КРИТЕРИИ И ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ РАБОТЫ ДОЛОТА
1- ■ • *
Из уравнения (11) и рис. 3 видно, что при данных условиях. бурения величина рейсовой скорости зависит от продолжительности работы долота, и зависимость vp=vp(t&) имеет максимум. Этот максимум соответствует времени Переопределяемому по формуле (13).
Аналогичное положение отмечается для экономической ско — ! рости проходки v0 [формула (25)], а следовательно, и для рейсовой стоимости 1 м проходки Cpi, определяемой по формуле (138), но ср1 имеет минимум.
Таким образом, показатели проходки скважины в большой ‘ степени определяются правильным выбором момента смены долота, т. е. продолжительностью его использования. Недодержка долЬта приводит к перерасходу долот, увеличению числа спускоподъемных операций и ко всем связанным с этим отрицательным последствиям, а передержка долота увеличивает время механического бурения, может приводить к значительным проработкам призабойной зоны после спуска нового долота, оставлению элементов качения опор шарошек, резко снижающих эффективность работы последующего долота, и даже к аварии с данным долотом.
В зависимости от соотношения между скоростями изнашивания опор и вооружения долот устанавливается тот или иной критерий (или несколько критериев) для определения момента прекращения работы данным долотом.
Как видно из формулы (13), время ^бр зависит от закономерности изменения текущей механической скорости в процессе работы долота и от времени tp. о. От указанных факторов, а также от стоимости 1 ч работы буровой установки сч и стоимости долота
сд зависит время, соответствующее максимуму иэ (или минимуму
Cpi). .
Если зависимость vt = vt(tf>) описывается уравнением (18), то формула (13) принимает следующий вид:
l+01(f*P + ^o) = eV*P. (196)
Уравнение (196) не решается относительно t s в явном виде, поэтому определение 4р по этому уравнению приходится вести методом подбора; для ускорения расчета целесообразно решать его на ЭВМ или графически.
Приближенное решение уравнения (196) относительно t &р имеет вид [94]:
‘ *5р^)/^ро- (19?)
Очевидно,
eV *р = —«»— =^L=kv, (198)
’ ^р max vk
где vK — конечная текущая механическая скорость, соответствующая времени /gp — Поэтому критерием для определения момента подъема долота может служить эта скорость, а также отношение начальной и конечной механических скоростей kv или обратная этому отношению величина.
Зная tip, можно найти kvtbp [формула (19)], kht6p (одна из
формул (21)] и ht6p [одна из формул (20)]. Следовательно, кри
терием для определения момента подъема долота может служить его проходка.
Рассмотренные критерии для определения момента подъбма долота (^бр> ^к, kv или обратная Jtv величина, а также проходка на долото) требуют знания для конкретных условий бурения вида функции vt = Vt(tв) и значения величин, входящих в эту функцию. Как вид указанной функции, так и значения входящих в нее величин должны устанавливаться на основе опыта бурения в данных или аналогичных условиях; на основе этого опыта можно непосредственно устанавливать значения рассмотренных выше критериев.
Как следует из равенства (12), независимо от вида функции vt = vt(ta) максимум рейсовой скорости наступает тогда, когда уменьшающаяся по мере износа долота мгновенная механическая скорость становится равной повышающейся “во время работы долота рейсовой скорости, т. е. максимум рейсовой скорости наступает тогда, когда имеет место равенство vt = vv, откуда
"E“i=l. ‘ (199)
, vt
Определение мгновенной механической скорости представляет значительные трудности, и поэтому пользуются средним значением механической скорости vAt за некоторый малый промежуток времени At.
Кривая Ур=Ур(^б) имеет асимметричный вид (см. рис. 3): у восходящей части кривой темп возрастания vv более высокий, чем темп падения у нисходящей части кривой. Поэтому при определении £бр допускать ошибку можно только в сторону передержки долота, так как небольшая передержка мало отразится на величине рейсовой скорости и по сравнению с недодержкой даст большую проходку. Кроме того, следует учитывать и то обстоятельство, что продолжительность работы долота, соответствующая минимуму сР1 (или максимуму v3), больше продолжительности работы долота, соответствующей vp max-
Рассмотренные выше положения в основном относятся к случаю, когда падение текущей механической скорости во времени монотонно и обусловлено только изнашиванием долота в процессе его работы при прочих неизменных условиях. Однако фактически условия работы долота на забое не являются неизменными. Даже при поддержании постоянных значений параметров режима бурения в процессе проходки определенных отложений горных пород механическая скорость варьирует в результате действия многих факторов, имеющих случайный характер (неоднородность горных пород, неравномерность подачи долота, различная степень зависания бурильной колонны на стенках скважины и т. д.).
