напряжения сети……………………………………………………… ±1
от колебания частоты сети…………………………………………………………… ±1
Питание:
TOC o "1-5" h z напряжение, В……………………………………………………………………………. ………. 220 + 40
частота, Гц…………………………………………………………………………………………….. 50…. + 5
Потребляемая мощность, В-А………………………………………………………………………….. 250
Температура окружающего воздуха, °С…………………………………………………… — 30 + +30
Относительная влажность, %……………………………………………………………. . . <90
Габаритные размеры, мм:
датчика момента…………………………………………………………………………….. 430X150X175
приспособления датчика…………………………………………………………………… 765X440X700
блока указателя (диаметр X глубина)……………………………………………………. 305X240
блока питания………………………………………………………………………………… 314X245X221
Масса, кг:
TOC o "1-5" h z датчика момента………………………………………………………………………………………… 28
приспособления датчика……………………………………………………………………………… 120
блока указателя…………………………………………………………………………………………… 17
блока питания. . •………………………………………………………………………………………. 12
Датчик момента монтируют в приспособлении типа ПДМ, воспринимающем усилие натяжения ведущей ветви цепи привода стола ротора. Приспособление устанавливают крепежной плитой на балку вышечного основания звездочкой в сторону лебедки (по ходу движения роторной цепи) так, чтобы она находилась на середине расстояния между центрами цепных колес ротора й лебедки. Затем регулировочными винтами раму приспособления вместе со звездочкой приподнимают до совпадения стрелы прогиба с расчетным ее значением.
Для повышения точности замера начальной стрелы прогиба цепи приспособление с натяжной звездочкой снабжают измерительным устройством, которое позволяет замерить не только начальную стрелу прогиба цепи, но и угол начального наклона ведущей цепи.
В США для определения крутящего момента на роторе используют приборы фирмы «Мартин Деккер», состоящие из датчика давления и вторичного прибора. Датчик давления устанавливают таким образом, чтобы нижняя ветвь в приводной цепи ротора опиралась на рабочее колесо датчика. В процессе работы на датчике создается усилие, прямо пропорциональное крутящему моменту на роторе. Фирма «Мартин Деккер» изготовляет такие приборы десяти типов, а фирма «Тотко» — двух типов, основанных на гидравлическом и электропневматическом принципах.