УРАВНЕНИЯ СКОРОСТЕЙ ПРОХОДКИ И ПРОХОДКИ НА ДОЛОТО
Формулу для механической скорости проходки (мгновенной, средней) можно записать в следующем виде:
TOC o "1-5" h z ; V» = Sjti, (1)
где Si — углубление скважины за один оборот долота; п — скорость вращения долота.
В буровой практике механическую скорость проходки измеряют в м/ч, п в об/мин и si в мм/об. Для этих размерностей формула (1) принимает вид i
vu = 0,06sin. (2)
Для шарошечных долот
4 sl = J-e = ®e, ‘ (3)
«Об _ ‘ .
где k05 — количество оборотов долота, необходимое для углубления скважины на величину, равную глубине лунки разрушения породы б зубцами шарошек [92, 94].
В то же время механическая скорость проходки шарошечными долотами может быть выражена следующей зависимостью [23]:
г СКВ * СКВ
где Vis, — средний объем разрушенной породы, приходящийся на единичный акт воздействия вооружения долота на породу; Nzi — количество таких воздействий в единицу времени; Рскя — площадь поперечного сечения ствола скважины; 2Д—количество зубьев долота; пш — средняя скорость вращения шарошек. Полагая?
пш = 1лпТ (5)
где 1’д — среднее значение передаточного числа долота, записываем
vM = п. (6)
**СКВ
Сравнивая формулу (6) с формулой (1), видим, что
V 13гДгД
Так как величина Si прямо пропорциональна Va, то следовательно, Si может служить показателем эффективности единичных актов воздействия вооружения долота на породу. Этот вывод вытекает и из формулы (3).
Таким образом, механическая скорость проходки является функцией эффективности единичных актов воздействия зубьев долота на породу, определяемой величиной sb и количества этих воздействий в единицу времени, характеризуемого скоростью вращения долота п.
Как показатель V3, так и показатель 6 (а следовательно, и Si) зависят от параметров режима бурения, свойств разбуриваемой породы и других факторов. Выявление этих зависимостей для конкретных условий возможно лишь на основе экспериментальных данных.
Вследствие износа зубьев в процессе работы долота на забое величина б (и Kj3) с течением времени уменьшается при прочих одинаковых условиях. Уменьшение этих показателей и другие причины вызывают снижение sb а следовательно, и падение механической скорости. Для учета этого явления при соответствующих показателях, ставится индекс «6>, и уравнение (1) принимает следующий вид: •
TOC o "1-5" h z vt = sltn, (8)
где vt — текущая (в данный момент времени) механическая скорость проходки.
Проходка долота за время tб его работы,
h = j v(t)dt = J sx (t) ndt. (9)
о 0
Формулы (1) и (9) показывают, что при данной п механическая скорость проходки и проходка на долото прямо пропорциональны Si; проходка на долото, кроме того, прямо пропорциональна времени работы и зависит от закономерности изменения si во времени.
Интегральным показателем работы долота является рейсовая скорость проходки
h h.