Таким образом, условию (199), при выполнении которого целесообразно поднять используемое долото, нужно придать следующий вид:
— >CV, (200)
vt
где Сг>> 1—величина, устанавливаемая для конкретных условий на основе опыта (с целью предотвращения возможности преждевременного подъема долота из-за влияния на vt случайных факторов) .
Так как осевая нагрузка на долото (а в определенных случаях и скорость вращения долота) не остается постоянной в процессе его работы, то необходимо ввести дополнительные условия при определении момента смены долота, М. А. Фингерит [35, 100] такие условия для G формулирует следующим образом:
1) осевая нагрузка в конце работы долота должна отвечать возможно более высокому значению vAt и
2) осевая нагрузка на долото в период времени измерения vAt должна поддерживаться постоянной (отклонения не должны превышать некоторого заданного значения AG).
Выполнение первого условия будет свидетельствовать о том, что нет возможности повысить механическую скорость и уменьшить тем самым отношение vv/vAt до величины, меньшей С„,
путем изменения G. Выполнение же второго условия покажет, что падение механической скорости, вызвавшее удовлетворение условия (200), не является следствием неравномерной подачи бурильной колонны в период времени At.
Наблюдения за отработкой долот, показывают, что в большинстве случаев приходится поднимать шарошечные долота до достижения максимума рейсовой скорости. Это происходит потому, что в таких случаях долговечность опор шарошечных долот Tf меньше делговечности их рабочей поверхности Тг, а продолжительность спуско-подъемных операций и вспомогательных работ имеет большую величину. Так, при проходке верхне — и ниЖнемеловых отложений на площадях объединения Ставропольнефтегаз почти у 85% долот износ опор значительно опережает износ их вооружения. Полная отработка долота по опоре производится весьма приближенно, и точность оценки состояния опор в процессе рейса долота всецело зависит от квалификации бурильщика. В результате этого долота очень часто существенно не дорабатываются. Степень недоработки долот по опоре возрастает с глубиной вследствие действия психологического фактора: бурильщик, не имея достаточно объективных сведений о состоянии подшипников шарошек, предпочитает недоработать долото, чем ‘• совершить аварию на большой глубине. Недоработка долот по опоре вызывает потерю проходки по тресту Ставррпольбурнефть более 20%. Аналогичная картина наблюдается и на других буровых предприятиях страны.
Если в данных условиях какие-либо типомодели долот применяются достаточно длительное время, то на основании статистических промысловых данных для них устанавливают время Tf, по истечении которого наступает расстройство опор. Это время и принимается за продолжительность эффективной работы долота в данных условиях. После того как долото проработало в течение указанного времени, принимают решение о подъеме его, если даже механическая скорость еще сравнительно высокая. В турбинном бурении и при бурении электробурами при этом ориентируются на приемистость забойного двигателя к осевой нагрузке на долото, т. е. на величину осевой нагрузки GM [16, 22].
Статистические промысловые данные о долговечности опор долот указывают наиболее вероятные средние значения продолжительности работы долот при многочисленности рейсов в аналогичных условиях. Знание этих значений необходимо при нормировании буровых работ и при решении других важных вопросов бурения скважин. Однако эти данные не могут быть использованы для прогнозирования долговечности долота по опоре в каждом конкретном случае, т. е. они не дают возможности определять момент, когда данное долото полностью отработано по опоре и должно быть заменено новым. Эта задача еще более усложняется большой нестабильностью долговечности опор, очень широкой вариацией этого показателя. Поэтому для того, чтобы полностью
отработать долота по опоре, не допуская при этом выпадения тел качения большой роликовой опоры и оставления шарошек на забое, бурильщики должны иметь в своем распоряжении средства, позволяющие судить о состоянии опор долота и четко указывающие момент времени, когда работа данным долотом должна быть прекращена во избежание аварии.
Исследования показывают, что в большинстве случаев износ беговых дорожек на цапфах на глубину цементированного слоя сопровождается разворотом роликов и резким возрастанием вращающего момента, необходимого для привода долота при тех же условиях бурения. Это указывает на возможность использования моментомеров, фиксирующих крутящий момент на бурильной колонне (в том числе при бурении забойными двигателями), для установления предаварийного. состояния шарошечного долота, когда дальнейшее его использование недопустимо. Имея среднестатистические данные о долговечности опор долот в конкретных условиях и используя указанные моментомеры, буровики смогут значительно улучшить использование долот и резко снизить аварийность с долотами.
Моментомеры весьма необходимы и для решения других важных вопросов технологии бурения глубоких скважин. В турбинном бурении для этих целей используются турботахометры.
Некоторые вопросы использования указанных моментомеров и турботахометров для определения момента подъема долота рассмотрены в работах [35,-100].
При бурении электробурами определение момента смены долота можно вести по изменениям силы тока или потребляемой мощности на привод электробура.
Правильная отработка долот имеет большое значение в достижении высоких показателей их работы, а следовательно, в ускорении строительства скважин и в снижении стоимости бурения. Огромную роль при этом играет знание особенностей различных типов и моделей долот, закономерностей работы долота на забое, влияния главнейших факторов на показатели работы долот и правильное применение этих знаний к конкретным условиям бурения. ‘
При проектировании технологии бурения скважин для конкретных горно-геологических условий следует:
1) тщательно изучить механические и абразивные свойства горных пород, слагающих геологический разрез данной площади, и условия залегания этих пород;
2) расчленить геологический разрез площади на отдельные интервалы (пачки) по буримости горных пород;
3) выяснить, возможно ли искривление скважин, на каких глубинах, в каких породах, в каких пределах;
4) составить проект ствола скважины;
5) установить давление в пластах и температуру на забое для отдельных интервалов; •*
6) выявить горизонты, в которых возможны обвалы стенок скважины, поглощения и выбросы промывочной жидкости, посадки, затяжки и прихваты бурильной колонны и другие осложнения;
7) выбрать вид бурового флюида и подобрать его параметры для различных свит, горизонтов, пластов (с учетом конструкции скважины);
8) выбрать способ бурения для отдельных интервалов;
9) выбрать диаметр (согласно конструкции скважины), тип и модель долота для отдельных пачек горных пород (свит, горизонтов, пластов);
10) применительно к выбранным долотам и в соответствии с механическими и абразивными свойствами пород, горно-геологическими условиями бурения и проектом ствола скважины задать гармоничное сочетание G, п и Q, обеспечивающее максимальное значение рейсовой скорости или минимальное значение стоимости 1 м проходки при требуемом качестве работ;
11) для осуществления запроектированного режима бурения выбрать соответствующую бурильную колонну и буровое оборудование;
12) составить инструктивные указания по выполнению работ, относящихся к технологии бурения скважин.
Обычно разработку режима бурения начинают с выбора осевой нагрузки на долото, которая берется наиболее оптимальной для данных условий (механические свойства породы, тип и размер долота и другие факторы). При разработке режимов турбинного бурения выбор параметров режима в ряде случаев может начинаться с выбора подачи промывочной жидкости и турбобура.
При турбинном бурении особое внимание уделяют выбору типоразмера турбобура, бурильных труб, насосной установки и ее обвязки; при роторном бурении — выбору ротора, вертлюга, бурильных труб, утяжеленного низа, насосной установки; при бурении электробурами — технической ц тепловой характеристикам двигателей электробуров. В условиях, способствующих чрезмерному искривлению скважин, особое внимание следует уделять компоновке низа бурильной колонны.
Оборудование и бурильную колонну подбирают по их важнейшим параметрам. Так, бурильную колонну выбирают, исходя из требуемой прочности и пропускной способности; вертлюги и роторы — по грузоподъемности и допустимой скорости вращения; насосы — по требуемой подаче промывочной жидкости и необходимому давлению нагнетания; двигатели — по мощности и т. д. При выборе оборудования и инструмента руководствуются заводскими техническими характеристиками (паспортными данными), а при использовании оборудования, бурильных труб, УБТ и ведущих труб, бывших в употреблении, учитывают также данные об их предыдущей работе и ремонте.