РР = Т= t -4->— ’ (10)
Т ‘p. о
‘где — продолжительность "рейса долота и tp.0 — продолжитель — 6
ность остальных работ, входящих в рейс долота наряду с механическим бурением. Учитывая выражение (9), записываем
is С sx (t) ndt _0_____ h + *р. о |
h
f v (t) dt
(П) |
v _ J_________
pi t 4-t
5 ‘p. о
Из уравнения (11) следует, что вследствие уменьшения Si по мере износа долота рейсовая скорость проходки вначале увеличивается, до определенной для данных условий бурения величины, а затем уменьшается. Продолжительность работы долота, соответствующая максимуму рейсовой скорости, найдется путем взятия первой производной уравнения (11) и приравнивания ер к нулю. Решение [92] полученного таким. образом уравнения приводит к условию
^ор = тах> 02)
где vt6p — текущая механическая скорость проходки, соответствующая времени ^бр, при котором Up = ypmax; t>pmax — максимальная для данных условий рейсовая скорость проходки. Равенство (12) показывает, что в рассматриваемом случае рейсовая скорость имеет максимальное значение в момент времени, когда текущая механическая скорость, снижаясь в процессе работы долота, становится равной рейсовой скорости. Из этого условия находим
*5р
f v(t)dt
TOC o "1-5" h z hP = ————- fp. o. ‘ (13)
Если с течением времени углубление скважины за один оборот долота не изменяется, т. е. если в течение рассматриваемого времени работы долота Si = const, то
h = sxinh = stNa, (14)
где ЛГД — суммарное число оборотов долота за рассматриваемый промежуток времени t ь,
ЛГД = nh. (15)
Следовательно, приведенные выше формулы можно использовать и для случая, когда величина Si не остается постоянной в течение времени работы долота на забое, если пользоваться средним за время работы долота значением углубления скважины за один оборот долота, вычисляемым по формуле
Средняя за время tб механическая скорость проходки
TOC o "1-5" h z vc = -J — = slcn. (17)
Часто закономерность снижения механической скорости во времени при неизменяющихся в процессе работы долота условиях можно описать уравнением вида
v, = v0e~9^ = kvtv0, (18)
где v0 — начальная механическая скорость проходки; е — основание натуральных логарифмов; 02 — показатель, характеризующий темп снижения механической скорости во времени, и
** = е-®Л (19)
В таком случае формулы (9), (10) и (17) соответственно принимают вид
Ь = клр0, ур = kVpiv0 и vc = k0ctv0. (20)
В этих выражениях
К =. V = т+?— и К> = — Т— <21>
• 6Z Р ‘8Т *р. о с
Закономерности изменения приведенных коэффициентов во времени показаны на рис. 1, 2 и 3.
Снижение механической скорости во времени вследствие износа долота можно выразить и другими уравнениями, отличными от уравнения (18) [31, 59]. Однако основные выводы, вытекающие из всех этих уравнений, будут одинаковыми.
Если в процессе работы долота Si = const, то
_jwh_ 8гп_ (22)
Р h + tр. о* 1+V
где
Для случая, выражаемого формулой (17), имеем
Vc
‘р~1+Фр’ (М)
При данном времени /р. 0 рейсовая скорость проходки прямо пропорциональна углублению забоя за один оборот долота и скорости вращения долота. При неизменяющейся в процессе рейса долота механической скорости проходки ур тем выше, чем больше время работы долота, причем пр стремится к своему предельному значению — величине механической скорости. Чем меньше время
Продолжительность работы долота, ч |
Рис. 1. Изменение коэффициентов Kt I Kct и км во времени при , 0z=O,4, |
Продолжительность работы ■ долота, v Рис. 3. Изменение коэффициентов текущих механической kvt и рейсовой kVpt скоростей во времени при различных значениях 0Z и ^р. о. / — при /_ =1 и: 2 — при t =4 ч. р. О ‘ у р. о |
долота, ч Рис. 2. Изменение коэффициента средней механической скорости kv^t во времени при различных |
значениях 02. / — при 6г=0,05; 2— при 0г=О,1; 3 — при в*=0,2; •#— при 02—О.4. |
?р. о, тем выше рейсовая скорость проходки: при £р-*-0 имеем при прочих равных условиях время tp o для скважины или для отдельных интервалов бурения в большой мере зависит от проходки на долото [29, 98], а следовательно, от его долговечности и механической скорости проходки.
(25) |
С целью учета стоимости 1 ч работы буровой сч и стоимости долота сд предлагается [11] пользоваться так называемой экономической скоростью проходки, вычисляемой по формуле
9 *5 + V о + Сд/Сч *
Минимум стоимости 1 ж проходки за рейс долота соответствует максимуму v3. Продолжительность работы долота, при которой достигаются указанные минимум и максимум, определяется так же, как и время t§ (отличие заключается только в том, что вместо времени tv 0 используется сумма tv 0 + Сд/сч).
Таким образом, для рациональной отработки долот необходимо хорошо знать влияние различных факторов на механическую и рейсовую скорости проходки и проходку на долото, а следовательно, на Si и долговечность долота; закономерности изменения механической скорости проходки во времени и влияние различных факторов на эти закономерности; уметь определять момент, когда работающее долото должно быть заменено новым. j