Часто выбор параметров режима бурения и типомодели долота приходится осуществлять в соответствии с заданной технической оснащенностью буровой. В таких случаях последовательность приведенных выше пунктов будет несколько иной. ,
Техническое решение различных вопросов проектирования технологии бурения должно быть обосновано экономически. Нередко некоторые из пунктов 8—11 приходится рассматривать одновременно.
При выборе рациональных типомоделей долот, бурильной колонны и бурового оборудования, при проектировании режимов бурения, расчете технико-экономических показателей и при оценке экономической эффективности принятых решений необходимо использовать электронную и другую вычислительную технику. Этим целям вполне удовлетворяют универсальные вычислительные машины.
Для достижения высоких технико-экономических показателей бурения скважин необходим постоянный контроль за технологическим процессом и оперативное управление работой долота. Указанный контроль и оперативное управление должны осуществляться бурильщиком с его поста и инженером с диспетчерского пункта.
При рациональном размещении приборов на приборном щите бурильщик со средним стажем работы и образованием не менее 7—8 классов может регулировать 10—15 параметров.
Весьма необходимыми для бурильщика являются следующие показатели:
нагрузка на крюке в тоннах; осевая нагрузка на долото в тоннах;
мгновенная (или средняя за выбранный промежуток времени или на выбранном интервале проходки) механическая скорость; вращающий момент на долоте (или на роторе); скорость вращения долота (особенно в турбинном бурении); подача (расход) промывочной жидкости; уровень промывочной жидксти в приемных емкостях; давление нагнетания промывочной жидкости (давление на буровых насосах или на стояке);
удельный вес промывочной жидкости;
глубина спуска долота (длина бурильной колонны).
В зависимости от конкретных условий бурильщик может изменять те или иные показатели. Так как свойства разбуриваемых пород, и состояние долота непрерывно изменяются, то возникает задача оптимизации режима бурения в период работы долота применительно к складывающимся на забое условиям. В то же время, ведение непрерывного поиска режима бурения нерационально, поэтому необходимо установить, как часто и когда осуществлять этот поиск. Кроме того, каждый раз бурильщику приходится решать вопрос, когда наиболее рационально сменить работающее долото. Для успешного решения всех этих вопросов ‘ необходимо иметь на буровой специальные устройства (оптимизаторы, приборы-советчики и др.).
В тех случаях, когда технико-экономически более целесообразно придерживаться постоянного режима бурения в процессе проходки однородной породы, необходимо применять соответствующие стабилизаторы параметров режима бурения.
Типомодель очередного спускаемого долота должна выбираться с учетом показателей работы и состояния предыдущего долота; одновременно должен уточняться режим бурения. Если у долота,, поднятого по достижении vp max или ср 1 mm, вооружение и опорьг сильно изношены, то можно считать, что типомодель долота и режим бурения были выбраны правильно. Если же зубья и подшипники шарошек изношены незначительно, то возможно, что осевая нагрузка на долото или скорость вращения долота (или и G,. и я) были заниженными. В таком случае следует увеличить осевую нагрузку на долото и проверить, соответствует ли п типомодели применяемого долота и разбуриваемой породе. Нужно также проверить качество промывки забоя и долота, чтобы убедиться, что промывка достаточно совершенна; в противном случае следует принять меры к улучшению качества промывки забоя и долота. Возможно, следует попробовать другой тип долота.
Необходимо отрабатывать долота таким образом, чтобы полностью использовать потенциальные возможности их опор и вооружения, а потому при выборе типомодели долота и режима бурения, при управлении режимом бурения в процессе работы долота и при установлении продолжительности его работы следует стремиться к тому, чтобы иметь Tz7aTf при некотором превышении Tf над Tz во избежание выпадения тел качения большой роликовой опоры и оставления шарошек. При конструировании и изготовлении долот нужно также стремиться к тому, чтобы указанное соотношение наблюдалось между стойкостью опоры и стойкостью вооружения дол’ота. .
Если опора поднятого долота очень сильно изношена при незначительной сработке вооружения, то надо проанализировать факторы, влияющие на долговечность опор. Возможно, что в промывочной жидкости содержится чрезмерное количество абразивных частиц и корродирующих веществ и эта жидкость обладает незначительными смазывающими свойствами. Для полной отработки и опоры, и вооружения следует попробовать бурить с увеличенной осевой нагрузкой на долото в сочетании с пониженной скоростью его вращения, а также провести бурение долотами другого типа (предназначенными для более мягких пород).
Чрезмерный износ опор и их заклинивание мйгут быть следствием большой осевой нагрузки на долото или высокой скорости вращения, или следствием и того и другого. Если при этом зубья долота сработаны, то может быть необходимо перейти на долота, предназначенные для более твердых пород.
При оперативном выборе типомодели долота и корректировке режима бурения можно руководствоваться рекомендациями X. Г. Бентсона [115] (см. приложение).
Технологический процесс бурения скважин требует постоянного контроля и квалифицированного круглосуточного руководства. На диспетчерский пункт инженеру-диспетчеру, обслуживающему от 8 до 16 буровых, следует передавать с каждой буровой не более 3—4 параметров с постоянной записью и не более 5—6 параметров по его вызову. Вопрос о том, сколько параметров, какие и каким образом должны передаваться на диспетчерский пункт, необходимо решать применительно к конкретным условиям. Однако во всех случаях обязательно должны передаваться с постоянной записью на диаграммной ленте нагрузка на крюке в тоннах <н сведения о работе насосрой установки (например, давление промывочной жидкости). <
Для контроля процесса механического бурения весьма желательно передавать на диспетчерский пункт значения механической скорости проходки.
При бурении в сложных горно-геологических условиях весьма важными показателями являются также удельный вес промывочной жидкости, глубина спуски долота и уровень промывочной жидкости в приемных емкостях. ‘
Совершенно необходимым условием успешного диспетчерского телеконтроля за работой буровой является надежная переговорная связь инженера-диспетчера с бурильщиком. При этом бурильщику должна быть обеспечена возможность вести разговор с рабочего места.
Введение телеконтроля и диспетчерской службы в буровых организациях приносит большую пользу. Так, например, по свидетельству А. Волжина и М. Толмачева, после введения диспетчерской службы в б. Старогрозненской конторе глубокого разведочного бурения объединения Грознефть (с октября 1967 г.) удалось предотвратить большое количество аварий, улучшить ряд технико-экономических показателей. Уменьшение количества аварий объясняется не только оперативной связью между бурильщиком и диспетчером, но и четко налаженной системой профилактики, непосредственным вмешательством диспетчерской службы в технологический процесс. ■
Диспетчерская служба этой конторы бурения осуществляет круглосуточный контроль за технологией проводки скважин и оперативное руководство буровыми работами. При осложнениях или нарушении технологии бурения дежурный диспетчер связывается с бурильщиком, а при необходимости — с буровым мастером или с начальником буровой и дает конкретные указания. Диспетчерская служба занимается приемом сводок, сбором и регистрацией различной информации о ходе буровых работ; обрабатывает индикаторные диаграммы, поступающие с буровых, и сопоставляет их с диаграммами телеконтроля. Кроме того, на диспетчерскую службу возложен ряд других обязанностей.
Для правильного выбора долот и режимов бурения, успешного управления работой долота и контролирования технологического процесса бурения скважин буровые организации должны иметь на своем вооружении комплекс необходимых средств, удобных и надежных в эксплуатации.
Согласно формуле (10) для повышения рейсовой скорости нужно стремиться к увеличению проходки на долото и сокращению продолжительности рейса долота, а значит, к уменьшению объема и ускорению всех работ, входящих в рейс долота, в том числе к сокращению продолжительности механического бурения. Поэтому совершенствование процесса механического бурения должно идти по пути интенсификации разрушения горных пород с одновременным получением как можно большей проходки на долото. Необходимо усилить научно-исследовательские работы в
области проектирования режимов бурения, считая одной из основных задач установление зависимостей между показателями работы долот и факторами, существенно влияющими на эти показатели. Особое внимание требуется уделить таким факторам, как динамическая составляющая осевой нагрузки на долото, дифференциальное давление на забое скважины, гидравлические факторы промывки забоя, вид и параметры бурового флюида.
Крайне необходимо создать методику разбивки геологического разреза площади на интервалы одинаковой буримости по показателям работы долот и методику определения механических и абразивных свойств горных пород по указанным показателям.
[1] Для данной цели следует использовать коэффициент пластичности, определяемый по методике Т. Г. Фараджева и М. Д. Фаталиева (Горные породы Азербайджана. Баку, Азернешр, 1965), так как при определении по методике Л. А. Шрейнера для многих случаев Кп—